В феврале в селе Кын прошел фестиваль, на котором нам, старожилам, объяснили, что наше село будет развиваться по программе «Кын-реалити». Великий и могучий русский язык, видать, так «беден», что не нашли слова в родной речи, чтобы выразить суть пяти направлений развития туризма. Зато модно!
В Кыну проходит немало мероприятий, а в последнее время их особенно много: 250-летие Кын-завода, экстремальные соревнования на речке Кынок. В июне состоялись очередные «Кыновские зори», потом слет туристов - сплавщиков с установкой памятника – символа сплава. И, наконец, «Виктория-2010».
Хочется поделиться впечатлениями от всего этого. Имею на то полное право: я коренная кыновлянка. Мне скоро 75 лет, имею высшее педагогическое образование (Свердловский пединститут, филфак), педстаж – 35 лет.
Вспоминаю, как когда-то, в первое воскресенье июля, в Кыну проводили праздник, посвященный Дню кооперации. Никогда это народное гуляние не организовывали в самом селе. Либо на Верхнем пруду (там развалины старого завода), либо на речке Мишариха. А теперь считают возможным «шуметь» (слово из заметки «Искры») в самом селе.
Слет сплавщиков и «Викторию-2010» проводили на противоположном берегу Чусовой, недалеко от домов на улице Кооперативной и одного крыла с. Кын. Что испытали мы, жители этих домов? Лодки с моторками гудели сутками, носились туда-сюда. Кстати, это работали наемные кыновляне с оплатой 1000 рублей за сутки. А за рекой - музыка, нет, не музыка, а жуткое «бум-бум» и ор молодых голосов на всю округу.
Слет сплавщиков прошел тише и скромнее, но мы не спали до трех ночи. «Виктория» превзошла всех. То же гудение моторов и громовая музыка до двух часов в первую ночь и до трех - на вторые сутки. Кыновляне сейчас нас спрашивают: мол, как вы выжили? Даже сами участники, которые уехали раньше, нам сочувствовали: дескать, как вы тут? Был звонок из Лысьвы глубокой ночью от незнакомой женщины. Нашла ведь телефон! Она потеряла дочь, уехавшую на «Викторию» и обещавшую вернуться к 11 часам вечера. Не знает, видать, женщина, что в 11 часов такие мероприятия не заканчиваются, тем более торговля пивом там шла бойко.
Итоги подводились в три ночи под такую оглушительную музыку и ликование участников, что мертвые бы проснулись.
Такова, видать, программа развития туризма в Кыну. А ведь в этой половине села живут в основном пенсионеры. Они заслужили право на отдых и покой. Но кто об этом подумал? Остается вопрос: «А мы чье, старичье?».
Не хотелось бы, чтобы люди подумали, что я против праздников. Нет! Человек не может обходиться без них. Хочется отметить хорошую организацию 250-летия Кына в 2009 году и нынешних «Кыновских зорь». Спасибо Н.В. Дитятьевой за ее участие в организации праздников. Что хорошо, то хорошо.
Я пишу не только потому, что в ту ночь уже было желание вызвать «скорую» (давление поднялось до 240), а в большей степени по просьбе других земляков. Можно было бы подписи собрать, но у меня на это нет здоровья. Не уверена, что мое письмо будет опубликовано: фестиваль был краевой, участие местной и районной администрации в его проведении было самым непосредственным. Они галочку поставили, а у нас на душе осадок остался.
Стоило бы чиновникам извиниться за такие неудобства, причиненные коренным жителям села. Как-никак, правила ночного времени для всех одинаковы: с 11 часов вечера до 7 утра – тишина. За нарушение положены штрафы. Да разве сейчас виноватых найдешь?
А. БЕРЕЗИНА,
жительница села Кын.