- Девушка, у меня есть... В общем, я хочу… В общем, такое дело – думаю, вам надо об этом написать, - звучал взволнованный голос в телефонной трубке. - Моя коллега пошла оформлять пособие, а ее признали... умершей. Представляете, при жизни похоронили! Ну как так можно?!
На следующий день после телефонного звонка встречаюсь с героиней этой истории. Обыкновенная молодая женщина, работает продавцом в магазине. А вот то, что с ней случилось, рядовым событием никак не назовешь...
«Врач сказал в морг - значит, в морг!»
Выйдя на работу после затяжных новогодних каникул, Ольга В. первым делом решила позвонить в территориальное управление минсоразвития. Что же это такое - документы на детское пособие сдала еще 30 ноября 2009 года, на дворе январь 2010-го, а деньги до сих пор не переведены? И хотя сумма небольшая – 109 рублей, - но для мамы-одиночки, воспитывающей дочку-второклассницу, любые деньги - помощь. После нескольких гудков на том конце провода сняли трубку. Специалист управления, выслушав Ольгу, спросила её фамилию. Женщина представилась. После минутного ожидания до молодой мамы донеслось: «А она умерла!».
- Кто умер? – не поняла Ольга.
- Гражданка В.! – раздражаясь непонятливостью звонившей, отозвалась трубка.
- Как умерла? – опешила женщина. – Я и есть В.!
После некоторой паузы на том конце провода выдохнули: «Ошибка». Дальше последовали гудки...
Ольге стало не по себе. Она опустилась на табуретку. Подошли девчонки-коллеги. Принялись расспрашивать: мол, в чем дело? Молодая женщина, еще не до конца осознавая услышанное, передала подругам суть разговора. Те, естественно, сначала удивились, а потом принялись выводить коллегу из транса: мол, «похоронили» - значит, будешь долго жить! Когда неудачливую соискательницу сторублевого пособия отпоили кофе, все уже даже смеялись.
- Сначала я не очень переживала, - рассказывает Ольга. – Думала, ошибка - ничего страшного: изменят данные, насчитают пособие, перезвонят и извинятся...
Не тут-то было! Это у них там, на Елисейских полях капитализма, любой гражданин для государства - царь и бог, потому как налогоплательщик. Там непременно бы извинились, да еще и выплатили компенсацию за моральный вред человеку, заживо погребенному в бюрократической системе. А у нас же как в том бородатом анекдоте: «Врач сказал в морг – значит, в морг». А если ты живой, так тебе еще это доказать надо.
Думала, такое бывает с кем-то другим...
Через несколько дней Ольга, не дождавшись ни телефонного звонка из территориального управления, ни обещанного пособия, отпросилась с работы, чтобы уладить дело лично.
- Поднялась на второй этаж, нашла нужный кабинет и вошла, - вспоминает женщина. – Рассказала, в чем дело, спросила: почему, мол, не дают пособие? Специалист управления выдала мне фразу, которая совсем добила: «Так как вы были умершей, пособие вам не перечислили...».
Ольга остолбенела: думала, ослышалась. Но придя в себя, все же решила высказать претензии: на каком основании её, 29-летнюю женщину, «похоронили», да еще и безапелляционно заявили об этом ей, живой? Служащая госучреждения попыталась оправдаться: мол, сведения поступают из ЗАГСа - туда и предъявляйте претензии. Благо отделение ЗАГСа располагается на одном этаже с соцзащитой и гражданке В. не составило труда туда зайти. Когда Ольга рассказала, в чем дело, в кабинете регистраторов воцарилась гробовая тишина. У неё попросили паспорт. Работницы ЗАГСа стали проверять данные по компьютеру. В компьютерной базе главного органа, регистрирующего рождения и кончины всех лысьвенцев, гражданка В. числилась живой, а значит, подобные сведения в соцзащиту никто передать не мог.
- Я такое только по телевизору видела, - делится эмоциями женщина. – Показывали сюжет, когда человеку, стоящему у собственной могилы, приходилось доказывать, что он жив. Подумала: «Надо же, что с людьми случается! Меня-то уж точно такое не коснется»...
И свет в окне – счастье...
После того как Ольга вышла из здания на свежий воздух, почувствовала, как слезы закапали из глаз. Ей практически в лицо заявили: мол, вы же умерли! Она бы не так сильно переживала, если бы специалист территориального управления минсоцразвития признала, что произошло досадное недоразумение, извинилась и поговорила по-хорошему. Так ведь нет - все в порядке вещей, будто так и должно быть, будто это нормально: дважды высказать ЖИВОМУ человеку, что он, видите ли, не совсем жив. И вдвойне обидно молодой женщине было потому, что она четыре раза действительно находилась на грани жизни и смерти.
- Такой я человек - тяну с болячками до последнего, - грустно вздыхает Ольга. – А потом «скорая» и операция. Врачи меня четыре раза с того света доставали, говорили: сильная, выкарабкалась потому, что жить хотела. А знаете, когда после операции приходишь в себя, будто из тьмы тебя кто-то выталкивает, и первое, что видишь, - блеклый свет в окне. Такое счастье, что живой! Заново учишься сидеть, ходить, смеяться… Жить заново учишься! Мне потому и обидно стало, когда я такие слова о себе услышала. Обидно до слез, будто они меня опять в ту тьму толкнули...
Впрочем, эта история все же закончилась благополучно. 1 февраля гражданка В. побывала на приеме у начальника территориального управления минсоцразвития по Лысьвенскому муниципальному району и руководитель лично извинилась перед пострадавшей. К этому времени данные в компьютере были уже исправлены. Ольге пообещали, что в неприятной ситуации разберутся и виновные будут наказаны.
- И все бы хорошо, если б в память не врезались слова специалиста управления (с ней я разговаривала до этого лично), - делится Ольга. – Она позвала меня в кабинет и высказала: мол, чего вас к начальнику-то понесло?! Прямо так и сказала: «понесло!». Мне кажется, эта фраза сама за себя говорит, какие специалисты у нас работают с людьми – внимательные, чуткие, добрые...
Социальные комментарии Cackle