Сериал «Школа» молодого режиссёра Валерии Гай Германики, показ которого после окончания Олимпиады в Ванкувере возобновил Первый канал, вызвал неоднозначную реакцию общества. Одни согласны с руководством канала и режиссёром в том, что проект запустили своевременно и он отражает реалии современной школы. Другие категорически против него: мол, такого в школах нет.
Сюжет сериала закручивается вокруг учеников 9-а класса обычной школы, их педагогов и родителей. В класс приходит новенький, явно претендующий на лидерство. Возможно, не без его «помощи» суровый классный руководитель, 70-летний историк, зарабатывает инсульт и подростки выходят из-под контроля – хамят учителям, доводят их до слёз, ругаются матом, дерутся...
Мы часто рассуждаем: мол, нравы, царящие в столице и в больших городах, не в пример нашим. Можно ли отнести эту точку зрения и к сериалу «Школа»? И если такое поведение школьников действительно имеет место быть и у нас, кто в этом виноват и возможно ли что-то сделать? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались найти за круглым столом молодёжной редакции «Привет, МЕДВЕД!».
В обсуждении участвовали бывшая директор специальной школы открытого типа, а ныне – директор школы № 3 Лариса ШУКЛИНА, педагог с 27-летним стажем Валентина ХАРЧЕНКО, отец третьеклассника Андрей ГОРОХОВЦЕВ и авторы молодёжной редакции, в том числе ученица 11-го класса лицея № 1 Екатерина ВИТМАН, одиннадцатиклассницы школ № 2 и 13 Мария ТАТАРЕНКОВА и Юлия КОЧЕРГИНА, студентка ПУ-55 Елена ПРОКУШЕВА и инженер АК ЛМЗ Евгений ПОРОСКОВ.
«Это психологическое насилие над ребёнком...»
Светлана ЛЯМЗИНА, редактор молодёжного приложения «Привет, МЕДВЕД!»:
- Вот что пишет информагентство «LifeNews»: «Сериал «Школа», оказавшийся в центре скандала, может претендовать на то, чтобы считаться самым правдивым, ведь он снимался при помощи международной организации уголовной полиции. Правоохранительные органы в течение года проводили в школах Москвы и Приморья проверки с целью выявить, что на самом деле происходит в средних учебных заведениях страны. Эту информацию подтвердили в пресс-службе московского представительства Интерпола». Думаете, в школах Лысьвы такого нет?
Мария ТАТАРЕНКОВА:
- Я считаю, конечно, есть, но по закону жанра в сериале всё очень утрировано. Например, курение учеников прямо на крыльце школы. Старшеклассники, конечно, курят, но не на крыльце. По крайней мере, в моей второй школе этого нет.
Екатерина ВИТМАН:
- Откуда взялись идеалисты, утверждающие, что «Школа» - не про наши школы?
До четвёртого класса я училась в другой школе и практически ежедневно наблюдала то, что показала в фильме Германика. На самом деле сериал отражает лишь лайт – лёгкий вариант действительности. В реальной школе всё гораздо жёстче.
Елена ПРОКУШЕВА:
- «Школа» - это так невинно! В сериале показан девятый класс. У нас курят с пятого класса, ребята вместо учебников приносият на занятия водку, а потом на перемене пьют её...
Валентина ХАРЧЕНКО:
- То, что на протяжении многих лет творилось и в наших школах тоже, тщательно скрывалось и наконец-то вышло наружу. Я очень долго этого ждала, и хотелось об этом говорить, но почему-то мы рассуждаем об этом только на кухне – с друзьями, коллегами. То, что сейчас показывает Первый канал, - действительно «цветочки». Почему так происходит?
С некоторых пор учителя вынуждены сохранять хорошую мину при плохой игре. Ученик покрывает нас матом - мы не знаем, как себя вести, и делаем вид, что не замечаем оскорблений. Он похабничает - и мы снова как бы не видим этого, потому что не знаем, как на это реагировать. Однажды меня очень далеко «послали» с первой парты, хотя я просто попросила мальчика открыть учебник на такой-то странице. И это было в восьмом классе!
Учителя просто загнаны в угол. Может быть, годы в 80-е педагог был уверен: в случае чего администрация встанет за него горой. В перестроечное и постперестроечное времена многое изменилось, и директора школ загнаны в жесточайшие рамки. Они несвободны: их могут снять с должности без объяснения причин. Скажу про себя. Подхожу однажды к директору: «Что-то нужно делать: класс очень тяжёлый». И вместо помощи и сочувствия слышу в ответ: «А я не милиционер!»...
Учителя боятся принимать меры - это им же выйдет боком. Если в классе что-то случилось, виноват не ребёнок, а педагог – не нашёл общего языка, не справился...
Светлана ЛЯМЗИНА:
- Лариса Леонидовна, а что скажете вы? Сейчас вы директор школы № 3, но в контексте сегодняшнего разговора более всего интересен ваш опыт работы в специальной образовательной школе для трудных подростков, многие из которых успели совершить правонарушения и состояли на учёте в отделе по делам несовершеннолетних. Как вам удавалось находить общий язык с воспитанниками?
Лариса ШУКЛИНА:
- Несколько серий «Школы», которые мне удалось посмотреть, я восприняла как «Ералаш». Мне было смешно! Тот Илья Епифанов – новичок, неформальный лидер класса, из-за которого разгорелся весь сыр-бор, – он был бы моим любимчиком. Опасный человек, но врага лучше держать рядом. Таких подростков надо располагать к себе и делать своими союзниками - это мой принцип.
Приведу пример. В начале этого учебного года в нашей специальной школе стали частыми драки между ученицами, хотя до этого их почти не было. Стала советоваться с коллегами, а они мне: «Вы разве не знали – у нас была выпускница, которая «держала» всю школу. Теперь у ребят другой лидер». Я с ним встретилась и по-человечески попросила: «Сможешь мне помочь?». Она согласилась, и всё успокоилось...
Так что всё это у нас в школе есть. Извините за выражение, дать в морду другому только за то, что тот нелестно отозвался о его девушке, - и это тоже. Другое дело, что в фильме ни охранник, ни кто-то другой из взрослых на это не отреагировали. У нас подобные случаи не замалчиваются.
Далее. Девушки, которые хотят ярко выглядеть и походить на вульгарных девиц, – разве этого у нас нет? Бывает, в нашу школу ребята и пьяными приходили! Отправляла их в медвытрезвитель. Дети знали, что раз в год я это делаю, и больше таких случаев за год не повторялось. Мат в школе? Есть! Боролась и с этим. Штраф за него - пятьсот рублей.
Светлана ЛЯМЗИНА:
- А мне рассказывали о случае, когда на следующий день после того, как учитель выставила нарушительницу дисциплины из класса, мама девушки написала на педагога заявление в прокуратуру. А вы даже штрафы выписываете и в вытрезвитель ребят сдаёте. Претензий от родителей не было?
Лариса ШУКЛИНА:
- А родители сами не справлялись с этими детьми. Говорили: «Да делайте что хотите – мы уже не знаем...».
К тому же у меня были налажены партнёрские отношения с комиссией по делам несовершеннолетних, а в школе работает инспектор из отделения по делам несовершеннолетних. Поступила докладная на ребёнка - пишу: «Школьному инспектору - для работы». И мы с ней решали: или оставляли до второго нарушения, или сразу направляли дело на рассмотрение комиссии - тогда штраф.
Но я, пожалуй, соглашусь с Валентиной Аркадьевной: с недавних пор педагоги стали менее защищены. Почему дети стали развязнее и считают, что им всё дозволено? Перед Новым годом в нашей школе прошла прокурорская проверка. По её итогам нам сказали: «У вас нарушения в плане поощрения и наказания детей». А наказания такие: выговор по школе, вызов на совет профилактики (на нём собираются социальные педагоги, психологи и выражают провинившемуся порицание на уровне школы), вызов к директору и самое последнее - исключение из школы. Прокуратура написала: мол, это психологическое насилие над ребёнком...
Такая проверка проводилась в школе во второй раз. После первой сказали: мол, у вас очень много приказов о наказании - их должно быть меньше. Я специально посчитала: за год три – о поощрении и три – о наказании. Поровну! В этот раз сказали вообще убрать из положения пункты о наказании детей. Теперь у нас разрешаются только поощрения...
Валентина ХАРЧЕНКО:
- На мой взгляд, сейчас уже с начальной школы идёт заласкивание детей, лицемерие перед ними. Тем, кто не может так работать, говорят: мол, ты вообще не умеешь работать. Но почему я должна лицемерить перед ребёнком? Лучше я сяду с ним за стол переговоров, мы выскажем обоюдные претензии, и ребёнок сам выйдет на понимание того, что он не прав. Я считаю: школа – это место работы ребёнка, значит, относиться к своим обязанностям он должен соответственно. И выйти из школы он должен не зачищенным до блеска, в розовых очках, а воспринимающим жизнь объективно.
Мария ТАТАРЕНКОВА:
- Как раз в школе дети и готовятся к взрослой жизни. Те же драки, споры из-за мальчиков, другие проблемы – всё это учит.
В моей школе учителя не заласкивают учеников. Было такое, что из-за нас даже хотела уйти одна учительница – мы перед ней потом извинялись... Сейчас, к одиннадцатому классу, всё «устаканилось». У каждого учителя свои правила, мы к ним привыкли и знаем, как можно и как нельзя себя вести с каждым.
Елена ПРОКУШЕВА:
- Какое заласкивание?!.. Почти каждый день после школы я ревела от обиды: сидит в классе ученик, которому ничего не надо, ноги на стол, а педагог вместо того, чтобы выгнать его с урока, срывается на нас. В фильме в основном показаны моменты, когда ученики грубят учителям. В реальной школе чаще бывает наоборот.
Так в каком веке живут педагоги?
Светлана ЛЯМЗИНА:
- Да, хамство и вседозволенность со стороны старшеклассников в «Школе» задевают. Но задевает и отношение к ним некоторых учителей. Ведь с чего, по сути, начался конфликт между 9-а и педагогами? Со стычки новенького Ильи – неглупого парня, который к тому же умело манипулирует сверстниками, - с классным руководителем. Парень говорит Носову: «Я же личность!». А тот отвечает: «В последний раз я видел здесь личность году в восьмидесятом...».
Сама режиссёр сериала в одном интервью сказала: «Это фильм о потере человеческого диалога». Может, главная проблема неудавшихся отношений «ученик-педагог» кроется в нежелании взрослых считаться с детьми, с их мнением? Как с этим в наших школах?
Лариса ШУКЛИНА:
- Действительно, многое зависит от учителя и прежде всего – от классного руководителя. Несмотря на то, что я была директором специальной школы, в прошлом году дважды выезжала с ребятами на неделю в Чердынский район, в село Рябинино. Вместе с ними и по горам лазала, и баню топила, и за грибами ходила, и цветы они мне рвали… Ребята говорили: «Вы здесь совсем другая!». Там они увидели с другой стороны меня, а я - их.
Педагоги разные. Вот мне нравится быть с детьми. А есть учителя, даже моего возраста, которые до сих пор чувствуют себя барышнями из девятнадцатого века и считают, что все должны перед ними преклоняться. Не идём мы вперёд, во многих засел этот педагогический консерватизм!
Валентина ХАРЧЕНКО:
- Есть учителя-мастера, которым ученик действительно интересен как личность, и они на самом деле переживают за его успехи, а есть учителя-«ремесленники», которые просто отбывают в школе время и ничего не дают детям. И самое неприятное то, что выбирать специалистов не приходится – зарплата педагога по-прежнему невелика...
Говорят: мол, дети – самое дорогое, что у нас есть. Так оно должно быть дорогим и для государства! А если труд оплачивается по минимуму, ничего хорошего из этого не выйдет. Вообще я сравнила бы систему российского образования с расстроенным роялем, по которому бренькают все, кому не лень: бесконечные приказы, указания...
Лариса ШУКЛИНА:
- Это может показаться удивительным, но в нашу специальную школу дети просятся сами! И нередко в прежней школе у них не складываются отношения именно с педагогами. А наш принцип - «Прости и полюби». Приходит новенький - мы знаем о нём все, но вслух говорим: «Мы не знаем о тебе ничего. У тебя есть шанс стать другим». И положительные примеры есть. Наш выпускник, теперь – учащийся шестого училища, победил в конкурсе «Лучший по профессии». Другой выпускник нынче, на юбилее школы, пел нам песню, занимается музыкой и выступает на городских праздниках.
Но некоторые и тюрьмой заканчивают. Наша «болезнь» - угон автомобилей. Ребятам хочется хорошо одеться, поесть. Есть и такие, кто приходит в школу только за этим - у нас бесплатное питание. Урок отсидят, пообедают – и нет их в школе. Конечно, в становлении подростка огромную роль играет микроклимат в семье...
Главное – крутые шмотки?
Светлана ЛЯМЗИНА:
- Заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) Ирина Хоменко так отозвалась о «Школе»: «Этот сериал – вполне своевременный, потому что наше общество оторвано от детей. Я не считаю, что в фильме что-то специально «усугублено»: показаны вполне реальные школьники. Его надо показывать хотя бы для того, чтобы понять, что мы – всё наше общество – сотворили с собственными детьми».
Безусловно, немалую роль в воспитании нравственности подростка играют педагоги, школа в целом, но первоисточник всего хорошего или плохого в нём – семья. Насколько внимательны современные родители к тому, что происходит с их детьми и как они взрослеют?
Валентина ХАРЧЕНКО:
- Если ребёнок видит, что родители трудятся, читают, посещают театр, выставки, он будет нормальным человеком. А если после того, как он пришёл в школу невыспавшийся, с невыученными уроками, я иду к нему домой и вижу мать с отцом друг напротив друга с ножами в руках (а это было!), - какие уроки с него просить?!
Сейчас родителей, которые идут в школу и готовы к разговору о своём ребёнке, - 30%, если не меньше. Одна родительница мне как-то сказала: «Иду к вам - и коленки дрожат». Я: «Почему? Я же не отчитывать вас собралась, а пригласила порешать вопрос о вашем сыне, вместе подумать, как себя с ним вести». А многие родители просто безразличны. Может, этот сериал всколыхнёт их, заставит задуматься, куда уходит ребёнок, какие уроки и эмоции он там получает...
Андрей ГОРОХОВЦЕВ:
- Мой сын учится в третьем классе, и уже сейчас я вижу родителей, которые не занимаются с детьми. Те, в свою очередь, сеют безразличие к сверстникам, учителям. Это может привести к тому, что к переходному возрасту – к седьмому-восьмому классу – класс станет неуправляем.
Недавно сын как обычно пошёл в школу. На улице трое его сверстников кого-то лупасили. Один прокричал: «Давайте будем бить этого!». Так досталось и сыну. Я иду в школу и при всём классе разбираю ситуацию: кто крикнул первым, почему? Он: «Не знаю»... Далеко не каждый родитель пойдёт в школу устраивать такие беседы. Но если это не пресекать сейчас, позже оно может вылиться в нечто серьёзное.
То, что показано в сериале, наверное, имеет место быть: подростки и пьют, и курят, и дерутся. Но, по-моему, в одной школе сконцентрировано всё. Получается, педагоги не могут найти общего языка с ребятами. Хотя сегодня я узнал, что на них давят различными проверками и директивами. Шаг влево, шаг вправо – и педагога «расстреляют», так получается? Конечно, в этой ситуации им действовать сложнее.
Елена ПРОКУШЕВА:
- Я прохожу практику в одной из школ – учу рисовать четырёх-пятилетних детей. Они уже ругаются матом, хвастаются друг перед другом сотовыми телефонами и соревнуются, у кого больше денег в кошельке: триста рублей, пятьсот… Да мне даже в десять лет таких не давали!
Сейчас совсем другие ценности. Может быть, со мной не согласятся многие, но я считаю, стоит ввести школьную форму. Сейчас все выпендриваются шмотками, а не знаниями. Если девочка с мозгами, но бедно одета, над ней начинают издеваться. Когда все будут в одинаковой одежде, придётся выделяться за счёт ума, своих способностей.
Валентина ХАРЧЕНКО:
- Я поддержу. У нас медик в школе говорила: «Они ходят такие разряженные – не знаешь, кто к тебе зашёл: учитель или ученик». Зачастую педагоги одеваются гораздо скромнее, чем ученики. А если у подростка нет возможности одеваться богато, он может пойти и на преступление, и на скандал с родителями из-за того, что они не могут его так же содержать. Лариса Леонидовна уже говорила об этом.
Андрей ГОРОХОВЦЕВ:
- Я даю сыну денег разово - только на то, что посчитаю нужным. Он сам сходит, купит – позволяю ему проявить самостоятельность. Но так, чтобы «на тебе двести рублей – купи что хочешь», такого нет. Я знаю, что он на них купит: жвачку, лимонад, чипсы и прочую дребедень. И поддерживаю Елену насчёт формы - она дисциплинирует.
Екатерина ВИТМАН:
- А я против! Это внешняя уравниловка. Хорошо, все будут в единой форме, но тогда у девочки будет портфель «от кутюр» или самый крутой телефон. Это факт!
Евгений ПОРОСКОВ:
- Я учился в двух школах в девяностые годы. С третьего-четвёртого класса мы уже ходили «войной» района на район. И стычки с учителями были, и парни дрались друг с другом, как в сериале, и учителям от нас доставалось, но мы делали это не так открыто, как в сериале. Ну, не понравился педагог – стул у него ломали или кнопку подкладывали… И курили с девятого класса все парни – было просто интересно попробовать. Помню, на один из вечеров в школе каждый принёс по бутылке пива. Учителя объявили всему классу выговор, сообщили родителям. У меня дома состоялся серьёзный разговор, и меня поставили на место.
Конечно, следующее после нас поколение стало жёстче. Просто сейчас во многих вещах их воспитывает телевизор. Раньше ведь не показывали криминальные новости, маньяков, убийц.
Возможно, родители просто не знают, что происходит в школах. Главное для них – заработать деньги и обеспечить ребёнка. В школу идти некогда. Может, случайно увидев этот сериал на кухне, они хотя бы поинтересуются: «А как у тебя дела в школе?». С другой стороны, подростки могут посмотреть сериал и взять равнение на его героев. Хотя они уже и без того такие: на уроке с телефона в «аське» переписываются или играют...
Смотреть или не смотреть – вот в чём вопрос
Светлана ЛЯМЗИНА:
- Как вы считаете, сделают ли какие-то выводы из событий скандального сериала зрители – педагоги, родители, подростки? И способны ли последние сами сделать правильные выводы? Один депутат Госдумы, коммунист, требовал запретить показ сериала и призвать к ответу его создателей за то, что они показывают школьникам только отрицательный пример поведения.
Мария ТАТАРЕНКОВА:
- Валерия Гай Германика сняла правдивый сериал, но она действительно не показала положительных примеров, не посоветовала, как НУЖНО делать. Я вспомнила о сериале «Простые истины» - он тоже про школу, его показывали лет пять назад. В нём тоже поднимались проблемы, но приводились разные пути их решения, и подросток невольно понимал, какой из них верен.
На мой взгляд, вопрос реакции подростка на сериал - вопрос его воспитания. Если ему восемь лет, он может принять это как руководство к действию. Предложишь посмотреть сериал семи-восьмикласснику, начинающему пить и курить, – да ни за что не посмотрит! Из чувства противоречия. В одиннадцатом классе, когда мы всё это уже прошли, просто посмотрим на себя со стороны. Где-то станет неприятно, стыдно, но мы уже заканчиваем школу, для нас это пройденный этап.
Евгений ПОРОСКОВ:
- Мне кажется, фильм будет полезен педагогам и родителям, но никак не подросткам.
Андрей ГОРОХОВЦЕВ:
- Они могут принять это за правило. А вот для нас, родителей и педагов, – это повод задуматься. Так ли мы себя ведём? Может, стоит что-то изменить в нашем поведении?
Юля КОЧЕРГИНА:
- А я не хочу, чтобы этот сериал увидела моя мама. Она только расстроится...
Екатерина ВИТМАН:
- Я считаю, смотреть «Школу» стоит всем. Подросток, у которого есть что-то путное в голове, посмотрит на себя со стороны и поймёт, как это некрасиво, вульгарно. Знаю: у нас в лицее многие педагоги или смотрят сериал, или видели хотя бы одну серию. Кто-то против него - увидел в некоторых героях себя. А некоторые «за» - хотя бы потому, что появилась возможность узнать, что на самом деле думают о них ученики, на каком языке и о чём вообще они разговаривают.
Лариса ШУКЛИНА:
- Из-за чего забастовало учительское сообщество? Из-за того, что выход этого сериала совпал с открытием Года учителя в России. Всё-таки в Год учителя мы должны превознести педагога, его труд. А нам показывают, как одна заводит шашни с родителем ученика, другая берёт взятки, третий поощряет фашистские настроения... Учительство ждало, что покажут «продвинутых», понимающих молодежь педагогов, а их показали... Поэтому и идёт протест против этого сериала.
Светлана ЛЯМЗИНА:
- А как вы думаете, чем закончится сериал?
Валентина ХАРЧЕНКО:
- На мой взгляд, ничем. Выведут на арену положительных героев? Изменятся педагоги или ученики? Думаю, нет. Скорее, фильм закончится открытым вопросом: «Что делать?».
Мария ТАТАРЕНКОВА:
- Позиция режиссёра такова: «Я показала проблему, а вы думайте, как её решать»...
Светлана ЛЯМЗИНА:
- Спасибо всем участникам круглого стола за откровенный и содержательный разговор. Думаю, он будет интересен и полезен и читателям «Искры» и они решатся высказать своё мнение о том, что происходит в современной школе, согласятся или не согласятся с нами. Тема остаётся открытой.
Материалы круглого стола к печати подготовила Светлана ЛЯМЗИНА.
Социальные комментарии Cackle