Тема прогрессивного налогообложения доходов физических лиц обычно поднимается в кризисы. Её обсуждали в 2008 году, потом экономическая ситуация пошла на поправку и обсуждение отложили. Сейчас она вновь в эпицентре экономического и общественного мнения. Особенно россиян взволновала появившаяся на прошлой неделе информация о доходах главы Газпрома г-на Миллера. В период кризиса на фоне снижения зарплат простых граждан у него заработок, напротив, увеличился.
НА НДФЛ НАЛОЖЕНО ТАБУ. ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ. Весь работающий люд, в том числе и те, чья зарплата равняется пресловутому МРОТу, платят подоходный налог 13%. Таков размер НДФЛ и у тех, чьи доходы - сотни миллионов рублей в год. Недавно СМИ узнали размер заработка в 2014 году у главы госкорпорации «Роснефть» г-на Сечина. Ни много ни мало более полумиллиарда рублей! Только оклад у него 20 млн рублей в месяц. Плюс премии, проценты за работу в правлении – вот и набегает.
Конечно, народ недоволен, считая, что нехватку средств в бюджете можно компенсировать увеличением НДФЛ со сверхдоходов. Но вот оказия - не проходит эта поправка в Госдуме. А ведь считай-не считай, денег в федеральном бюджете 2016 года реально на всё не хватает. Где их взять?
Самое простое решение – поднять налоги и вернуть прогрессивную шкалу налогообложения. Поднять налоги – значит ударить по бизнесу. А это остановки производства, безработица, социальная напряжённость. На сие правительство не решится. Вернуть прогрессивную ставку НДФЛ оно тоже не готово. Почему?
Против выступает финан-сово-экономический блок правительства. В конце октября на заседании Госдумы министр финансов Антон СИЛУАНОВ на вопрос депутатов об изменении НДФЛ в зависимости от доходов граждан однозначно заявил: налоговое законодательство должно оставаться неизменным до 2018 года. После, мол, изменения возможны, в том числе и по НДФЛ. Получается, ждать придётся до новых президентских выборов...
ОЛИГАРХИ СВОИМИ ИНТЕРЕСАМИ НЕ ПОСТУПЯТСЯ. Попытки вернуть прогрессивную шкалу налогообложения в зависимость от размера доходов физлиц регулярно предпринимаются депутатами от различных фракций и неизменно отклоняются думским большинством. Нынче с принятием бюджета следующего года возникла напряжёнка – слишком внушительным получается разрыв между доходами и расходами. Часть депутатов вновь предложила залатать дефицитную дыру в 3% ВВП введением прогрессивной шкалы. Тем более, что население страны практически единогласно голосует за такое решение.
- Небольшая группа людей владеет почти 90% прибыли с российского капитала, а налогов со своих доходов платит меньше, чем основное работающее население, - считает лысьвенский предприниматель Алексей АНАНЬИН. – В кризис оно нищает, а налоги платит наравне с самыми богатыми гражданами. Поэтому прогрессивная шкала нужна. Но рассчитывать, что нынешнее большинство в Госдуме примет её, не приходится. Там немало олигархов, а им это неинтересно.
С этим мнением солидарен и член фракции коммунистов в Лысьвенской гордуме Александр ЛУКИН:
- Это решение будет касаться высокооплачиваемых граждан, поэтому однозначно считаю: кто имеет высокий доход, должен и налог с него платить больше. Речь идёт об олигархах, простых тружеников это не коснётся.
Почему сторонники, казалось бы, очевидного решения не могут «продавить» его в высших эшелонах власти? По мнению Александра Ивановича, ответ прост: там мощное лобби, многие депутаты - представители крупного капитала, имеющие свои интересы. А коммунисты и члены партии «Справедливая Россия», выступающие за введение прогрессивной шкалы, - в думском меньшинстве.
- Пока окрика сверху не будет, вопрос так и останется в стадии обсуждения, - уверен он.
ОПЫТ БЫЛ, НО ПЕЧАЛЬНЫЙ. Не секрет, что во многих странах Европы законодательно стараются выравнивать доходы граждан. В тамошних законах прописано: разница между зарплатами простого рабочего и топ-менеджера не должна превышать 7-10 раз. У нас перекосы очевидны. По информации финансово-экономического журнала «Forbes», в России доходы владельцев и топ-менеджеров крупного бизнеса в совокупности составляют порядка 40% всех доходов физических лиц страны. И прогрессивная шкала могла бы серьёзно и положительно повлиять на прибавку к бюджету. Увы, не согласны с этим либералы - и всё тут!
Противники, как правило, ссылаются на прежний печальный опыт: дескать, прогрессивная ставка НДФЛ была (до 2001 года) и к росту отчислений не привела. Бизнес изобрёл множество схем, чтобы не показывать реальные доходы. Теневая экономика процветала. Однако с того времени прошло уже почти 15 лет, и законодательство на месте не стояло. Сейчас другие времена, но законодатели пока не принимают этот аргумент во внимание, видимо, боясь возврата к налоговому нигилизму 90-х годов.
Есть мнение, что собираемость взносов по плоской шкале (13%) более справедлива. Мол, независимо от того, кто ты (бедный или богатый), сколько заработал – столько по закону и отчислил государству. К тому же бизнесу, потрёпанному в штормах экономических реформ, важен стабильный налоговый режим и в спокойное время, и в кризис.
Более всего противники прогрессивной ставки опасаются сокращения собираемости НДФЛ. Приводят в пример ситуацию с повышением налогового бремени для ИП, ставшую причиной ухода с рынка многих мелких предпринимателей.
Тем не менее тема продолжает будоражить и законодателей, а более всего – общество. Однако сегодня мало кто верит, что изменение НДФЛ будет действительно принято до 2018 года. Если, конечно, не возникнут бюджетные форс-мажорные обстоятельства, когда из-за падения доходов от продажи нефти, газа и по причине экономического кризиса правительство не сможет выполнять социальные обязательства. Но в этом случае прогрессивная шкала для богатых налогоплательщиков точно казну не спасёт.