Профсоюзная организация металлургического завода в ноябре провела очередную отчетно-выборную конференцию. Сорок девятую по счету. Все было как и в прежние времена: отчеты председателей профкома и ревизионной комиссии, прения, постановления, выборы нового состава профкома и его председателя. Чинно, спокойно, без шума и суеты. Сценарий почти полувековой давности сохранил все атрибуты советской школы коммунизма. Хотя о коммунизме здесь уже давно не говорят, и ветер перемен изрядно потрепал некогда мощное и влиятельное профсоюзное движение. А вот польку-бабочку оно по-прежнему танцует, притом все увереннее ведет работодатель. Да и сама добровольная организация трудящихся
со сменой общественно-экономической формации, на первый взгляд, мало изменилась. Ослабла и потеряла былое могущество. Это факт.
Но остается по-прежнему многочисленной. Из 6,5 тысячи работающих в акционерной компании «ЛМЗ» 4411 человек - члены профсоюза. Плюс к этому 3500 членов профсоюза заводской ветеранской организации. Такая вот сила.
Минус 127 человек
Она, правда, тает с каждым годом, о чем говорят и лидеры профдвижения, но остается еще достаточно массовой. За отчетный период, по словам председателя профкома Виктора КОЛЫВАНОВА, из профсоюза по собственному желанию выбыли 127 человек. И все бы ничего, если бы эта статистика неустанно - из года в год, из квартала в квартал - не показывала трицательного результата. Как отметил в отчетном докладе председатель, только в этом году потери превысили 6 процентов. И причиной столь резкого падения стало несогласие многих ИТР с индексацией зарплаты только рабочим. «Итээры» посчитали, что профсоюз не боролся за их права, и решили порвать с ним.
Вообще участники конференции не скрывали: профсоюз в его современном состоянии слаб, беззуб, но это единственная организация, объединяющая людей на предприятии. Другой нет. Коллективный договор - главный документ, регламентирующий отношения работодателя и коллектива в вопросах оплаты труда, социальных гарантий, занятости, безопасности, оздоровления и т.д., - давно уже многих не устраивает, ибо паритет в нем не соблюдается - главную скрипку играет работодатель. Особенно в вопросах цены труда.
Труд и капитал - равные партнёры?
Тема старая и больная. Лысьвенские металлурги, к сожалению, в рейтинге уровня зарплат предприятий отраслевого горно-металлургического профсоюза давно занимают нижнюю строчку.
Виктор КОЛЫВАНОВ:
- Но задачи, поставленные предыдущей конференцией в части роста заработной платы, действующий состав профкома выполнил, за исключением 2006 года, когда увеличение средней зарплаты на предприятии составило всего 11,9 процента, а рост реальной зарплаты - 2,7 процента. Топтались на месте, потеряли темп, а это дорого стоит. Искать причины? Их много: реструктуризация предприятия, смена собственника, руководства, системы подходов к оплате труда и, конечно же, наша с вами слабость.
Тут, как говорится, ни прибавишь, ни убавишь. Низкие темпы роста оплаты труда уже сегодня сказываются на экономике завода, и дефицит рабочих кадров заставил руководство разработать трехлетнюю программу повышения этого показателя. Однако, по мнению заместителя председателя ГМПР Алексея Безымянных, в современном мире таким предприятиям, как ЛМЗ, в объеме которого велика доля товаров народного потребления, конкурировать по зарплате с металлургическими предприятиями трудно.
Вторым не менее важным пунктом договора с администрацией были и остаются охрана труда и оздоровление трудящихся. В плане сохранения социальных гарантий слабость профсоюза проступает еще более отчетливо. В прошлом году семь мероприятий по охране труда не были выполнены и перешли на этот. Что, возможно, послужило причиной отрицательной динамики по заболеваемости.
Металлурги стали чаще болеть, у людей нет возможности отдыхать на курортах и в санаториях. Кроме того, в таблицах приведены цифры в графе «использование средств всего» на оздоровительные мероприятия. Оказывается, это средства предприятия, соцстраха и собственные деньги самого работника.
В прошлом году и за 9 месяцев текущего путевки на санаторно-курортное лечение приобретались (оплачивались) предприятием с последующим удержанием из зарплаты полной их стоимости. Вот вам и забота о человеке труда, борьба за его права и социальные гарантии.
Расчленить - значит сделать совсем слабым
Социальная программа на предприятии с каждым годом «худеет», и отстаивать позиции профкому становится все труднее. По словам Виктора Колыванова, среди новых собственников укоренилось мнение о ненужности профсоюзов. Отсюда попытки расчленить организацию и заключить отдельные коллективные договоры с «Полистилом» и с «АК ЛМЗ». Сейчас это уже не попытки, а реальность. С 2008 года на металлургическом заводе вступят в действие два КД. Естественно, отдельный договор с профорганизацией «Полистила» будет иметь другие условия и по социальным гарантиям, и по оплате труда. А в следующем году есть намерение заключить отдельный КД с «ЛМЗ-Энерго». Некогда монолитная организации трещит по швам. И тут уж не до коллективных действий в защиту прав трудящихся - уцелеть бы самим.
Идрис ГИЛЬМУТДИНОВ, зам. председателя краевого совета профсоюзов:
- Профсоюз спасать не надо. Пока есть наемный труд, профсоюз будет. Но от организации лысьвенских металлургов мы ждем более эффективной работы. Она стала терять авторитет и менее требовательно относиться к своему выборному органу. Поэтому и чусовлянам проигрывает, и не только по зарплате.
Такую нелестную и нелицеприятную оценку делегаты проглотили молча - возразить-то было нечего.
Когда-то первый президент СССР Михаил Горбачев дал меткую характеристику советскому профсоюзу: мол, «польку-бабочку» танцуют с работодателем. Столько лет прошло, а он все кружится в вихре танца, ведомый кормильцем. Слабый профсоюз - желанный партнер для работодателя. С ним можно договориться, а если станет упрямиться, можно и власть употребить. Сейчас на заводе немало разговоров о переезде профкома на территорию предприятия. Исполнительный орган такой многочисленной общественной организации, связанный с внешним миром множеством нитей и находящийся за высоким забором, - сможет ли он эффективно строить свою работу?
Недавно весь мир следил за коллективными действиями французских железнодорожников, организованными их профессиональным союзом. В знак солидарности к ним присоединились другие профсоюзы. Страна в буквальном смысле вздыбилась, и за стол переговоров с лидерами профдвижений сели не только работодатели, но и члены правительства. В цивилизованном мире труд и капитал давно стали равными партнерами, ибо поняли: победителей в этой связке нет. Один без другого существовать не может. Без достойного уровня жизни, без нормальных условий работы и ее оплаты о развитии бизнеса можно забыть. Аксиома. Беда в том, что у нас эту истину приходится доказывать, а чаша весов социального партнерства никак не установится на нулевой отметке.
Конференция вновь доверила руководство заводской профорганизацией Виктору Колыванову. Состав профкома обновился и омолодился. Добавит ли это выборному органу боевитости и принципиальности в отстаивании интересов трудящихся? Делегаты конференции в разговоре со мной отвечали как один: надеются. Правда, потом добавляли: уверены, ибо отступать, а точнее, уступать уже больше некуда.
Социальные комментарии Cackle