22
Ноября
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Иностранцы интересуются «Приводом»

24.04.2010Валентина КокшароваЭкономика

В последнее время к ООО «Электротяжмаш-Привод» проявляют повышенный интерес зарубежные фирмы – японские, австрийские, американские. Машиностроители заволновались: не поменяет ли завод собственников?

В интервью многотиражной газете технический директор предприятия Владимир АПЕВАЛОВ успокоил: все дело в поиске новых направлений деятельности предприятия – в производстве законченных узлов. Нынешний заказчик желает приобретать готовый продукт, а не собирать по поставкам его отдельные комплектующие.

Визиты иностранных делегаций связаны с расширением рынков сбыта заводской продукции. Газопоршневые двигатели приводовцы готовы приобретать у австрийской фирмы «MWM». Это позволит поставлять на рынок не просто дизель-генераторы, а готовые электростанции. Сотрудничество с «TOSHIBA» и «SKODA» позволит развивать тяговое производство.

С американцами машиностроители планируют реализовать проект по организации производства готовых электростанций с максимальной комплектацией лысьвенскими генераторами.

Лысьвенские машиностроители готовятся к празднованию 65-летия Великой Победы. Недавно группа бывших тружеников завода отправилась в профилакторий «Березка» отдохнуть перед майскими торжествами и набраться сил перед садово-огородническими заботами. В помещении совета ветеранов тоже суматоха: в юбилейный год руководство завода решило провести там ремонт. Оно также выделило триста тысяч рублей на подарки участникам войны и труженикам тыла. О чем это свидетельствует? Наверное, о том, что кризис, пошатнувший экономику предприятия в прошлом году, постепенно отступает. Так это или нет и как вообще коллектив машиностроителей справился с проблемами и начал этот год? В интервью «Искре» генеральный директор Виктор ЛЕШ ответил на эти и другие вопросы.

«Выбивали» импортных поставщиков

- Виктор Николаевич, несколько слов о том, как «Элетротяжмаш-Привод» завершил минувший год. Велики ли оказались потери? Сработала ли антикризисная программа предприятия? И с какими перспективами вошли в 2010-й?
- Год был тяжелым для всех, не только для «Привода». Часть заводов - наши партнеры - столкнулись с серьезными проблемами, вплоть до остановки производства. Чтобы сохранить коллектив и не остаться без квалифицированного персонала, нам пришлось воспользоваться программами организации общественных работ и сокращенного рабочего дня.

Активно снижали издержки: закрыли два корпуса, вывели их из оборота, законсервировали, тем самым сэкономив приличные суммы по затратам на теплоносители и электроэнергию. Однако при этом мы не исключили из собственных программ производства номенклатуру, которая выпускалась на этих площадях.

Производство сконцентрировали в двух основных корпусах: в главном, где собираются турбогенераторы и гидрогенераторы, и в корпусе тягового оборудования. Считаю: предпринятые нами шаги помогли спасти ситуацию.

К сожалению, все первое полугодие прошлого года вслед за рынком мы продолжали снижение. Наши заказчики остановили несколько инвестиционных проектов, естественно, это отразилось на договорах. В тот период мы определяли для себя планку, ниже которой падать было нельзя, - это не более 40% от объема 2008 года. Фактический показатель составил 32%. Для экономики предприятия это очень ощутимые потери.

В июле появились первые, слабые, признаки некой стабилизации: со скорости падения мы перешли к скорости торможения. Оживление металлургической отрасли, обновление ряда контрактов, в том числе по нашим флагманам – генераторам мощности 110 мегаватт, производство которых было приостановлено в первом полугодии, - способствовали тому, что в июле работы по ним возобновились. Ряд контрактов возобновили нефтяники, переходящие на собственную энергетику, сработали наши старые партнерские отношения.

Июль, август, сентябрь – время концентрации на ключевых проектах. В конце года завод получил несколько контрактов с жесткими сроками исполнения и, прямо скажем, с не очень хорошей экономикой для нас и с высокой долей ответственности. Это были стратегические проекты Роснефти, Газпромнефти, но именно они позволили достойно пережить 2009 год. Мы с приличным уровнем по объемам производства сработали в четвертом квартале прошлого года и в первые три месяца текущего. К сожалению, не всегда с той рентабельностью, которая обеспечивала бы достойное участие во всех программах развития, намечавшихся на 2009 год.

Несмотря на это, при падении на 32% иивестпрограмма была выполнена на 80% от запланированных объемов, на завод закуплен и поставлен ряд импортных производственных линий. За счет небольшого роста во втором полугодии удалось вывести трудовой коллектив на среднемесячный фонд рабочего времени – 134-136 рабочих часов. Это, конечно, ниже, чем определено стандартным графиком, но все-таки занятость возросла.

Несколько слов о самых трудных моментах. Критическая обстановка сложилась по тяговому производству. Завод традиционно ориентирован на предприятия, изготавливающие новые тепловозы и электровозы. Основные наши потребители - коломенский, брянский заводы - во втором полугодии практически остановились, и «тяга» находилась в крайне тяжелых условиях. У нас остался единственный стратегический партнер – группа «Синара-Транспортные машины». Мы выпускали всего 30% того объема, который могли бы выполнять. При этом понимали: в начале 2010 года будет принята новая государственная инвестпрограмма по РЖД, госпроекты разморозят.

- Они все еще размораживаются или уже разморожены?
- На бумаге разморожены. По контрактам подтверждения того серьезного роста, какой ожидали, пока нет.

Что показал первый квартал? Ситуация постепенно выправляется, сработали на хорошем уровне. Мы вошли в январь с хорошими контрактами. Люди работали в праздники – 2, 3, 4 января. Переходили на скользящий график, на согласованные графики в выходные и праздничные дни.

Каким мы видим 2010-й год? Он будет непростым. До сих пор нет основных пакетов заказов от крупных энергетических компаний. Весь 2009 год, не побоюсь этого слова, «выбивали» импортных поставщиков из ряда стратегических проектов, в том числе в «Транснефти».

- «Выбивали»? Это как понять?
- Доказывали: мы - всё тот же «Привод», обеспечивший нормальную работу всех трубопроводов Советского Союза. В конце концов, в начале января впервые за последние четыре года вместе с УК «Нефтегазовые системы» был подписан годовой контракт с «Транснефтью» на новые стройки и на замену старого оборудования.

- Наверное, убедить заказчика отказаться от импорта было довольно трудно?
- Нелегко. 30 декабря 2008 года было проведено совещание, где «Электротяжмаш-Привод» признали стратегическим поставщиком. В течение шести-семи месяцев пересмотрели всю проектную документацию, в которой поставщиками были записаны зарубежные фирмы. Был момент, когда маятник качнулся не в нашу пользу и «Транснефть» решила не отказываться от импорта. Несмотря на то, что тысячи наших двигателей стоят на трубопроводах страны, мы доказывали свою состоятельность и конкурентоспособность. Демонстрировали, как модернизируем машины, как движемся с точки зрения развития инжиниринга, показывали новые разработки, убеждали, что практически исключены все ошибки, допущенные на старых объектах.

Проделана огромнейшая работа. Надо отметить большой вклад технической дирекции. Сервисное направление работало очень эффективно.

Мы реанимировали контракты на ремонт двигателей, в том числе импортных. В свое время данное направление уходило с завода вместе с людьми, которые занимались этим делом, завод развивал производство новой техники. А когда наступил кризис, мы как все нормальные хозяева стали смотреть, что из прежних направлений можно вернуть. Мы доказали, что можем спокойно взять любую импортную машину, отремонтировать ее, дать гарантию и продлить ей жизнь. Это сразу было подхвачено рынком, и впервые за последние пять лет мы заключили контракт на ремонт двигателей с «Транснефтью».

В итоге в 2010 год завод вошел с довольно приличным объемом прямых контрактов по ремонту, с хорошим объемом поставок новых двигателей, с неплохой перспективой производства турбогенераторов средней и малой мощности.

Да, три-четыре года мы развивали завод под увеличение линейки мощностей двигателей. Довели планку до 110 мегаватт, в планах было выйти на 160. Но спрос на машины крупных мощностей упал, и основной упор в нашем портфеле заказов сделан на машины мощностью до 50 мегаватт.

Движение к атомной энергетике - это не слухи

- До кризиса валовой выпуск продукции «Привода» доходил до четырех миллиардов рублей в год. Какая задача поставлена нынче?
- Да, такой рубеж был. Сегодня планка поднята очень высоко – 3,4 млрд. рублей. Считаю: при нормальной слаженной работе производственников и коммерсантов она вполне достижима. Только нельзя забывать о том, что эти цифры немного условны и применяются для нашей внутренней оценки и сопоставимости с прошедшими периодами.

Нынче, тоже впервые за несколько последних лет, предприятие получило контракты по гидрогенераторам на экспорт. Есть большой проект с Панамой при участии мексиканских инвесторов. Речь идет о поставах машин мощностью более 48 мегаватт для ГРЭС «Байтун». По данному проекту работаем более четырех месяцев, выпуск намечен на 2011 год. Работы с ним много, и мы спокойно смотрим на загрузку главного корпуса и инструментального производства. В 2011 году в обязательном порядке должны отгрузить две машины для первой очереди. Думаю, сотрудничество продолжится и дальше.

- Вопрос о зарубежных контрактах. Вы по-прежнему удерживаете свои позиции на этом рынке? Сильно ли пошатнул их мировой кризис?
- По экспорту нашими основными партнерами традиционно остаются страны ближнего зарубежья. Объем будет сопоставим с 2009 годом, не меньше. Сейчас изменилась политическая ситуация на Украине, надеюсь, что и бизнесу будет работать легче.

- Разве политика прежнего президента Украины в отношении к России ощутимо влияла на бизнес-климат?
- Влияла, и очень серьезно. К тому же на Украине есть Харьковский электротехнический завод - наш старый добрый «друг»-конкурент. Они, кстати, несмотря на политику, всегда были готовы нам «помочь».

- Виктор Николаевич, именно в труднейший кризисный год завод начал работу над новым направлением - атомной энергетике. Уже есть результаты?
- Результаты есть, и достаточно положительные. Предыстория такова. 28 марта 2009 года мы подписали контракт и получили авансовые платежи на производство машин на первый блок для Калининской атомной электростанции. Подписали контракты с поставщиком насосных агрегатов охлаждения реактора Центрального конструкторского бюро машиностроения Санкт-Петербурга - с единственным поставщиком и производителем этих насосов. В течении шести-семи месяцев готовили завод к новому производству: обучали людей, поправляли уровень производственной дисциплины, разбирались с внутренними и внешними процессами, проводили аудиты. Надо отметить: контролирующие органы и наши партнеры высоко оценили степень подготовки.

В ноябре были подписаны еще два контракта на обеспечение двух энергоблоков лысьвенскими двигателями. В настоящее время первый двигатель - головной образец - на 90% находится в «железе». Десятого апреля согласно утвержденной программе мы заявили о готовности к внешней приемке основных узлов. Пока я оцениваю работу по этому направлению на твердую «четверку». Надеюсь, после приемки головного образца и его испытания у заказчика в Санкт-Петербурге работы ускорятся и мы выполним договоры точно в срок.

Машина сложная, интересная, «Привод» такой никогда не делал. Но электрическая машина – не вертолет, не подводная лодка: разберемся!

«Социалку» не бросили

- «Электротяжмаш-Привод» всегда позиционировал себя как предприятие социально ответственного бизнеса. Немалые средства вкладывал в обучение персонала, в развитие заводской инфраструктуры. В прошлом году из-за кризиса пришлось от многого отказаться. Как складывается ситуация нынче?
- Понятно: все обязательства работодателя по отношению к коллективу прописаны в коллективном договоре, который у нас принят на три года, и все его условия мы выполняем. Что касается социальной ответственности бизнеса. Напомню: первые кризисные симптомы появились не в 2009 году, а летом 2008-го, поэтому вторая половина 2008-го и весь 2009-й были крайне трудными. Однако мы старались поддерживать и завод, и его инфраструктуру. В частности, ЦТД «Привод», профилакторий, где в прошлом году по-прежнему работал пионерский лагерь и отдыхали работники завода.

Нынче особое внимание уделили поддержке совета ветеранов. В этом году он у нас юбиляр – отметит 50-летие. И, конечно, активно готовимся к 65-летию Великой Победы. В частности, выделили средства на оздоровление ветеранов в профилактории. Не оставляем без внимания и молодежь с ее программами. Будем помогать совету молодежи с участием в краевых и городских мероприятиях. В частности, в фестивале «Виктория», который с заводского уровня перерос в краевой.

Если говорить о социальной ответственности бизнеса в целом, хочу заметить: надеюсь, плохие времена пройдены и социальные программы начинают возвращаться на свою орбиту. Объем на этот год – порядка 20 миллионов рублей – в два раза больше, чем в 2009 году.

- И в продолжение темы празднования юбилея Победы. Триста тысяч рублей, которые «Привод» выделил на подарки для участников войны и тружеников тыла, - наверное, лишь часть того, что завод готов потратить на своих ветеранов?
- Конечно, это лишь часть тех сумм, которые будут потрачены на этот праздник. Мы готовим альманах к 65-летию Победы, в котором участники войны и труженики тыла будут отмечены поименно. Это замечательная традиция завода – к большим знаменательным датам выпускать такие сборники. Альманах будет уже четвертым. В нем собраны воспоминания ветеранов, письма фронтовиков, фотографии из личных архивов и заводского музея. Накануне праздника в ЦТД «Привод» запланировано большое мероприятие – встреча поколений, на котором вручим эту книгу. Также обязательно благоустроим к празднику аллею ветеранов. Сделаем все, что в силах и возможностях предприятия.

Участников военных событий, к сожалению, остается все меньше. В заводском совете их всего лишь 25 человек, 258 - тружеников тыла. Все они совершили подвиг, а военный или трудовой, - сегодня не имеет значения. Для молодых это живая история страны, города, завода. Надо ценить это, гордиться этими людьми!

Недавно я был на одной из встреч с ветеранами, где вручали юбилейные медали. Многие не скрывали слез – о них вспомнили! Это укор нам, молодым: вспоминаем и встречаемся с ними только в праздники. А ведь эти люди заслужили уважение уже тем, что, как бы ни было тяжело - и в войну, и после нее, - дожили до сегодняшнего юбилея Победы, сохранили оптимизм и веру.

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

16 апреля губернатор края Дмитрий Махонин выступил с ежегодным посланием об итогах и планах социально-экономического развития региона
Не упустите возможность воспользоваться господдержкой, чтобы подарить детям незабываемые каникулы
задал Президент в послании к Федеральному Собранию
Яндекс.Метрика