19
Апреля
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Идея приблизить власть к народу провалилась

28.08.2010Елена ОрловаЛысьвенский городской округ

Трудна судьба России. В её истории было немало «великих» реформ, придуманных властьпредержащими. И каждая прокатилась по народу, оставив в генной памяти крепкую отметину, которая заставляет их вздрагивать от одного слова «реформа». Истинно «вздрогнули» 7 лет назад и все те, кто понимал, что несёт России появившийся на свет закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Закон повелел: сломать!

В миру этот закон окрестили законом Козака, «приклеив» фамилию главного разработчика реформы местного самоуправления. На местах, костеря на чём свет стоит каждый пункт закона, приступили к внедрению непонятной и сложной муниципальной реформы в жизнь, и без того непонятную и сложную.

В тот период, когда Закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» появился на свет, мне пришлось участвовать во многих семинарах, посвящённых его толкованию. Именно толкованию, поскольку в нём содержалось столько противоречий и «непоняток», что разгадать загаданное простому смертному было просто невозможно. Были в числе «толкователей» и депутаты, и политики высокого ранга, и учёные. Я, как примерная ученица, штудировала пункты закона, внимала, как они толкуются, и вместе с другими участниками семинаров укреплялась во мнении: «белые пятна» в законе принесут неразбериху в устройство территорий, в которой едва ли разберётся население.

Древние римляне говорили:т «Dura lex — sed lex». Суров закон, но это закон - надо исполнять. Исполняли всем административным и депутатским миром. Причём закон, повелевший сломать устоявшееся административно-территориальное устройство на местах, не требовал испросить на то волеизъявления граждан. Согласны ли они, к примеру, на то, что их место проживания теперь будет называться «поселением»? Согласны ли они, эти самые граждане, с тем, что в таком городе, как Лысьва, будут два главы, две администрации? Согласны ли жители дальнего села, живущие без автобусного сообщения, остаться в десятке километров от тех, кто наделён полномочиями решать их насущные проблемы? Реформаторы решили обойтись без мнения населения.

Идея погибла на корню

Люди, чертыхаясь и понося недобрым словом тех, кто придумал новые правила жизни на местах, поначалу пытались понять, где они и как им себя называть? Если они в поселении, значит — поселенцы?! Самые продвинутые открывали толковые словари и ахали от удивления: поселенцы — это те, кто поселился на новом необжитом месте! А они тут (в Кыну, например) несколько веков живут! Или они относятся к тем, кого принудительно выдворили на жительство в отдалённое место в наказание за какие-то грехи? Так грех у них только один — они всегда здесь, на Урале, жили и в Москву на жительство никогда не рвались...

Поворчал народ и внешне смирился: много чего пережили - и это переживём. Приспособились. Раньше, когда главный сельский начальник под боком был, может, и обратился бы к нему с какой-то проблемой, а теперь — тю-тю, топай до власти «пешим» ходом несколько километров! Да бес с ней, с этой проблемой, не решается - и не надо!

А вот городским поселенцам «повезло-о-о»! Вместо одной управленческой и представительной власти у них под носом сразу две образовалось! Городская и районная! И обе о них заботиться обязаны. Самые ушлые горожане и ту, и другую власти в оборот взяли: городские начальники не хотят решить их проблему — к районным идут, районные разводят руками — к городским очередь занимают...

Злость, сарказм, насмешки — негативная гамма народного чувства к неразберихе, порождённой законом Козака, разливалась, как кислота, разъедая доверие и уважение к власти. Идея ПРИБЛИЗИТЬ ВЛАСТЬ К НАРОДУ, ради которой затевалось великое переустройство провинции, погибла на корню.

Держали «плацдарм» до последнего...

Парадокс в том, что те, кто работал во властных органах, когда Пермский край приступил к внедрению новых правил муниципального управления, понимали, что проблем возникнет немерено. Во всяком случае в Лысьве до последнего держали плацдарм централизованного управления территорией, не «размножая» управленческий аппарат. Запинались о пункты закона, заставлявшего органы местного самоуправления исполнять предписанные городскому поселению полномочия, один за другим заключали соглашения с Земским собранием о передаче этих самых полномочий на районный уровень. Однако пришлось «сдаться» и Лысьве. Она была последней в Пермском крае, где в городском поселении был создан полновесный управленческий аппарат.

Казалось бы, в законе, обязавшем разбить лысьвенскую территорию на поселения и образовать на «теле» Лысьвы городское поселение, прописано всё до мелочей: кому «суп варить», кому «посуду мыть», кому «мусор выносить» - знай действуй! Однако первый глава городского поселения Александр Чебыкин часто повторял одну и ту же фразу: «Хорошо было на бумаге, да забыли об оврагах!». В ней — суть того, что происходило повсеместно в районах, подобных нашему. А происходило много чего любопытного!

По закону глава городского поселения избирается из состава депутатов и не обладает управленческими полномочиями. Этим должен заниматься нанятый депутатами сити-менеджер — глава поселенческой администрации. В городских поселениях начали нанимать администраторов. Но он, этот самый администратор, хотя и наёмный служака, но тоже ГЛАВА! В его исполнении находится городской бюджет, у него - приличный штат сотрудников. Плюс личные амбиции. И понеслось! «Войны» между главами поселений и назначенными главами администраций, судебные тяжбы сити-менеджеров по поводу необоснованных их увольнений, разборки, скандалы. И всё это в базовых основах районов - в городских поселениях, где и численность населения поболее, и денег покруче, чем во всех сельских поселениях вместе взятых!

Лысьва, слава Богу, этого избежала. Здесь хватило мудрости жить в мире. Как хватило мудрости не устраивать «ристалищ» и двум уровням власти - районной и городской. Во многих районах мирного сосуществования между городскими и районными властями не получается. И «войны» там разгораются такие, словно город и район - две враждующие державы. Во властные конфликты вовлекаются газеты и телевидение, в них разбираются прокуроры и суды. И всё это происходит на глазах у населения, окончательно развенчивая его уважение к власти.

Через тернии пунктов в законах

Лысьвенский опыт показывает: мирное сосуществование «двух медведей в одной берлоге» возможно. Но все понимают: мирное сосуществование - субстанция хрупкая. Она держится исключительно на личностных качествах тех, кто стоит у властного руля. Окажись там человек иного толка — не миновать и Лысьве быть втянутой в бесконечный поток разбирательств и публичных «помоев». К тому же сосуществование это, хоть и мирное, но весьма затратное. В первую очередь для населения, налогами которого полнится казна. Нельзя винить людей, работающих в структурах управления городского поселения, что их содержание обедняет казну на два десятка миллионов рублей в год. Но два десятка миллионов - сумма немалая, на неё много чего можно в городе сделать.

За последние два года закон Козака претерпел изменения. С ними появилась и возможность пересмотреть муниципальное устройство территории. На российских просторах этим воспользовались пока единицы. Смельчаки — иначе и не назовёшь таких инициаторов, ведь, разрабатывая систему управления территориями, пресловутый закон Козака предусмотрел лишь определённые «болванки», по которым можно кроить и перекраивать районы и поселения. А если «болванка» не подходит — как быть?! Вот и приходится «пионерам» идти «на ощупь», продираясь через тернии пунктов в законах.

Смельчаками теперь называют и руководителей лысьвенской власти. Они решились сломать созданное пять лет назад административно-территориальное устройство территории, запустив процесс преобразования поселений и района в городской округ. Задача непомерно сложна как с юридической, так и с публичной точки зрения. Но если юридические «кроссворды» помогают разрешать краевое Законодательное собрание, прокуратура и суд, то в отношениях с народом помощи ждать неоткуда. Он сам должен прийти на избирательные участки и сказать своё «за» образованию городского округа. Причём, проголосовать нужно не менее чем половине всего населения, живущего на лысьвенской земле. Такое, увы, бывает крайне редко.

Голосование назначено на 10 октября. Остаётся чуть больше месяца. Поймут ли люди, что теперь от них зависит, каким путём дальше шагать городу и селу? Захотят ли «приложить руку» к тому, чтобы уйти от «самостийности» поселений и дать «добро» городскому округу с его централизованной, а потому понятной и более экономичной системой управления? Хочется верить: поймут и «приложат». Что ни говори, а народ у нас потому и зол на властьпредержащих, что умён: всё видит и понимает. Неладно это всё, менять надо!

 
 0
Социальные комментарии Cackle
Смотрите также:

Эти кедры знакомы, наверное, каждому лысьвенцу. Сорок лет назад они «прописались» возле дома № 10 на улице Смышляева.
День стал короче - ночи длиннее. К сожалению, этого на замечают те, кто отвечает за освещение городских улиц в ночное время суток.
Яндекс.Метрика