Национальный проект «Образование», вылившийся из концепции модернизации российского образования, «раскачивался» трудно. Ведь требовалось не просто задать новое направление - нужно было сломать стереотипы, изменить менталитет педагогов, формировавшийся десятилетиями. Привыкнув за эти несколько лет к постоянным изменениям, учителя всё-таки лелеяли надежду на то, что всё утрясётся, войдёт в требуемую колею, и можно будет работать спокойнее. Но не тут-то было...
По инициативе президента
В ноябре 2008 года в послании Федеральному собранию Президент РФ Дмитрий Медведев рассказал о разработке национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа». В марте этого года Минобразования и науки России подготовило проект будущего школьного образования. Проект вынесли на широкое обсуждение общественности, а в мае на парламентских слушаниях в Госдуме приняли в первом чтении за основу российской политики в сфере образования.
Президент объяснил необходимость очередных перемен просто: кто надеется на то, что у нас есть возможность остановиться на каком-то уровне, ошибается. Российское образование не имеет такого права - оно должно развиваться. И задачи программного документа, определяющего перспективы, цели, приоритеты, ключевые направления и параметры развития системы образования, должны быть выполнены в течение пяти лет – в 2011-2015 годах.
О том, что к разработке новой программы отнеслись более серьёзно, чем к работе над предыдущими, говорит комплексный подход: к ней подключились Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и Минфин России, участники комплексных проектов модернизации образования из регионов, коллективы инновационных школ и экспертные сообщества.
Неудивительно, что все выступления на августовской конференции лысьвенских педагогов были посвящены предстоящим преобразованиям. Чувствовалось: наши педагоги относятся к ним с подобающим вниманием, но в то же время с долей здорового скептицизма. Всё-таки за эти годы нас приучили к тому, что желаемое не сразу и не всегда совпадает с действительным.
С основными направлениями президентской инициативы участников конференции познакомила директор центра научно-методического обеспечения Елена КОТОВА. Вот что предстоит сделать нашим педагогам (разумеется, при поддержке руководства города и родителей ребят):
1. Обновить образовательные стандарты, что позволит детям уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в условиях конкуренции и высоких технологий;
2. Выстроить систему поддержки талантливых ребят;
3. Развить учительский потенциал, стимулируя лучших педагогов, повышая их квалификацию, пополняя школы новым поколением учителей;
4. Избавиться от «ветхих» школ, изменить облик учреждений образования в соответствии с новыми принципами и требованиями;
5. Создать условия для развития здоровья учащихся.
Окончил начальную школу – сдай ЕГЭ!
Елена Игоревна обозначила, каким образом можно начинать обновление системы образования в целом и какие ресурсы для этого имеются. Например, разберём главное направление - обновление стандартов. Оно потребует разделения программ на обязательные и изучаемые по выбору ученика. То есть, образовательная программа должна предоставлять самые широкие возможности. Причем её разработка – дело не только педколлектива, но и детей, и их родителей.
Дмитрий Медведев, подводя итог прошлому учебному году и эксперименту с ЕГЭ, отметил несовершенство учебников и программ. И в Лысьве это прекрасно понимают, поэтому для обновления содержания образования намерены использовать опыт коллег - учителей-победителей приоритетного нацпроекта «Образование». Ведь «Наша новая школа» вобрала в себя всё позитивное, что удалось выявить в ходе экспериментальных проектов.
В завершающей части конференции с презентациями выступили шесть лысьвенских педагогов. Это Ирина Баранова (лицей № 1), Галина Торопова (школа № 5), Раиса Сидорова (начальная школа-детский сад), Оксана Аликина (школа № 2), Наталья Торсунова (школа № 6) и Марина Коржева (школа № 16).
Лёгкий шумок пробежал по залу, когда Елена Игоревна говорила о сокращении часов на изучение тех или иных программ. Новый проект нацелен на то, чтобы разгрузить ученика, но в то же время больше занять его вне аудитории. Дополучать знания школьникам предстоит на различного рода творческих занятиях, в исследовательской и проектной деятельности, на социальной практике. То есть, больше внимания уделяется не «обязаловке», а завоеванию интереса к теме, к получению знаний в целом и умению применять эти знания на практике.
Получить эффект от внедрения новых стандартов поможет новая система оценки качества образования. Так, помимо итоговой госаттестации, школьникам обязательно придётся сдавать ЕГЭ и после 4-х и 9-х классов. Появится и добровольное индивидуальное оценивание. Всё это прежде всего нацелено на результат.
- Новая система оплаты труда педагогов во многом будет зависеть от результатов работы, - подчеркнул в докладе начальник управления образования Сергей ВИНОКУРОВ. - Мы научились давать знания, о чём говорят итоговые экзаменационные показатели. А вот с умением учащихся применять полученные знания на практике в нестандартной ситуации есть проблемы.
В чём беда девятиклассников?
Говоря о проблемах, Сергей Иванович привёл результаты экзамена по русскому языку выпускников 9-х классов. Он проводился в новой форме, и его итог таков: из 759 выпускников с заданиями справились только 663 ученика (87,4%), на «отлично» - всего 8, «хорошистов» - 259 (34,1%). Тщательный анализ экзаменовки показал: главная беда лысьвенского девятиклассника - неумение применять знания на практике, а ведь именно на это была направлена новая экзаменационная модель. Поэтому проблемы возникли даже у тех детей, которые рассчитывали на хорошую оценку.
Начальник управления отметил и роль родителей в оценке качества образования: от них ждут мнений - удовлетворены ли они работой школы и педагогов. Сегодня важна обратная связь с родителями. И, кстати, в Прикамье набирает обороты проект «Электронный дневник». С 2010 года планируется выплачивать дополнительное денежное вознаграждение педагогам, чьи учащиеся ведут такие дневники. На каждого ребёнка, участвующего в проекте, школа получит по 500 рублей в год. Электронные дневники и журналы – прекрасная возможность для родителей не выходя из дома, через Интернет, узнать оценки ребёнка.
В Лысьве первопроходцами в этом деле в прошлом году стали школа № 7, лицей № 1 и Заимковская школа.
- Процесс ведения электронного журнала несложен, - поделилась педагог лицея № 1 Ирина ВОЖАКОВА. – Проблемы возникали из-за технического сопровождения. Нынче оно, по отзывам пермских коллег, ведётся на более высоком уровне. И мы намерены продолжать эксперимент, подключив к нему большее количество классов. Тем более, что инициатива идёт от родителей, которые на практике убедились в удобстве таких дневников. Например, у нас есть одна семья, где родители живут в Перми, а ребёнок доучивается в Лысьве. И они могут контролировать его оценки...
Не забыли в Лысьве и про идею школы для старшеклассников. Предпосылки к её созданию есть: несмотря на демографические сложности, в школе № 3 сформировано четыре десятых класса. Несколько лет назад вокруг идеи было много споров, но всё же руководители школ признали: организовать профильное обучение на базе одной школы гораздо выгоднее для ребёнка, ему проще ответить на вопрос «кем стать?». Да и средства на профориентационную работу не будут распыляться. Сергей Иванович выразил надежду, что школа начнёт функционировать с сентября 2010 года.
Вносит коррективы в работу школ и полноценное внедрение нормативного подушевого финансирования. Лысьвенские сельские школы в основном малочисленны: в классах по три, пять, восемь детей. Есть школы, где 15, 40 или 60 учащихся. Возникает необходимость объединения ресурсов сельских образовательных учреждений.
Чтобы сохранить систему образования на селе и повысить качество образовательных услуг, создаются базовые школы.
- Дело это непростое, - подчеркнул в докладе С.И. Винокуров. - Прошу отдел общего образования и центр научно-методического обеспечения взять на особый контроль организацию образовательного процесса в 10-х классах школы № 3 и работу базовых школ и их филиалов.
А в связи с уходом старшеклассников из ряда образовательных учреждений в школах появится необходимость менять систему воспитания, определять иные формы и методы работы, выстраивая новую модель основной - девятилетней - школы.
Всё, о чём говорилось выше, касается только одного из направлений новой программы. Поэтому можно представить, какие сложные задачи стоят перед лысьвенскими педагогами. И в силах родителей помочь им в их успешном выполнении. Во всяком случае, учителя очень на это надеются, ведь начинать преобразования предстоит уже в текущем учебном году.
- Планка, которую предстоит достигнуть российской школе, высока, и достичь ее будет нелегко, - подытожил доклад Сергей Винокуров. - Но без цели не будет и результата. Постепенно, пошагово решая отдельные задачи, мы сможем изменить систему образования района, приблизить ее к требованиям, которые выдвигает современность.
С тем, как в Лысьве развиваются другие направления президентской инициативы, мы постараемся познакомить читателей в течение первого полугодия стартовавшего учебного года.
Цифры и факты
Стабильно, уже в течение пяти лет, 97% лысьвенских учащихся справляются с учебными программами при качестве знаний 26-28%. Радуют результаты ЕГЭ: 100% выпускников справились с тестами по русскому языку, 98,7% - с тестами по математике.
Мнения
Татьяна РУСИНОВА, директор Кормовищенской школы:
- Нравится, что в программе заложен компетентностный подход. Педагогу нужно переосмыслить свою деятельность: не только давать знания, но и научить школьников применять их на практике. Уход от информативности нас очень устраивает, мы очень обрадовались, когда увидели реальное подтверждение того, что до этого делали на интуитивном уровне. Знаю: многие учителя, особенно стажеры, привыкли работать по шаблону, и, конечно, некоторые теряются - перестроиться очень сложно. Впрочем, за свой коллектив я спокойна.
Елена АНТИПИНА, директор школы № 16:
- Удивило, что переход на новый учебный план должен состояться уже в этом учебном году, а вот соответствующих ему программ и учебников нет. Учителя оказались в очень сложной ситуации. Сейчас думаем, как можно скорректировать планы. Количество часов на некоторые программы уменьшилось, надежда возлагается на внеаудиторные занятия, а вот как эта работа будет оплачиваться, пока неясно. Но Дмитрий Медведев одобрил ЕГЭ в целом, одобрил новые подходы к образованию, а значит, всё равно придётся двигаться в этом направлении.