Лысьвенская земля хранит много мифов и легенд. Они передаются из поколения в поколение, обрастая невероятными деталями и сведениями. И чем дальше уходит время, тем труднее отыскать историческую основу их появления.
Кому слова на чугунной плите?
Мифы и легенды Лысьвы очень ценил и записывал известный краевед Лысьвы Иван Иванович Спехов. Многие из них тонко, образно, подчас с долей юмора, изложены в его краеведческих заметках, к глубочайшему сожалению, до сих пор не опубликованных. Масса интересных, забавных или поучительных историй поданы им в духе классических традиций Возрождения. Традиции, заложенные Спеховым, следовало бы продолжать, систематически фиксируя исторические события, происходящие в родном городе.
Изучение сведений, на которых зиждется суть народных легенд, приводит не только к любопытным открытиям, но, может быть, и к грустным выводам: большая их часть не находит подтверждений. В 1982 году на месте разрушенного Свято-Троицкого храма проводились земляные работы, которые выполнялись пермскими студентами. Мне пришлось быть участником этих событий, поэтому в достоверности полученных «из прошлого» сведений можно не сомневаться. Студенты откопали и извлекли обломки массивной чугунной плиты. Обнаружив на них старинные буквы, они сочли, что это представляет исторический интерес и передали находку директору музея Н.С. Столярову. Активисты музея под очень толстым слоем ржавчины смогли разобрать отдельные слова: «На семъ месте положено тело ея сиятельства...». Далее разобрать текст не смогли. А по городу мгновенно поползли слухи о том, что была раскопана могила богатой женщины, вероятно, владелицы завода. Многие проявили повышенный интерес к месту находки: воображение рисовало золотые украшения, бриллианты и прочие драгоценности, которые могли быть где-то здесь же.
Напрасно Николай Самойлович доказывал, что «ея сиятельство» покоится на Охтенском кладбище Санкт-Петербурга. Его слова должного результата не приносили: многие были готовы взяться за лопату, чтобы попытать счастья в поиске драгоценностей.
Мне, руководителю историко-краеведческого кружка Дома пионеров, захотелось показать находку кружковцам. Н.С. Столяров разрешил нам привести её в порядок. Каково было наше удивление, когда после нескольких дней упорного труда, очистив поверхность удалось прочитать текст. Более того, когда мы пытались удалить выступ после слова «тело», то обнаружили ещё один символ — двоеточие. Пришли к выводу, что за двоеточием — титул завода, его владелицы, а далее следует фамилия старшего приказчика предприятия и уже далее — его умершей жены. Скорее всего именно она покоилась под этой плитой, отлитой в литейной фабрике нашего завода.
К слову, все, кого интересует эта находка, могут увидеть её в первом зале городского музея. Думается, неплохо было бы встретиться с теми детьми, которые участвовали в реставрации плиты, занимались исследовательской работой, собрали много уникальных экспонатов для музеев ЛМЗ и узла связи.
Там был захоронен и лесовод Зануцци
Трагическая судьба Свято-Троицкого храма и поныне не даёт покоя всем неравнодушным людям. В старые времена была традиция хоронить у стен храмов ушедших из жизни священнослужителей и самых достойных жителей. Были захоронения и возле Свято-Троицкого храма. Как вспоминал А.М. Перевозкин, родственник купца Ярославцева, у храма были похоронены П.А. Ярославцев, А.В. Зануцци, купец Шилов... Прихрамовый некрополь состоял примерно из десяти могил. Когда сносили храм, захоронения были ликвидированы, хотя известно, что частичные перезахоронения всё-таки производились.
Однако, если вернуться к плите, найденной в 1982 году, то прах жены старшего приказчика ЛМЗ, скорее всего, покоился у стен первой, деревянной, церкви. Кто ещё был там захоронен, нам, видимо, узнать уже не суждено...
Немало легенд сложено в Лысьве и о первоначальном месте расположения Свято-Троицкого храма. Особенно много споров об этом было в конце 80-х годов прошлого века. Одни пытались доказать, что деревянный храм был построен на усадьбе Домниных - на месте, где в настоящее время находится задние бывшего кинотеатра «Родина». Много лет спустя, с любезного согласия чусовского исследователя культовых сооружений Прикамья (к сожалению, не помню его фамилии), удалось заполучить ксерокопию старинной фотографии. На ней отчётливо видны и строящийся в центре Лысьвенского заводского посёлка каменный храм, и старая деревянная церковь. Видно, что старый храм находится очень близко к дороге. То есть, некрополь, возникший при деревянном храме, располагался там, где сейчас проходит дорога,на улице Мира.
Фотография подтверждает: в конце XIX века в Лысьве практически рядом располагались два храма. Это опровергает мнение (в том числе автора этих строк) о том, что новый храм был поставлен на месте старого деревянного.
Подземный ход был, но...
В течение многих лет бытовало мнение, что в заводской плотине был тайный (!) подземный ход от особняка управляющего горным округом (здание бывшей вечерней школы) до дома владельцев (здание техникума - «графский дом»). Это утверждение опровергается рядом фактов. При проведении работ по реконструкции плотины как сложного гидротехнического сооружения, коих за последние 100 лет было немало, признаков, подтверждающих, что там был какой-то ход, не обнаружено. У специалистов, работающих в этой сфере, нет и тени сомнения в том, что такого не могло быть: это нарушило бы жесткость всего сооружения, особенно в случае напора стихии.
Откуда же появилась такая легенда? Скорее всего, произошла путаница. В те времена действительно были подземные ходы в центре заводского посёлка, но проложены они были, в частности, от Свято-Троицкого храма до торгового заведения купца Ярославцева.
Что скрывает пучина городского пруда?
Ещё один миф-долгожитель Лысьвы: бронзовая фигура графа Шувалова, снятая в начале советского периода, якобы покоится на дне городского пруда. Говорят, даже были попытки привлечь водолазов для поиска скульптуры. Однако, это не так. Следует верить очевидцам тех лет. А они утверждали, что бронзовая фигура графа была переплавлена и металл использовался исключительно в народнохозяйственных целях.
К слову, историческая и художественная ценность этой уникальной скульптуры заключалась в том, что подобный памятник был единственным в губернии. Об этом сообщается в книге пермского специалиста по монументальному искусству В. Весновского «Исторические памятники в Пермской губернии», изданной в 1915 году. Выходит, Лысьва подала пример возведения монумента руководителю реконструкции завода, организатору производства и хозяйственнику. Заметим, в отличие от других заводов, в Лысьвенском заводском посёлке, известном революционными выступлениями, не было монументов царей и мемориальных часовен. Это первое.
Второе. Высока вероятность того, что это единственное творение известного скульптора Л.В. Шервуда на Урале. А ведь он создал в Петербурге монументы адмиралу Макарову, писателю Глебу Успенскому, А.Н. Радищеву и другим известным деятелям России! И как ни горестно сознавать, позднее, в советское время, на постаменты таких людей, попирая морально-этические и эстетические правила, водружали скульптуры В.И. Ленина.
Но вернёмся к вопросу: что же всё-таки покоится на дне Лысьвенского пруда? В своё время, в соответствии с постановлениями партии и правительства фигуры Сталина были сняты со всех постаментов. Если они не представляли исторической и художественной ценности, их надлежало уничтожить. Лысьвенский монумент вождю «всех времён и народов», стоявший перед городской библиотекой, ценности не имел. В одну из ночей он был снят с постамента и доставлен к первой проходной ЛМЗ, погружен на железнодорожную платформу и отправлен к месту, где располагается ДК ЛМЗ: именно в этой части пруда было самое глубокое место. Многотонная бетонная тиражированная копия вождя погрузилась в водную пучину. Об этих событиях мне рассказал директор музея Н.С. Столяров. Возможно, и другие монументы Сталина постигла та же участь.
В заключение хочется сказать: Лысьве исполняется 225 лет, но чем дальше мы уходим в будущее, тем крепче нас держит прошлое. И с этим не поспоришь: в нём — основа жизни города.
Виктор Лямзин, историк.
Социальные комментарии Cackle