Кризис крепчает, цены растут, кошельки трещат, доходы падают, народ злится, но не унывает: мол, не такое видали. А вот торговый бизнес в унынии: товарооборот падает. По данным Пермьстата, розничный оборот в Пермском крае за девять месяцев снизился почти на 12% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Не до компьютеров – хватило бы денег на сапоги
В структуре покупательского спроса устойчивые позиции пока держат непродовольственные товары. В сезон по-прежнему сохраняются продажи строительных материалов, и, конечно, держится объём реализации бензина. Все остальные товары в этом сегменте потребительского рынка в минусе.
Более всего просел спрос на автомобили – на 46,3%. Статистика констатирует: плохо покупают не только иномарки экономкласса, но и отечественные авто.
Потребители экономят на всём, в том числе и на товарах первой необходимости. С начала года упали продажи хозяйственного и туалетного мыла, стирального порошка, бытовых электроприборов, чулочно-носочных изделий, кухонной утвари (посуды, столовых приборов). А уж про приобретение компьютеров в полной комплектации, аудио- и видеоаппаратуры и говорить не приходится.
В январе-сентябре 2014 года жители края только компьютеров купили более чем на 2 млрд 774 млн рублей. Нынче этого товара за девять месяцев продано на 2 млрд 120 тысяч рублей – 72% от прошлогоднего оборота.
Обувь, одежда – изделия ходовые и сезонные. Без куртки и сапог на Урале не обойтись. Продажи их тоже снизились и значительно: верхней одежды – на 7,6%, кожаной обуви – на 18,8%. В общем, потребительский бум, к сожалению, остался в прошлом.
Цены растут – зарплата снижается
Что же касается поясов, то их действительно большинству приходится затягивать всё туже. Статистика оперирует цифрами, а они, как ни крути, оптимизма не добавляют.
Ценники в магазинах на основные продукты питания меняют практически каждую неделю. Как свидетельствуют данные статистики, люди стали меньше покупать мяса и мясных продуктов, круп и макаронных изделий, молока, свежих овощей и фруктов. Упали продажи разных напитков, табака. С начала года реализация сахара снизилась на 7,1%, рыбы – на 24%. Из всей группы продовольственных товаров один картофель у потребителя в спросе. Народ стал налегать на второй хлеб, и его продажи за девять месяцев выросли на 8,6%.
Потребительский рынок по-прежнему очень нестабилен. С начала года в Прикамье цены на продовольствие выросли в среднем более чем на 11%. В октябре – на 1,1%. Сильнее всего подорожали сухофрукты (23,9%), бананы (19,7%) подсолнечное масло (7,7%), сельдь и мороженая рыба (7%). Немного подешевели свинина, баранина, молоко. Однако ценовые микроизменения не оказывают существенного влияния на покупательский спрос, ибо доходы населения продолжают снижаться.
На прошлой неделе на заседании правительства РФ министр труда и социальной защиты Максим Топилин доложил о реальном снижении зарплаты в среднем по стране на 8-9%. По его словам, это ответная реакция работодателей на кризисные явления. Сколько потребуется времени на восстановление доходов и оживление потребительского спроса, точных прогнозов пока никто не даёт.
Социальные комментарии Cackle