Сотрудники прокуратуры, полиции и миграционной службы обнаружили нелегальных работяг-мигрантов в здании строящегося спортивного комплекса с бассейном. Это было в начале года. А недавно в правоохранительные ведомства поступил сигнал об иностранных строителях на ул. Гайдара, 15 и 15/1, где возводятся дома, предназначенные для расселения детей-сирот. Вместе с большой группой стражей порядка отправляемся на стройплощадку.
«Бабай» в России трудится давно
Здесь на первый взгляд безлюдно. Прокурорские работники и полицейские распределяются: одни проверяют и охраняют выходы первого дома, другие отправляются во второе здание. Из сторожки выбегает недоумевающий парень, которого просят открыть все запертые в строящихся домах двери. После обхода всех этажей и осмотра будущих квартир оцениваем «улов»: всего трое иностранцев. Первый, пожилой узбек, показывает документы сотруднику миграционной службы. С паспортом и разрешением на работу у него всё в порядке, и его с миром отпускают. Говорят, этого человека на стройке кличут «бабаем». В России он работает уже много лет.
В это время к сторожке подбегает крупный мужчина. Как оказалось, это мастер, который называет себя «смотрящим».
- Что же вы нас даже не предупредили, что придёте? Я смотрю в окно, а тут полиция ходит, - широко улыбается мужчина.
- Разве мы должны предупреждать? У вас тут все разбегутся или попрячутся, – резонно замечает один из оперативников.
- Всё равно основной костяк рабочих подтянется ближе к вечеру. Днём здесь мало народу, - продолжает улыбаться мастер.
Из сторожки доносится грустный иностранный напев. Песню затягивает один из двух таджиков, не имеющих разрешения на работу. Второй по внешним данным подходит под ориентировку полиции. Оба безропотно ожидают своей участи. О чём повествует тоскливая песня мигранта, остаётся только догадываться.
- Один из этих иностранцев вовсе не наш - он сюда просто в гости пришёл. Не работает он на стройке, иногда приходит помочь. С девочками-малярами беседует, смешит их, чтобы им трудилось веселее, - не обращая внимания на взрыв хохота правоохранителей, оправдывается мастер. – И вообще, почему вы к нам летом не приехали, когда тут чеченцы работали?
- Так чеченцы – граждане России. Им не нужны дополнительные документы на работу, - объясняет «смотрящему» сотрудник прокуратуры.
Приуныв, мастер отправляется звонить начальству. А граждан Таджикистана увозят в отделение миграционной службы.
Позже помощник прокурора Татьяна ЛИТВИНА рассказала, что таджик, не имеющий права на работу в России, привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ и оштрафован на две тысячи рублей. Мастер стройки привлечён к дисциплинарной ответственности по ч.1 ст. 18.25 и наказан штрафом в 25 тысяч рублей. ООО «ПармаСтройКомплект», которое по договору строит многоквартирные дома на ул. Гайдара, получило представление прокуратуры. Его обязали наказать виновных и следить за тем, чтобы подобного впредь не повторилось.
Патентованные специалисты
С 1 января 2015 года в России ужесточилось миграционное законодательство. Теперь граждане СНГ могут въехать в Россию только по загранпаспортам. Исключение сделано для Киргизии, которая ведёт переговоры о вступлении в Евразийский экономический союз, и для Украины - из-за сложной внутриполитической обстановки. Также нововведение не коснётся входящих в Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и Армении.
Кроме того, при пересечении границы потенциальный трудящийся-мигрант должен указать в миграционной карте, что цель его визита - работа. В течение 30 дней с момента въезда он обязан подать заявление в территориальное подразделение миграционной службы о выдаче патента.
– Чтобы получить этот документ, ему необходимо подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ её законодательства, а также отсутствие социально опасных заболеваний. Ещё требуется предъявить полис добровольного медицинского страхования и внести авансовый платёж на доходы иностранного гражданина, - разъясняет новые правила начальник лысьвенского отделения УФМС Юлия ЧУНАРЁВА. - Пройти тестирование для получения патента весьма проблематично, особенно тем, кто вообще не владеет русским языком. Проще справиться с тестами гражданам СНГ, которые когда-то учились в советских школах. В настоящее время три мигранта из Лысьвы сложный экзамен сдали и ждут из Москвы подтверждающие документы.
Тесты можно будет сдать и в Лысьве?
Прохождение теста для получения патента – штука не только непростая, но и дорогостоящая. Госпошлина за эту процедуру - пять тысяч рублей. Провалил экзамен – плати снова. Утверждены три основных центра тестирования в Москве: МГУ, Российский университет дружбы народов и Государственный институт русского языка и литературы имени Пушкина. Созданы и локальные центры тестирования, один из них – в Пермском научном исследовательском политехническом университете.
Перспективу открыть подобный центр оценивают и в Лысьве, в филиале ПНИПУ. В вузе сообщили: в конце 2014 года руководители филиала встречались со специалистами местного и пермского УФМС, а также с представителями национальных диаспор и работодателями, на чьих предприятиях трудятся иностранцы. Миграционное ведомство весьма заинтересовано в работе с мигрантами «на местах».
- Мы получили разрешение на открытие локального центра тестирования у ректора ПНИПУ. Сотрудник нашего университета прошёл специальное обучение в Москве и получил сертификат тестора. Договор на открытие центра мы заключаем с Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина. Все необходимые документы туда уже направлены, ждём результата, - рассказала заместитель директора по общим вопросам ЛФ ПНИПУ Ольга ВЬЮГОВА. – В любом случае мы можем готовить мигрантов к прохождению тестов для получения патента: организовать курсы, давать консультации. Иностранцы уже обращаются к нам за помощью. В филиале есть программы подготовки к комплексному тестированию по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ, примерные варианты тестов. То есть мы уже сейчас можем начать работу с иностранными гражданами, дать им возможность подготовиться, попробовать свои силы в сдаче этого сложного экзамена, настроиться психологически.
Заграничных трудяг станет меньше?
Сократят ли нововведения в законодательстве число трудовых мигрантов, сказать пока сложно. Но жизнь работягам-иностранцам усложнят точно. Работодатели (в особенности строительные организации), привыкшие экономить на рабочей силе, тоже встанут перед выбором: или брать на работу исключительно россиян, или укрывать нелегалов, нарушая закон, или же помогать трудовым мигрантам в получении патента. То есть давать им время на посещение подготовительных курсов, поддерживать материально, чтобы они смогли оплатить госпошлину за тестирование.
Скорее всего, на это пойдут единицы предпринимателей. Причём только ради того, чтобы заполучить высококвалифицированных зарубежных специалистов. Но такие ездят в Россию за «длинным рублём» нечасто - они и на родине без куска хлеба не остаются.
Социальные комментарии Cackle