В начале сентября в редакцию «Искры» обратились с просьбой о помощи бывшие пожарные ликвидированной ПЧ-126, располагавшейся на территории ООО «Электротяжмаш-Привод».
- С мая мы без работы, - устало присев на краешек стула, делится проблемой бывший диспетчер ПЧ-126 Людмила МЕРЕНКОВА. - Нашу пожарную часть с численностью сотрудников в 51 человек ликвидировали. Часть работников трудоустроили на заводе, часть переведели в лысьвенское подразделение Чусовской пожарной части № 27. Без работы и средств к существованию остались 14 человек.
- Долг по заработной плате перед каждым из нас составляет от 50 до 100 тысяч рублей, - добавляют ее коллеги Александр ВЕДЕРНИКОВ и Николай ГРИШКИН. – Наша часть была расформирована в мае, а зарплату перестали выплачивать уже в марте. Те, кто трудоустроился на заводе и в другой пожарной части, молчат. Их можно понять: боятся потерять работу. В стране кризис, биржа труда переполнена, найти вакантные места сложно, а семьи надо кормить. Как нам жить? И самое главное: кто и когда погасит долги по зарплате?
Точку поставит суд
Вспоминая события полугодовой давности, сотрудники ушедшей в небытие пожарной части с обидой рассказывали о том, что весной к ним приезжал генерал-майор главного управления МЧС России по Пермскому краю О.В. Попов. Тогда большой начальник пообещал работникам части: мол, не переживайте - уйдете достойно: мы со всеми рассчитаемся. Люди поверили и успокоились.
- Кто ж знал, что все так обернется? – разводит руками бывший начальник караула Николай Гришкин. – Прошло уже полгода, а воз, как говорится, и ныне там. А ведь кроме зарплаты нам по закону полагаются выходные пособия.
Пытаясь отстоять свои кровно заработанные, в июне пожарные подали на работодателя исковое заявление в суд и выиграли процесс. 23 исковых заявления на сумму 591903 рубля поступили к судебным приставам. 24 июля приставы в соответствии с действующим законодательством оформили исполнительные листы по взысканию задолженности. Гасить долги предстояло ликвидационной комиссии, которую возглавил начальник 27-го противопожарного отряда Чусового Андрей БАБИНЦЕВ. Именно ему я адресовала вопросы бывших работников ПЧ-126.
- В настоящее время мы судимся с ООО «Электротяжмаш-Привод», - прокомментировал ситуацию Андрей Николаевич. – Предприятие пользовалось услугами 126-й пожарной части, но оплачивало их не в полном объеме, в результате чего долг за 2008 год составил 510 тысяч рублей, за четыре месяца 2009 года – более трех миллионов рублей. «Привод» своих долгов не признает и выплачивать их отказывается, поэтому точку в этом деле должен поставить суд.
Оснований для оплаты нет
Действительно, руководство ООО «Электротяжмаш-Привод» категорически не согласно с тем, что именно предприятие должно гасить образовавшуюся перед бывшими работниками ПЧ-126 задолженность по заработной плате. Об этом свидетельствует письменный комментарий, пришедший в «Искру» за подписью генерального директора предприятия Виктора ЛЕША.
«С 2005 года ООО «Электротяжмаш-Привод» (ранее - ХК «ОАО «Привод») осуществляло бесперебойное финансирование государственного учреждения - 126-й пожарной части Государственной противопожарной службы МЧС России Пермского края. Кроме обеспечения пожарной безопасности завода она отвечала за пожаробезопасность части территории Лысьвы, ПЧ-126 систематически тушила пожары в городе.
В соответствии с действующим законодательством пожарная безопасность - функция государства, которая осуществляется за счет финансирования из соответствующего бюджета.
В 2008 году значительно изменилось законодательство о пожарной безопасности. ООО «Электротяжмаш-Привод», идя навстречу просьбе Главного управления МЧС РФ по Пермскому краю, сохранило финансирование ПЧ-126 до конца года.
В начале 2009 года в связи с обострением ситуации в экономической и финансовой сферах ООО «Электротяжмаш-Привод» было вынуждено поставить вопрос о перераспределении бремени несения расходов на содержание пожарной части. При этом ООО «Электротяжмаш-Привод» не отказывалось от оплаты услуг по обеспечению пожаробезопасности завода - речь шла о справедливой стоимости соответствующих услуг для предприятия.
20 марта 2009 года Главным управлением МЧС РФ по Пермскому краю было принято решение о ликвидации ПЧ-126.
1 апреля 2009 года ООО «Электротяжмаш-Привод» трудоустроило часть личного состава пожарных на собственном производстве.
20 мая 2009 года оставшиеся пожарные ПЧ-126 как служащие государственного учреждения были уволены в связи с предстоящей ликвидацией части. Обязательства по расчету с уволенными пожарными возникли у ГУ МЧС РФ по Пермскому краю как у работодателя. ООО «Электротяжмаш-Привод» не является работодателем для пожарных, поэтому не может быть обвинено в невыплате заработной платы и выходных пособий указанным работникам. Выплата заработной платы и выходных пособий пожарным - исключительная обязанность ГУ ПЧ-126.
В ходе неоднократно проводимых встреч с руководителями Главного управления МЧС РФ по Пермскому краю руководство ООО «Электротяжмаш-Привод» подтверждало готовность подписать все необходимые документы и оплачивать услуги по обеспечению пожарной безопасности завода в 2009 году. В настоящий момент у завода попросту нет оснований для оплаты».
- Действительно, когда встал вопрос о ликвидации подразделения, Виктор Николаевич пытался найти какие-то выходы из создавшейся ситуации, - вспоминают работники ПЧ-126. – Он предлагал передать здание пожарной части администрации района. В этом случае коллектив подразделения охранял бы от пожаров территорию не только завода, но и поселка Орджоникидзе, да и люди остались бы при деле. Но местные власти не смогли или не захотели сохранить коллектив ПЧ.
Люди работали, но денег не получали
В своем комментарии Андрей Бабинцев сослался на Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (от 21 декабря 1994 года), который якобы предусматривает порядок финансирования всех противопожарных органов в зависимости от их принадлежности: муниципальные, федеральные, ведомственные и прочее. Отыскав в Интернете этот закон со множеством внесенных поправок и изменений, читаю последний вариант: «Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов РФ, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ».
«Государственное учреждение «126-я пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России Пермского края» являлось объектовым подразделением Государственной противопожарной службы», - эта строчка уже из другого письма, пришедшего по запросу редакции из Главного управления МЧС России по Пермскому краю за подписью исполняющего обязанности начальника А.В. Ковтуна. Получается, по закону финансирование подразделения № 126 государственной противопожарной службы все-таки должно осуществлять краевое управление. Как работодатель это управление должно было нести ответственность за ликвидацию части, своевременно выдать уволенным работникам социальные пособия. Но ничего этого не было сделано. Почему?
Вот что пишет полковник внутренней службы, первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю Андрей КОВТУН:
- С 2005 по 2008 год ПЧ-126 осуществляла защиту от пожаров ООО «Лысьвенский завод тяжелого электрического машиностроения «Привод». При заключении договора на 2009 год между сторонами возникли разногласия, договориться по которым они не смогли, вследствие чего и в соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации разногласия, возникшие по спорным пунктам договора, были переданы на рассмотрение в суд.
Несмотря на это, ПЧ-126 своими силами и средствами добросовестно осуществляла пожарно-профилактическое обслуживание и тушение пожаров на объектах предприятия. Предприятие, в свою очередь, должно было оплачивать стоимость предоставленных ему услуг и содержать за свой счет штатную численность личного состава ПЧ-126 в количестве 51 единицы.
С 20 мая 2009 года предприятие отказалось от услуг ПЧ-126. Приказом Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 18 марта 2009 года № 104 назначена ликвидационная комиссия по ликвидации ПЧ-126. В связи с ликвидацией объектовой пожарной части 37 человек были трудоустроены, 14 человек уволены.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» предприятие создает, реорганизует и ликвидирует созданное им в установленном порядке подразделение пожарной охраны за счет собственных средств.
В добровольном порядке предприятие данные выплаты не осуществило, поэтому ПЧ-126 обратилось в судебные органы. В настоящее время продолжаются судебные разбирательства по вопросам взыскания с предприятия задолженности. В связи с тем, что ПЧ-126 полностью содержалась за счет предприятия и выплаты за 2009 год им не осуществлялись, возможности компенсировать возникшую задолженность по заработной плате и по выходному пособию перед работниками нет.
22 года считалась лучшей в крае
Признаюсь честно: после прочтения этого письма окончательно запуталась. Так кто же все-таки должен финансировать ликвидацию ПЧ-126? Если она зарабатывала средства самостоятельно, заключив с «Приводом» договор на защиту предприятия от пожаров, но являлась подразделением государственной противопожарной службы, как и написал Андрей Ковтун, значит, ликвидация части и выплаты пособий – святая обязанность работодателя (то есть ГУ МЧС России по Пермскому краю). Непонятно, почему ООО «Электротяжмаш-Привод» должно ликвидировать подразделение за счет собственных средств?
- ПЧ-126 работала в Лысьве на протяжении 55 лет, а последние 22 года считалась лучшей в Пермском крае, - говорит бывший начальник части Василий КАРАСОВ. – Кто же виноват, что подразделение ликвидировали, а люди остались на улице без зарплат и компенсаций? Во-первых, руководство «Привода», не захотело заключать договор на 2009 год в полном объеме. Хотя в течение четырех месяцев завод получал услуги по обеспечению пожарной безопасности в полном объеме! Второй виновник – учредитель: ГУ МЧС России по Пермскому краю. Как можно было бросить на произвол работников собственного подразделения? Люди с февраля не получали зарплату. Долг по зарплате и выходным пособиям - 1,6 млн. рублей! Почему не били тревогу, почему сейчас спокойно и равнодушно взирают на создавшуюся ситуацию? И, наконец, третий виновник – государство, позволяющее творить подобный беспредел.
Думаю, лучше, чем Василий Михайлович, и не скажешь. Чем закончится эта история, сегодня спрогнозировать трудно. Работники ПЧ-126 выполняли свои обязанности, спасая на пожарах человеческие жизни, но вот уйти достойно, как и пообещало начальство, у них все-таки не получилось...