Старт Лысьвенского завода эмалированной посуды в текущем году был неплохим: коллектив увеличил объёмы производства и продаж, и значительно. Потом темпы замедлились, спрос упал – всё как у всех российских предприятий, работающих на потребительский рынок в условиях острой конкуренции. Однако, невзирая на негативную экономическую ситуацию в стране, стратегия у топ-менеджеров предприятия со столетней историей остаётся прежней. Какой? О ней и не только наш разговор с гендиректором ОАО «ЛЗЭП» Андреем ТУНЁВЫМ.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕМ ЗАНИМАЛИСЬ ПО ЖИЗНИ
- Андрей Васильевич, известно, что коллектив эмальпроизводства в конце апреля отправился на майские каникулы. Это связано с перепроизводством и проблемами сбыта продукции или же с подготовкой производства к работе в летний период, когда спрос на продукцию традиционно растёт?
- Идея весенних каникул не нова. Не первый год в майские праздники мы останавливаем конвейер, ремонтируем оборудование, а людей отправляем в отпуск. Во-первых, май – самый слабый сезон объёма продаж. Во-вторых, этот месяц у людей весьма востребован, ведь у многих - сады-огороды.
Нынче в экономическую программу мы изначально закладывали каникулярный срок побольше – порядка 20 дней. Но получилось всего 11, потому что в конце апреля пошли производственные заказы.
Более того, май-июнь мы активно используем, чтобы люди могли отдохнуть в свой плановый отпуск. Когда увеличится спрос на продукцию, персонал по максимуму должен быть на рабочих местах.
- Импортозамещение – тема номер один сегодня. Кто-то считает её панацеей от проблем, с которыми в последние годы сталкивается отечественный производитель, а кто-то весьма пессимистически оценивает шансы предприятий на рост производства и на освободившиеся рынки сбыта.
На примере вашего предприятия вы можете прокомментировать эти две точки зрения? Или всё зависит не от санкций, а от общей экономической модели, в рамках которой российскому бизнесу приходится выживать, а не развиваться?
- Я бы не сказал, что импортозамещение - новая тенденция. Во всяком случае, для нас. Мы по жизни им занимались. Тот же «Полистил». Почему запустили проект автолиста? Потому что в России на тот момент его не производили. «АвтоВАЗ» вынужден был покупать металл за рубежом. Лысьвенцы начали занимать эту нишу. Вслед за нами пошли метзаводы Череповца, Магнитки.
Что касается эмальпосуды, то в 2014 году объём продаж импортных изделий на российском рынке составил примерно 50%. Это китайская, турецкая, сербская, украинская посуда. Вторую половину рынка заняли российские заводы.
В конце года в связи со значительным удорожанием валюты у нас резко вырос спрос. Появилась возможность увеличить объёмы продаж и поднять свою долю на рынке. Чем мы и воспользовались.
Поэтому импортозамещение идёт постоянно. У нас есть как конкурентное преимущество, так и конкурентные проблемы и недостатки. Нам, например, сложно конкурировать по цене с теми же китайцами и турками. Не только потому, что у них затраты меньше. Нет, у них сегодня зарплата уже не ниже, чем на российских заводах. И расходы на энергетику не меньше, чем у нас. В принципе, затраты и у них немалые. Но там политика правительства направлена на выход предприятия на внешний рынок. Оно даёт преференции по налогу, осуществляет субсидирование внутренних затрат.
Это один момент относительно темы импортозамещения. Второй - мы же знаем, какую продукцию производит Китай. У них есть и хорошая, качественная посуда. Она не дешевле нашей. Та, что по цене ниже, - не очень качественный продукт. Наша посуда служит годами - потребитель это знает. Возьмите толщину металла. Лысьвенские кастрюли тяжелее по весу по сравнению с китайскими. Мы используем металл толщиной 0,7-0,8 мм, а зарубежные конкуренты - 0,3 мм. Покупатель разный: кому-то цена важнее, чем надёжность и качество.
Но наша стратегия такова: работаем и на внутреннем рынке, выходим на внешний, конкурируем с зарубежными поставщиками и будем дальше этим заниматься.
БЕЗ ДЕНЕГ ЭКОНОМИКА НЕ ВЫЖИВЕТ
- И санкции на вашу стратегию не повлияли?
- Ну как не повлияли?! Сегодня сложная ситуация с ликвидностью на финансовом рынке, проблема получения заёмных средств и их стоимость. Вопрос даже не только в их стоимости, хотя это важно. Проблема в том, что банки в настоящее время либо денег не имеют, либо средства, которыми располагают, используют на другие финансовые продукты, в частности, в игре на валютном рынке. В реальную экономику средства поступают очень дозированно.
Можно заработать кучу денег на валютных колебаниях, но без развития реальной экономики долго существовать невозможно. У производителей есть проблема дефицита финансов. В том числе это связано и с санкциями – доступ-то на мировые финансовые рынки закрыт.
Центробанк проводит политику сжатия денежной массы. На мой взгляд, она абсолютно неправильна. Те же американцы и европейцы спокойно включают печатный станок, если в экономике не хватает денег. Без них она не может работать. А у нас снова их острая нехватка. Конечно, ещё не 1990-е годы, когда наличности просто не хватало и пользовались всякими суррогатами. Но риск вернуться к той ситуации остаётся.
- Ваши ощущения относительно дальнейшего развития событий в производстве, в экономике?
- Ощущение неопределённости на второе полугодие, к сожалению, есть. Для нас зима была весьма плодо-творной: всё, что произвели, – продали. Сейчас пошёл значительный спад. Мы это предвидели и не ошиблись в прогнозах. Покупательская способность упала, денег у населения стало гораздо меньше. Доступ к кредитам ограничен. Цены выросли - покупать стали меньше. Это факт. Говорят, пик кризиса пройден. Хотелось бы на это надеяться. Но неопределённость, честно говоря, сохраняется. Хотя не помню ни одного года, когда было всё понятно до конца. Риски в бизнесе были всегда. Надо их сопоставлять и принимать решение. Примешь правильное – ты при деньгах, ошибся – потерял.
ЕСТЬ ПЕРЕКОС - НАДО ИСПРАВЛЯТЬ
- В связи с этими делами у вас не просматривается очередная программа оптимизации производственных расходов и персонала?
- Программа оптимизации не связана ни с санкциями, ни с кризисом. В принципе, мы весь прошлой год ею занимались и по материалоёмкости, и по обслуживающему персоналу. Между прочим, количество работников, занятых на прямом производстве, в этом году даже увеличили. А вот численность вспомогательного персонала уменьшаем.
Почему? Потому что есть перекос. Фонд оплаты труда на прямом производстве меньше, чем в группе вспомогательного персонала. Такого быть не должно. Естественно, управленческий, инженерно-технический персонал будем оптимизировать. А на эмальпроизводство, в штамповочный цех людей принимаем дополнительно.
Всё же постоянно меняется – портфель заказов, номенклатура производства, появляются новые возможности. Вы же знаете, конкуренция на посудном рынке очень жёсткая. Только российских производителей эмальпосуды - пять предприятий, плюс зарубежные.
- Андрей Васильевич, сейчас в прессе активно муссируют новость о снижении доходов, зарплат практически во всех отраслях. Вас кризис тоже заставил ещё раз просчитывать такую статью расходов, как зарплата?
- Снижения зарплат нет и не предвидится. В прошлом году средняя заработная плата на заводе выросла. Нынче в колдоговоре заложен её дальнейший рост.
Анализ деятельности за четыре месяца показал: зарплата стала больше, чем планировали. Но это было ожидаемо - первый квартал сложился достаточно активным в плане производства и продаж.
Снижать зарплату однозначно не планируем. А вот уменьшать нагрузки на себестоимость и оптимизировать фонд оплаты труда – это да. Доля ФОТ с учётом налоговых отчислений, страховых взносов в себестоимости продукции остаётся высокой - чуть меньше 50%. Многовато. Деньги, которые приходится отчислять, приличные. Поэтому оптимизация фонда оплаты труда сама напрашивается. Но при этом планируем рост средней зарплаты, в первую очередь - по рабочим специальностям.
Я бы хотел обратить внимание на то, что у нас действует серьёзная корпоративная программа, которая тоже требует денег, и немалых. В этом году для её реализации мы заложили средств больше, чем в прошлом. Это оздоровление работников, детский летний отдых. Выделены деньги на корпоративные мероприятия. Например, мы по-прежнему проводим заводскую спартакиаду. А нынче с марта ввели бесплатные комплексные обеды.
- Вы сказали о средствах на оздоровление. Имеется в виду компенсация на приобретение санаторно-курортных путёвок?
- У нас же есть свой профилакторий с хорошей медицинской базой, ориентированной на профилактику и лечение болезней, распространённых именно на наших производствах. Поэтому в первую очередь помогаем тем, кто решил полечиться и отдохнуть в нём.
Кроме этого, на заводе работают медпункты. Их не закрыли, там есть и физкабинеты, и процедурные. На всё это деньги тратим тоже немалые. Нынче порядка двух миллионов рублей заложено в бюджет на оздоровление работников.
НА ПОДХОДЕ - ЛЫСЬВЕНСКИЕ КАЗАНЫ
- Год назад на заводе прошла потребительская конференция, участниками которой стали ваши партнёры по бизнесу. Насколько мне известно, предложений, замечаний по качеству, дизайну, продвижению продукции на рынок было высказано немало. Концепция развития эмальпроизводства на ближайшие годы, которую озвучили ваши специалисты, вызвала живой интерес. Удалось ли реально продвинуться на рынке за это время?
- На конференцию тогда мы вынесли готовые проекты решения, чтобы обсудить с партнёрами и получить их комментарии. В принципе, всё, что планировали, уже реализовали и продолжаем работать. Например, по ассортиментной политике. Сегодня на заводе есть три линейки продукции для самого разного покупателя. Одна - Elros, другая - «Лысьвенские эмали». В этом году запустили серию «Ретро» - продукция экономкласса. Она подешевле, металл в ней потоньше, деколи другие.
Немалые изменения за год произошли и в ценовой политике. Задачи, которые мы ставили, выполнены. Постоянно идёт обновление ассортимента. На худсоветах рассматриваются предложения по новому дизайну - форма, деколи, фурнитура. Ассортимент изменился процентов на тридцать.
Что в планах? В планах - другие изделия. В частности, в литейном цехе хорошими темпами осваиваем производство чугунной посуды – казанов, новой модели сковороды. Повторяю: конкуренция на рынке большая, и стоять на месте она просто не позволяет.
САМЫЙ ДЕШёВЫЙ В ГОРОДЕ МАГАЗИН? ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?
- Что бы вы хотели добавить к сказанному? Возможно, в разговоре мы не коснулись чего-то интересного и важного?
- Из интересного и важного могу добавить вот какую новость. Есть идея открыть для заводчан новое предприятие питания в формате столовой и стола продаж. Потом, возможно, откроем магазин, где наши работники смогут покупать продукты по ценам значительно ниже, чем в торговых сетях города. Причём речь идёт не о каких-то двух-трёх процентах снижения стоимости товара, а порядка десяти-двадцати.
Сегодня есть возможность закупать продукты с хорошей скидкой. Почему бы этим не воспользоваться? Делаем минимальную наценку и продаём продукты заводчанам по более низкой цене.
- Позиция социально ответственного бизнеса остаётся неизменной…
- Если честно, то это научно-затасканное выражение мне совсем не нравится. Моя социальная ответственность как работодателя состоит в том, чтобы завод работал, люди получали зарплату и могли решать свои дела и проблемы, будучи уверенными в завтрашнем дне. Вот мы с вами говорили о зарплате. Она на заводе не снижается, но доходы у людей уменьшаются, и не по вине работодателя. Почему? Потому что инфляция, цены в магазинах растут. Что можно было купить на сто рублей год назад и что сейчас? Разница есть?
Чтобы хоть немного компенсировать траты наших работников на продукты питания, мы и планируем организовать на заводе магазин. Да, хлопотно, затратно, но в выигрыше будут и работники, и производство. Надеюсь, в июне эту идею реализуем.