В октябре в «Искру» поступили вопросы от взволнованных пациентов корпуса поликлиники на проспекте Победы: «Куда исчезли наши больничные карты? Правда ли, что узких специалистов в нашей поликлинике будут сокращать? Годами ходили к одному и тому же терапевту, а теперь заставляют поменять не только его, но и поликлинику. Что за нововведение такое?». Вопросы читателей мы адресовали главному врачу городской поликлиники Ольге ФЕДИНОЙ.
- Ольга Леонидовна, пока лысьвенцы не могут понять, чего ждать от слияния поликлиник и для чего весь этот «карточный передел»?
- Напомню: 15 июня произошло слияние двух поликлиник, на их базе была создана одна городская поликлиника Лысьвенского муниципального района. В результате сегодня терапевтические отделения работают во всех трех корпусах: на ул. Мира, 1, ул. Революции, 34 и пр. Победы, 114. Чем мы руководствовались, пересматривая участки? Исключительно законодательством, действующим в системе здравоохранения. Существует порядок организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу. Он предусматривает определенное количество пациентов на одного терапевта - от 1700 до 1950 человек. У нас же были участки со сверхнормативной численностью – более двух тысяч человек - и малокомплектные – около тысячи. Управление Госздравнадзора по Пермскому краю неоднократно требовало устранить имеющиеся нарушения. Администрация городской поликлиники в ответ на предписания надзорных органов взяла обязательство: после слияния поликлиник привести численность пациентов на участке к нормативной.
Есть и еще одна причина, которая стала поводом для пересмотра границ участков. Раньше в бывшей медсанчасти «Привода» терапевты обслуживали и жителей центральных районов города, а в городской поликлинике был терапевтический участок для жителей поселка Орджоникидзе и пятого микрорайона. Сейчас нет смысла нести транспортные расходы и тратить дополнительное время на обход пациентов, если все горожане будут обслуживаться по месту проживания. Процедура перераспределения участков и передачи картотеки завершена. Основные перемены коснулись жителей поселка Жарова (участок № 5). С 1 ноября они будут обслуживаться в терапевтическом отделении № 3 в поликлинике на пр. Победы, 114. Всю интересующую информацию по этому вопросу пациенты могут получить в регистратурах поликлиники.
- Многие жалуются на то, что их автоматически прикрепили к участковому терапевту в другом корпусе поликлиники, и считают это нарушением их прав в выборе врача...
- В Программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2009 год прописано: «В амбулаторно-поликлинических учреждениях пациент имеет право на выбор врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача с учетом его согласия». Теперь представьте: на участке у терапевта 1950 человек, то есть количество пациентов на верхней границе нормы. Захочет ли врач нести дополнительную нагрузку, добровольно взяв под наблюдение еще двух-трех человек? А ведь нагрузка у врача первичного звена и так велика. Это обслуживание лечащихся на дому, прием в поликлинике, диспансерный осмотр, медкомиссии, ведение необходимой документации, в том числе паспорта участка. Никто не запрещает пациенту, если он сомневается в правильности диагноза или хочет получить консультацию, скажем, у другого терапевта, прийти к нему на прием. Единоразово, за консультацией, - пожалуйста! Для этого нет необходимости открепляться на своем участке и прикрепляться на другом.
Что касается узкого специалиста, человек действительно может выбрать его по желанию: с объединением поликлиники появилась возможность записаться к любому врачу, принимающему в одном из трех корпусов.
- Жители поселка Орджоникидзе высказали опасение, что в поликлинике на пр. Победы могут сократить ставки узких специалистов: мол, зачем они, если поликлиника стала общей?
- Сокращение не планируем. Все узкие специалисты за исключением хирургов как работали, так и будут работать во всех корпусах. Хирурги ведут прием только в здании на улице Революции, 34. В рамках краевой программы «Качественное здравоохранение» там был проведен капитальный ремонт, а в рамках нацпроекта приобретен новый рентгеновский аппарат. Узких специалистов из поликлиники на проспекте Победы мы никуда не переводили, там по-прежнему принимают и дерматолог, и окулист, и лор, и эндокринолог, и три невролога. Возможно, на первый взгляд, создается впечатление некоего запустения в этом корпусе, но это потому, что выехали рентгеновская и хирургическая службы.
В дальнейшем планируем разместить в этом корпусе эндоскопическое отделение и централизованную лабораторию - нормальную, соответствующую всем санитарным нормам и требованиям. И, скорее всего, переведем туда же инфекциониста и отделение по работе с ВИЧ-инфицированными.
- Пациенты часто спрашивают, почему так трудно дозвониться до «электронной регистратуры»?
- «Электронная регистратура» - это пилотный проект, реализуемый в Пермском крае. На экономическом форуме, который не так давно прошел в Перми, его презентовали как весьма успешный. Участникам форума из других регионов он понравился, и были высказаны пожелания перенять этот опыт. Но, как вы сами понимаете, на апробацию всего нового необходимо время. Пока система не отработана, случаются накладки, сбои. Не исключено, что был период, когда до регистратуры было сложно дозвониться, но недавно мы установили коммутатор, и теперь на линии работают три телефона. Вся «электронная регистратура» сосредоточена в одном месте – в помещении поликлиники на улице Мира, 1. Записаться к врачу можно по телефону 6-15-27 или очно - в кабинете № 107.
Для удобства пациентов во всех корпусах поликлиники сохранена самозапись к участковым врачам, физиотерапевтам, акушеру-гинекологу.
Кроме того, с введением «электронной регистратуры» у нас появилась собственная компьютерная база данных. Это значительно облегчило работу медперсоналу, да и живые очереди в регистратуру сократились вдвое. Сейчас те, кто записывается на прием к врачу посредством электронной связи, уже не выписывают статталон. Талоны печатаются на компьютерах во всех трех корпусах. Когда пациент приходит на прием, его статистический талон лежит на столе у врача.
В ближайшее время планируем организовать в корпусе на ул. Мира, 1 работу справочной службы, в которой люди могли бы получить информацию по работе поликлиники, по времени приема специалистов и другие сведения.
- Кстати, об узких специалистах. Люди возмущаются: сложно попасть на прием...
- У нас никогда не будет столько узких специалистов, да и никакими нормативами не предусмотрено, чтобы люди ходили к ним на прием по собственному желанию. Государство, обеспечивая населению бесплатную медицинскую помощь, диктует свои законы. В программе госгарантии прописано: «Медицинские консультации по желанию пациента проводятся за счет личных средств граждан». То есть, консультации узких специалистов должны осуществляться по показаниям врачей-терапевтов или фельдшеров доврачебных кабинетов. К сожалению, с введением «электронной регистратуры» отследить, есть ли у человека направление, стало очень трудно. В итоге на прием попадают те, кто мог бы спокойно обойтись консультацией терапевта, а больные, у которых есть направление, и кому показана помощь врача узкой специальности, не могут к нему попасть. Запись к узким специалистам производится вперед на неделю, хотя согласно все той же программе государственных гарантий время ожидания плановой консультации составляет две недели. Исключение - экстренные больные, которых принимают в день обращения.
Кроме того, в поликлинике отсутствуют 5 участковых терапевтов из 30 (двух врачей нет, три находятся в отпуске по уходу за ребенком). Участковые – это первичное звено, и когда их не хватает, создаются очереди к узким специалистам, которые берут на себя лечение терапевтических патологий.
Ежемесячно сотни лысьвенцев проходят медкомиссии. Почему-то все предпочитают обходить врачей в центральном корпусе поликлиники (ул. Мира, 1), что создает очереди, в то время как в корпусах на пр. Победы, 114 и на ул. Революции, 34 это можно было бы сделать быстрее и без лишней суеты. К сожалению, все мы избалованы вопросом расстояния: нам кажется, проспект Победы очень далеко. Необходимо понять: сейчас в городе существует только одна поликлиника, и то, что она размещается в трех корпусах, по сути, ничего не меняет. Надеюсь, со временем лысьвенцы сроднятся с этой мыслью и постепенно привыкнут к своим новым участковым врачам. Время перемен всегда проходит непросто, трудно сломать устоявшиеся стереотипы. Хочу пожелать всем нам терпения...