Заседание Земского собрания, состоявшееся во вторник на прошлой неделе, было внеочередным. Его «внеочередность» не связана с экстренностью предложенных к рассмотрению вопросов. Как это часто бывает, депутатского вердикта потребовали документы, которым надлежит как можно быстрее вступить в действие.
В ход пошли «запасы»
Главная тема, безусловно, бюджетная: изменение доходных и расходных статей районной финансовой конституции. Заместитель начальника финуправления Алевтина БОЛДЫРЕВА сообщила: доходы увеличиваются на 1 млн. 645 тыс. руб., расходы — на 4 млн. 628 тыс. руб. Баланс между двумя базовыми позициями бюджета достигается за счёт остатков средств прошлого года. На районном счете «лежало» около трёх миллионов рублей, и теперь они пригодились. Почти два миллиона пойдут на типичные в нынешних условиях нужды — на устранение предписаний надзорных (читай, пожарных) органов. Нарушения выявлены в том числе и в здании районной администрации. Чтобы привести его в соответствие с противопожарными требованиями, необходимо 1 млн. 828 тыс. руб. Канабековской школе на эти цели выделяется более 200 тыс. руб.
Последние решения краевого правительства, касающиеся в том числе и Лысьвы, заставили произвести рокировку средств внутри бюджета. Краевые власти утвердили объём субсидий на строительство детского отделения городской больницы (22 млн. руб.), нового кладбища (6 млн. руб.), а также на разработку генеральных планов сельских поселений (Новорождественского - 882 тыс. руб., Кормовищенского - 988 тыс. руб., Кыновского - 1 млн. руб.). Чтобы обеспечить финансирование районной доли этих проектов, депутаты утвердили внутристатейные «переброски» ассигнований.
Председатель заверил: «шансы хорошие!»
Вопрос о дополнениях к программе социально-экономического развития Лысьвенского района на 2010-2012 годы, рассмотренный депутатами, представляет интерес для населения внесёнными в неё изменениями и дополнениями.
Первое.
Документ пополнился тремя инвестиционными программами, включающими в себя реконструкцию городских систем водоотведения и водоснабжения, а также сетей и оборудования системы сельского водоснабжения. Их появление в районной программе даёт Лысьве шанс попасть в региональные инвестиционные проекты и получить краевое финансирование хотя бы по некоторым лысьвенским объектам.
Если говорить о перспективе развития водоснабжения Лысьвы, программой предусматривается разделение города на зоны с установкой для каждой из них насосных станций. В ней, в частности, обосновывается необходимость вывода из эксплуатации Болотинского водозабора. Причин тому три: он находится в черте жилой застройки и не имеет полагающейся санитарной охраны, качество воды в двух его скважинах не соответствует санитарным нормам, запаса воды нет. Сегодня из шести скважин водозабора полноценно задействованы лишь две. Это сказывается на качестве обеспечения водой левобережной части города. Решить проблему может лишь строительство дополнительного водовода от насосной станции в Каменном Логу до городских сетей, а также водовода, соединяющего правобережную и левобережную части города. С учётом предполагаемого строительства трубопроводов и реконструкции водоводов на ряде улиц реализация программы выливается в 74 млн. 829 тыс. руб. С учётом того, что 18 млн. 395 тыс. рублей будут взяты за счёт тарифа, бюджетных денег потребуется 56 млн. 434 тыс. рублей. Если из краевой казны будет выделено 42 млн. 325 тыс. руб, то в местном бюджете придётся изыскать чуть более 14 млн. рублей.
Реконструкция городской системы водоотведения «тянет» в целом на 30 млн. 126 тыс. рублей, а местных средств в них 5 млн. 458 тыс. руб. Затраты на реализацию программы развития сельского водоснабжения выливаются в 53 млн. 555 тыс. рублей, причём более 41 млн. рублей — средства районного бюджета.
Второе.
В программе социально-экономического развития уточнено название спортивного комплекса, который власти намерены построить в Лысьве. Теперь официальное название этого объекта звучит так: «Спортивный комплекс с бассейном (25 х 11м) и универсальным игровым залом в г. Лысьва Пермского края».
Вопрос у депутатов был только один: каковы шансы получить на строительство комплекса краевые средства? Председатель Земского собрания Виктор Комаренко заверил: «Шансы хорошие!». На этой оптимистической ноте депутаты единогласно утвердили изменения и дополнения в программу развития района.
Сэкономим сто тысяч рублей, потратим пять миллионов?!
А вот другая проблема, требовавшая решения Земского собрания, оптимизма у депутатов не вызвала. Речь идёт об очередной реорганизации муниципальных образовательных учреждений. На этот раз под реорганизационный «нож» попали школы № 18 и 12. Об этом доложил начальник управления образования Сергей ВИНОКУРОВ. Назвав их проблемными, он привёл несколько доводов, вынуждающих принимать непопулярные меры.
Здание школы № 12 построено в 1950 году, его состояние вполне удовлетворительно. Однако при максимальной вместимости 250 человек здесь учатся 134. Но именно на этом показателе базируется оценка эффективности учреждения: чем меньше наполняемость классов и больше помещения, тем выше затраты и ниже эффективность. Подушевое финансирование привело к тому, что при плановом фонде оплаты труда на 2009-2010 гг. в 2 млн. 550 тыс. рублей фактически эти затраты уже сегодня составляют 1 млн. 650 тыс. рублей, а впереди ещё полгода работы. Сокращение объёмов финансирования неизбежно приведёт к ухудшению учебно-воспитательного процесса.
Несколько иная картина в школе № 11. Она рассчитана на 600 человек, обучаются в ней 513. Возможность перевести сюда заболотинских учащихся есть. А школа № 12 может быть перепланирована под начальную школу-сад. Для этого необходимо реорганизовать школу № 11, присоединив к ней школу № 12 со статусом её структурного подразделения.
Такая же участь ожидает и школу № 18. Это трёхэтажное здание было построено в 1962 году. Его вместимость - 760 человек, тогда как обучаются только 284. Плановый фонд оплаты труда составляет 4 млн. 648 тыс. рублей, и практически вся эта сумма уже израсходована. Использование помещений здания признано неэффективным, и отсрочка в решении его судьбы не сулит ничего, кроме ухудшения качества образования. Ближайшая школа, куда можно перевести учащихся средних классов, — седьмая, поэтому и предложение было внесено соответствующее: присоединить к ней школу № 18, переоборудовав часть помещений здания присоединенного образовательного учреждения под школу-сад и лаборатории для школы № 3.
Это сообщение вызвало у депутатов нескрываемую тревогу. У Виталия Шувалова возникли вопросы по качеству образования, об ухудшении которого говорил руководитель управления образования. Сергей Винокуров ответил:
- Нельзя говорить о том, что в этих школах даётся некачественное образование. Не могу сказать, что учителя работают плохо, но более половины из них — совместители, которые приходят в школу на часы. Это лишает ребят возможности взаимодействовать с педагогами во внеурочное время и в конечном итоге отражается на качестве обучения.
Повлечёт ли реорганизация сокращение учительского персонала? Как дети будут добираться до школ? Что получит в результате преобразований Лысьва? Эти и множество других вопросов беспокоили большинство депутатов. Земцы понимали: дав «добро» на такую реорганизацию, они прикладывают руку к разрушению системы образования, которая создавалась в Лысьве годами.
Вспомнили они и о том, как в недавнем прошлом в массовом порядке закрывались и перепрофилировались детские сады. И причины для этого были те же: демографическая яма, низкая наполняемость детских групп, сокращение финансирования. И жесткое требование верхов: оптимизация, оптимизация и ещё раз оптимизация! И хотя в тот период тоже понимали, что рано или поздно это аукнется нехваткой дошкольных учреждений, требования о сокращении расходов выполняли.
Кстати, о предполагаемой экономии средств, ради которой предпринимается реорганизация школ. Финансовый «гвоздь» забил депутат Сергей Катаев, задав вопрос, во что обойдётся реконструкция школ под детские сады. Сергей Винокуров отметил: более чем в пять миллионов рублей только по одной школе № 18...
Точное резюме абсурдности происходящего вынес депутат Владимир Горнов:
- Давайте сэкономим сто тысяч школьного фонда оплаты труда, потратив на это пять миллионов рублей!
Краевые власти, выполняющие требования федерального министерства о подушевом финансировании учреждений образования, настроены непреклонно: деньги в школы идут за учениками - сколько учеников, таково и финансирование. Под угрозой существования оказалось несколько сельских малокомплектных школ. Единственная неплохая новость, которую сообщил депутатам Сергей Винокуров, касалась Обманковской школы: её удалось отстоять перед губернскими властями, на её финансирование будут выделяться дотации. Однако уже в ближайшее время районной власти предстоит защищать в краевом министерстве право на жизнь Ломовской, Шаквинской, Кумышанской и Заимковской школ.
Итог состоявшегося обсуждения очевиден: как бы внутренне ни сопротивлялись неприятным новшествам депутаты, как бы ни «обносили» нехорошим словом требования властей, а законопослушность проявили: проголосовали за преобразование школ № 12 и 18.
Социальные комментарии Cackle