Морская мощь России
13.08.2020В числе наблюдавших за репетицией военного парада в Санкт-Петербурге был и нештатный корреспондент «Искры»
Как и любого мальчишку, меня всегда притягивала всякая техника, будь то самолёты или корабли. Занимался в судомодельном и авиамодельном кружках. Самостоятельно изучал искусство фотографии (когда учился в институте, окончил курс на отделении фотожурналистики). Всё это и определило давнее стремление когда-нибудь побывать на таком грандиозном мероприятии, как военный парад в Санкт-Петербурге в День ВМФ, где соединяется всё - и корабли, и авиация.
День первый
Разведка. Попасть туда не получалось по разным причинам, а нынче решил: если не сейчас, то, может, никогда. Благо технологии позволяют купить билет не выходя из дома.
Не буду описывать трудности, которые пришлось перенести на вокзале Пермь-II, где введены меры профилактики в связи коронавирусом. 21 июля. Еду. Выстраиваю планы съёмок. Город мне хорошо знаком (учился в ленинградском институте), так что точки съёмки вырисовывались достаточно чётко…
22 июля. Ладожский вокзал. Встречает сын Антон. Он живёт в Пушкине. Хотел отвезти к себе, но время-то не ждёт. Находим в Интернете хостел, резервируем. Быстро разместившись, беру фототехнику - и на разведку.
По Почтамтской - в сторону площади Труда, на Английскую набережную и к Сенатской площади. Вдоль Невы уже несколько дней как выставлены на «бочках» несколько кораблей, напротив Академии художеств – подводная лодка «Санкт-Петербург».
На пристань возле Сенатской, где причаливают суда для прогулок, зашёл узнать о рейсах в Кронштадт: хотелось «с воды» поснимать корабли, не вошедшие в Неву. При входе на дебаркадер охранник замеряет температуру бесконтактным датчиком (эту процедуру придётся не раз проходить во всех общественных местах).
Первый человек на дебаркадере оказался знакомым: медийное лицо, Виктор Гусев. Не удержавшись, спросил, не комментировать ли парад он приехал. Пристально посмотрев, видимо, пытаясь припомнить, не встречались ли когда-то, он с улыбкой ответил, что приехал отдохнуть.
Подойдя к кассе, узнаю, что водные маршруты в Кронштадт закрыты до окончания парада. Огорчительно. Пройдя по набережным до Эрмитажа, заходя на все дебаркадеры, получаю один и тот же ответ. На мои сетования сын предложил свозить меня в Кронштадт на авто по дамбе. Успокоившись, продолжаю обход, снимая корабли, стоящие вдоль фарватера.
Напротив Петропавловской крепости «флагманом» всех военных кораблей, разместившихся в кильватерном строю, стал линейный корабль «Полтава»: историческая копия старинного корабля, воссозданная по архивным чертежам в тех же материалах. Очень красивый - с резным декором, с мачтами. Мечта мальчишек!
Итого в этот день удаётся заснять линейный корабль «Полтава», малые ракетные катера «Мытищи» и «Серпухов», корвет «Бойкий», фрегат «Адмирал Касатонов», большую подводную лодку «Санкт-Петербург». Неплохо.
Далее по плану колоннада Исаакиевского собора. Преодолев все ступеньки, попадаю на очередной контроль: замеряют температуру и постоянно напоминают о необходимости соблюдать дистанцию. Несколько раз обхожу галерею, наблюдая за меняющимися освещением, погодой, ветром.
К сожалению, с колоннады просматривается только «Адмирал Касатонов». Конечно же, остальное компенсируется замечательными видами города с высоты птичьего полёта. Незадолго до закрытия ухожу отдыхать после насыщенного событиями дня.
День второй
Кронштадт. Утром отправляюсь по Большой Морской в сторону Дворцовой площади на рекогносцировку, помня об уговоре с сыном о поездке в Кронштадт. Под аркой Главного Штаба вижу женщину с табличкой «Кронштадт». Узнаю, что могу упустить единственную возможность съездить в город перед его закрытием. До отъезда 10 минут! Добегаю до автобуса, последним вхожу в него и еду, удивляясь своей удаче.
Из разговоров водителя и гида узнаю: с завтрашнего дня многие направления и проезд по некоторым мостам закроются, так что мне крупно повезло…
Приехав, проходим к набережной Петровской гавани, где у причальной стенки стоят пришвартованные корабли. Далее, в Купеческой гавани, просматриваются ещё несколько.
Спустя некоторое время наша группа поднимается на теплоходик, который идёт по акватории, где стоят корабли, по размерам и осадке не вошедшие в Неву. Начинается дождь, почти все, кто был на верхней палубе, сходят вниз. А у меня есть плащ!
Постепенно открываются новые ракурсы. Проходим мимо фортов. Недалеко на «бочках» - большой десантный корабль «Пётр Моргунов», научно-исследовательское судно «Адмирал Владимирский», атомная подлодка «Орёл» и другие пока пришвартованные корабли. После дождя небо расцвечивает радуга, заключая судна под цветную арку.
Сойдя на сушу, идём до Якорной площади мимо памятника адмиралу Макарову, входим в Морской Никольский собор - грандиозный, сравнимый с храмом Христа Спасителя в Москве. Внутри заканчивается служба. Немногочисленные посетители теряются среди церковной утвари, икон. В центре мощи Святого праведного воина Феодора Ушакова, привезённые из Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря, что в Мордовии. Рядом висит мундир, подобный тому, что адмирал носил при жизни: со шпагой на перевязи и с орденами.
В правом приделе небольшая выставка, посвящённая его жизни, службе России во флоте, его победам, сражениям, в которых не было ни одного проигранного. Как и многие, ставлю свечку и прикладываюсь к мощам…
День третий
Репетиция парада. 24 июля встаю раньше и бегу на Сенатскую. Редкие прохожие уже собираются вдоль гранитных парапетов. Идёт подготовка - проверка телеаппаратуры. Техники Первого канала деловито расходятся по своим точкам. Охранники ненавязчиво оттесняют зевак от трибун, на которых будут сидеть приглашённые.
У женщины в морской форме и с двумя фотокамерами на шее узнаю, что она корреспондент от Морской Академии, ей поручено провести съёмку репетиции. Оказалось, мы тёзки: её зовут Евгения. Вкратце рассказываю о Лысьве. Признаюсь, что приехал спонтанно, без аккредитации. Она обещает посодействовать.
Случайно узнаю, что репетиция назначена на 18 часов. До этого времени успеваю пройтись вдоль Невы до Ленфильма и вернуться на Сенатскую площадь, где многое изменилось. Появились курсанты, цепью огородившие подходы к площади. Вместо гражданских охранников мощные бойцы Росгвардии.
Знакомлюсь с московскими журналистами, также ожидающими начала. Конечно, задаю вопрос об аккредитации, понимая, что «зачистка» впереди. Рассказываю, что я внештатный корреспондент «Искры» из Лысьвы - города, который выпускал каску, что этот символ присутствует на могиле Неизвестного солдата в Александровском саду в Москве.
Немного погодя начинаются активные действия Росгвардии: всех просят покинуть периметр, несмотря на аккредитацию. Прессу собирают отдельно. В огороженную зону заезжают машины санобработки, следом заходят кинологи с питомцами, и уже потом начинают пропускать журналистов.
В общей куче прохожу на отведённые места. Впрочем, признаюсь ответственному лицу, что проник «по-партизански». Он, добродушно улыбаясь, заполняет на меня карточку, удостоверяющую, что я корреспондент «Искры». Так я и легализовался. Кстати, на сам парад смогут попасть только журналисты Первого канала.
На трибунах, предназначенных для VIP-гостей, мы можем перемещаться по всей длине, не спускаясь на землю. Прямо перед нами, ближе к противоположному берегу, расположился новейший фрегат «Адмирал флота Касатонов», названный в честь адмирала, который «спас» Черноморский флот от притязаний Украины при разделе СССР. Справа и слева огромные экраны, на которых транслируются символы ВМФ и прямые включения с других флотов.
И вот начинается репетиция парада. На своеобразный плац на набережной Сенатской площади выходит военный оркестр в белоснежной форме. Затем под марши проходят моряки, тоже все в белом. Замыкает строй «коробка» в чёрных беретах и традиционной чёрной форме морской пехоты.
По Неве на фоне огромного «Адмирала Касатонова» один за другим идут корабли поменьше, разного предназначения и вооружения. На каждом выстроилась свободная от вахты команда в парадной форме: противодиверсионные катера «Нахимовец», «Юнармеец Заполярья» и «Юнармеец Беломорья», десантный катер «Иван Пасько» с ботиком Петра I на борту и с историческими персонажами в костюмах того времени.
Далее противодиверсионные катера «Юнармеец Балтики», «Евгений Колесников», «Григорий Давыденко», «Валерий Федянин» и «Юнармеец Татарстана», десантный катер «Алексей Баринов» со знаменитой «Катюшей» на борту и её бойцами, одетыми в форму времён Великой Отечественной. На подобном корабле танк Т-34 с экипажем. Следом три тральщика, ракетные корабли «Дмитровград», «Мытищи», «Советск» и «Великий Устюг». Завершают парад «Георгий Зима», «Михаил Казанский» и совсем небольшой портовый буксир.
Авиационную часть парада открывает легендарный Ил-2, возрождённый ветеран Великой Отечественной войны. На таком, кстати, воевал наш земляк, Герой Советского Союза Евгений Нилович Иванов.
Следом пролетают вертолёты Ми-8, Ка-27, Ка-29, группа гидросамолётов во главе с Бе-200, группа Ил-38, серьёзный «медведь» Ту-95 и А-50, сопровождаемые эскортом Су-27. Над разведёнными мостами пролетают ещё тройка «медведей» и пара «сушек». Проходят фронтовые бомбардировщики Су-24М. Завершает авиапарад шестёрка штурмовиков, раскрасив небо над Санкт-Петербургом в цвета российского триколора…
На двух белых катерах под номерами 001 и 002 по сценарию должны были прибыть Президент В.В. Путин и министр обороны С.К. Шойгу. На репетиции их замещают «дублёры». Узнаю среди них генерала армии, Героя России В.В. Герасимова.
По команде оркестр заиграл марш, и моряки строевым шагом двинулись мимо командования и наших трибун. Весь противоположный берег в несколько рядов забит зрителями. Пронеслась мысль: как нам повезло с погодой! Через три минуты грянул гром, сверкнула молния и хлынул такой ливень, что разворачивать и надевать плащ было бессмысленно. Это Питер…
Евгений Меденников, нештатный автор «Искры» /