24
Апреля
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Кризис – время подготовки к новому рывку

24.01.2009Валентина КокшароваЭкономика

В октябре прошлого года, когда в обществе еще была надежда на то, что мировой кризис нас сильно не затронет, что он бушует где-то там, в Америке, мы попросили высказать свою точку зрения на развитие событий экс-вице-главу металлургической компании «ЛМЗ», а ныне - бизнесмена Виктора ЛОГИНОВА. В октябрьском интервью он дал достаточно мягкую картину надвигающихся событий. В середине января мы вновь встретились с ним и вернулись к октябрьскому разговору. Прошло всего три месяца, а ощущение таково, словно прожили большой отрезок времени – так стремительно меняется картина дня.

Налоговые каникулы - это интересно!

- Виктор Васильевич, знаю, что вы внимательно следите как за развитием событий в экономике и политике страны, так и за ситуацией в крае и нашем районе. На ваш взгляд, все только начинается?
- Не заканчивается – это точно. В октябре прогноз был достаточно мягким. Тогда еще была уверенность в том, что инфляция вырастет немного и за 9 процентов не перевалит. В итоге имеем 13,3%, а это гораздо выше, чем прогнозировало в начале года правительство.

Прогноз по доходам тоже гораздо мягче, чем просчитывали. Сами видите: реакция промышленного комплекса на меняющиеся условия финансового рынка оказалась серьезнее, чем ожидали. Руководство обоих лысьвенских предприятий с ходу ввело укороченную рабочую неделю, заявило о сокращении персонала, отправило часть людей в отпуска. Задействовало те направления, которые мы уже проходили в 90-е годы.

В октябре еще не так остро стоял вопрос снижения доходов местных бюджетов. В результате столь резких действий в промышленном секторе уже очевидно: отчисления в бюджет стали уменьшаться. Приходится отказываться от реализации многих проектов, чтобы сэкономить ресурсы.

- Ситуация сродни той, что была пережита заводом и территорией в целом в 98-м году?
- Нет, она несколько иная. Потом не надо сбрасывать со счетов то, что у правительства все-таки есть резервы, чтобы пока держать ее на контроле.

- Недавно Анатолий Чубайс слегка похвалил правительство: дескать, оно в этот раз действовало энергичнее и справилось с первой кризисной волной...
- Какие действия были предприняты? Пока видим одно направление: указ президента, постановление правительства, пакет законов в Думу – и поехали! Пошли наиболее легким путем: запустили руку в общенациональную копилку, полагая, что этой «подушки» хватит на пять лет, а такими темпами и два года не продержаться.

Многие аналитики считают: имеются и другие варианты выхода из кризиса и еще не поздно их использовать. Речь идет о налоговых льготах. Есть мировой опыт, в частности, азиатских стран. В 1998 году они объявляли налоговые каникулы: заморозили выплаты всех налогов. Да, в правительстве озаботились вопросом, как помочь предприятиям реального сектора – градообразующим, оборонке и т.д. Составили список и направили туда централизованные ресурсы. Но, объявив налоговые каникулы, можно было те же ресурсы оставить у предприятий. Не потребовалось бы изобретать схему технологической цепочки доведения федеральных денег до конкретного предприятия. У всех на виду пример банков. Им были отпущены миллиарды для поддержки финансового состояния, но деньги шли долго, а потом сами помните, как они стали ими распоряжаться.

Деньги есть. Нет настойчивости в их привлечении

- Вернемся с высот большой финансовой политики на грешную землю. Вы считаете, что первая реакция на кризисные явления - оптимизация издержек производства, избавление от лишнего кадрового баланса, замораживание социальных программ - была совершенно адекватной складывающейся ситуации? Что еще можно сделать по опыту 98-го года, чтобы смягчить удар?
- Понимаете, кризис ведь только для рядового человека стал неожиданным. Те, кто следит за процессами глобализации, видели угрозу наступления финансового «цунами» еще весной прошлого года. А ближе к осени его неотвратимость стала очевидна для многих. Можно было поработать с местной властью на ранней стадии – в сентябре-октябре. Сокращение и перевод на неполный рабочий день как защитную меру от кризиса предвидели все. С другой стороны, в городе появляется большое количество людей незанятых. Но это не значит, что для них нет дел. Почему не занять их на общественных работах? На стройках, на предприятиях немало дел, требующих невысокой квалификации, которые могли бы выполнять высвобождаемые работники.

- Занять можно, а как оплачивать этот труд? Насколько я знаю, средств в казне на общественные работы нет.
- Что значит «денег нет»? Нужно было в сентябре-октябре ехать к губернатору и раскладывать перед ним свои карты: мол, столько у нас высвобождается, такова потребность рабочих в городском хозяйстве, столько не хватает - поддержите нас. Наверное, это не миллиарды и не десятки миллионов рублей. Все можно просчитать. Давайте подсчитаем для примера. Людей отправили на две трети тарифа. Тариф – это 60 процентов средней зарплаты. Среднемесячная зарплата - 10 тысяч рублей, тариф – 6 тысяч. Две трети – четыре тысячи. Таких тысяча человек. Чтобы занять их на общественных работах с зарплатой 4 тысячи, потребуется 4-5 миллионов рублей в месяц. Что, этих денег, если раскинуть мозгами, нельзя найти? Нужно еще раз изучить какие-то статьи бюджета, а потом ведь никто не отнимал у муниципалитетов права кредитоваться. И третье – просить у региона. А главное: при такой схеме человек, готовый поработать на город, почти не теряет в зарплате.

Вариант второй – переобучение. Знаю, что наши власти рассматривают его постоянно, а что конкретно сделано? Организовали курсы по тем специальностям, которые необходимы городу? Я имею в виду не станочников, а обучение профессиям широкого профиля – каменщиков, штукатуров, бетонщиков, маляров. Что бы ни происходило, люди продолжают строиться, эти специальности всегда будут востребованы. Почему бы не обучить второму-третьему разряду – не профи, но необходимые операции выполнять смогут?

Опять же есть мировой опыт. В Финляндии разразился локальный кризис, когда «загнулась» лесная промышленность. А там это чуть ли не основной профиль экономики. Что делать? Государство нашло ресурсы на переобучение. Люди бесплатно получали вторую специальность вплоть до учителей и медсестер. В западных странах, как только намечается свертывание производства, государство, местная власть активно включаются с программами переобучения.

- Как, по-вашему, будет развиваться сценарий дальше?
- Будет хуже. Отрицательная динамика четвертого квартала перешла в первый квартал нового года. Думаю, первое полугодие обеспечено снижением производства процентов на 30. Для конкретного человека это снижение его личных доходов. Инвестиционные программы, как только банки перекрыли их финансирование, встали. Идут только те программы, готовность которых высока, и банкам замораживать такие ресурсы тоже не с руки. Думаю, первыми тремя месяцами отрицательная динамика в реальном секторе, в бизнесе не ограничится. С другой стороны, сокращение непроизводительных функций, роста зарплат, уменьшение штатов активизирует конкуренцию за рынки сбыта, за получение бюджетных средств, за доступ к кредитным ресурсам.

На дедовских технологиях далеко не уедешь

- Виктор Васильевич, в середине 90-х годов реальный сектор тоже переживал не лучшие времена. Вы в то время были, как говорится, в эпицентре событий. Как тогда действовали?
- У нас на заводе тогда было не менее двух вариантов выхода. Специалистов на две трети не отпускали – они пахали. «Мозговая атака» шла по каждому пункту. Мне не нравится фон, на котором разворачиваются события сегодня. Все решили: мол, впереди непредсказуемость и надо думать только об оперативности. А где развитие? Кризис рано или поздно закончится, и мы опять запустим свои старые технологии и поедем на них дальше? Что кризис дает нам? Своего рода передышку. Представляете, есть ресурсы, база, нет дефицита - почему не решить вопрос о закупке более новой технологии?

- Деньги где?
- Есть деньги в стране! Кто вам сказал, что их нет? Правительство составило список предприятий, которые намерено поддержать. На какие цели им выделяются деньги? Мне, например, трудно сказать: или они пополнят «оборотку», или будут направлены на техперевооружение. Что сегодня происходит на предприятиях? Замораживают старые технологии. Кризис минует - и мы снова бросимся догонять развитые страны на дедовских технологиях? Кризис дает бизнесу шанс. Жаль, что не все это понимают. Направлений, где можно приложить усилия и получить результат, много. Сельское хозяйство в загоне? В загоне. А ресурсы есть, чтобы его поднять? Есть. Картошку можно садить? Безусловно, и более того - в программе краевых властей она в приоритете.

- Но здесь существует проблема рынка сбыта...
- Да, если думать только о первичном продукте. А переработка? Что можно сделать из картофеля? Массу хороших и вкусных продуктов!

Вернемся опять же к девяностым годам. Тогда кризис тоже сильно всех напряг, «мозги» заработали и стали выстраивать вертикально интегрированные цепочки: производитель – переработчик – продавец. Появились промышленно-финансовые группы. Сегодня нужно не выдумывать что-то, а возвращаться к забытой схеме, которая один раз уже помогла выбраться из ямы.

Интересны, на мой взгляд, инфраструктурные проекты. Те же дороги. Ассигнования на них планируются серьезные. Что потребуется на строительство дорог? Производство стройматериалов, дорожно-строительной техники и т. д. Колоссальное количество рабочих мест. Это к вопросу о резервах и ресурсах. Они есть. Если подрядчиков освободить от налогов, это станет большим и реальным толчком в бизнесе и развитии территорий.

Кризис дает бизнесу шанс

- Ну, это решение больше федерального уровня. А на нашем, местном, локальном, как вы оцениваете ситуацию? Что делать конкретному человеку - рабочему, строителю, - которого уже накрыла волна кризиса?
- Я бы рекомендовал каждый день читать газету и отслеживать вакансии. Главное - не бояться никакой работы. И не ждать, когда начнется подъем и за тобой придут. Подъема, думаю, не будет долго. Скорее всего, нас ждет стагнация. Поэтому властям (а я убежден - это их задача!) надо наладить процесс обучения и переобучения людей. Тем более, что база в городе есть, и очень неплохая.

- А вам не кажется, что проблема пока зреет изнутри? Предприятия решают, что делать с персоналом, стараясь сохранить его потенциал. Структура кризиса до сих пор окончательно не ясна. Все находятся в ожидании. Кто-то принимает решение избавляться от дополнительных расходов, в том числе от рабочей силы, кто-то еще ждет и надеется. Мне кажется, последних больше.
- Нельзя сидеть и ждать! Чего ждать? Когда все рухнет и на улицы выйдут толпы недовольных? Девяносто восьмой год еще дал возможность промышленникам продержаться на старых технологиях, но это не может продолжаться бесконечно. Старым производствам, как, к примеру, эмальпосуде, третьего шанса дано не будет. Еще интересный момент – боязнь банкротства. Надо менять собственников, передавать активы более эффективным из них.

Вы спрашивали, как мы действовали на заводе в девяностые годы? В оперативном плане решали задачу, как не потерять «оборотку», но тогда цены на все росли не по дням, а по часам. В перспективе считали, сколько нам отпущено времени, чтобы перегруппироваться. На каждый продукт определили своего рода период жизни. Рисовали кривую: тут снижение – ничего, переживем, а с этого момента должен начаться рост. Был составлен план выживания до 2003 года по каждому продукту – вот такой толстый «гроссбух». Потом наступил 2003-й год, 2004-й – живем! Знаете, в чем была наша ошибка? Мы много ресурсов направили в социальную и политическую сферы. Это, в конечном итоге, помешало провести модернизацию. А такие возможности были.

Сегодня другая ситуация. Рубль девальвирует, но плавно. Падение основных отраслей смягчается мерами властей и некоторым снижением налогов. Денег стало меньше, зато появится время заняться проблемами развития. Сегодня, конечно, никто не даст гарантий ни по одному инвестиционному проекту. Но через два года экономика начнет подниматься, а это время как раз уйдет на то, чтобы все спроектировать и попытаться обновить технологии.

 
 0
Социальные комментарии Cackle
Смотрите также:

Многие автолюбители заранее настраивают себя на то, что встреча с инспектором ГИБДД – потерянные время, деньги и даже права
- Смотрю на своих знакомых - и сердце от жалости и возмущения сжимается.
- Запишите меня на бока-а-ал! - на пороге методкабинета культурно-досугового объединения «Радуга» (станция Кын) стоял первоклашка и удивленно таращил глазенки, не понимая, почему его просьба вызвала столь дружный смех.
Яндекс.Метрика