Почему инициативу жителей не поддержали в службе заказчика?
17.08.2010Валентина КокшароваЛюдям о людяхВ мае мы обратились в МУ «Служба заказчика ЖКУ» за разрешением заменить водопровод на новый. Нас отправили в отдел архитектуры за картой местности, далее в ТУЭС, электросети, горгаз, «Теплоэнерго». Нами была получена карта местности с указанием того, где проложены провода и трубы вышеуказанных служб. Мы вновь обратились в службу заказчика - там пообещали дать разрешение на замену водопровода. Однако позже сообщили: мол, своими силами замену проводить нельзя - порекомендовали компанию, которая могла бы это сделать. Стоимость её услуг составляет 700 рублей за квадратный метр.
Мы же самостоятельно договорились с экскаваторщиком по вскрытию сети по 150 рублей за кв.м. Таким образом, услуга компании, которую нам порекомендовали в службе заказчика, в 4,5 раза дороже. А на улице живут в основном пенсионеры и малообеспеченные семьи.
Когда мы повторно обратились в службу заказчика, получили в ответ: мол, необходимы проект (каждому дому он обойдется в 500 рублей), колодцы на каждые 4 дома, поэтому затраты составят больше, если мы не воспользуемся услугами рекомендованной компании. Так, помимо расходов, которые мы уже понесли (ксерокопии документов, заявлений), потеряли еще и два летних месяца.
Водопровод на нашей улице проложен более 40 лет назад и требует ремонта. Мы считаем, что в его замене должны быть заинтересованы не только жители, но и служба, которая отвечает за городские водопроводные сети. Мы готовы провести ремонт за свой счет, но на своих условиях.
ЖИТЕЛИ ул. Ватутина (14 подписей).
Другое время - другие правила
Письмо авторы отослали сразу в три инстанции - главе района, директору службы заказчика и в «Искру». К копии в газету сделали приписку: «мечтали заменить трубы в мае и за лето «укатать» дорогу. На деле же третий месяц топчемся на месте. Эта наша долбаная бюрократия – где только её нет! Чтобы прокопать траншею, всего-то надо карту местности. И как ее добыть?».
Мы направили письмо директору службы заказчика Павлу Дерягину с просьбой пояснить позицию относительно этой проблемы. Во-первых, если речь идет о магистральном водопроводе, то инициативу жителей надо только приветствовать: много ли случаев, когда граждане желают вложить деньги в муниципальное имущество? Во-вторых, действительно, нужно ли навязывать им фирму с дорогими услугами, а не согласиться с их выбором?
Все оказалось намного сложнее. По утверждению службы заказчика, водопровод от улицы Родничная до ул. Бела Куна – частный. Много лет назад жители сложились, прорыли траншею, уложили в нее трубы, подцепились к водопроводным сетям (попросту - к колонке) и провели в дома воду - разумеется, с разрешения работающего тогда водоканала. В частном секторе так делали все. Как говорят старожилы, никто тогда никого не ограничивал. Напротив, показатель обеспечения частных домов центральным водоснабжением свидетельствовал о степени цивилизованности территории, и потому особых требований никто никому не предъявлял. Да и на балансе такие сети, скорее всего, ни у кого не числятся.
Сейчас другие времена, другие порядки, другие требования. Очень многие водопроводы в частном секторе находятся в аварийном состоянии. Водоснабжающая организация требует плату в случае аварий на них. Жители возмущаются, полагая, что зона их ответственности - только труба от уличной сети до стены дома.
Нанять экскаваторщика, «скинуться» на общую трубу, материал и щебень для обустройства дороги, как было сорок лет назад, – такое сейчас не проходит. Есть нормы и правила предоставления технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, есть правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Правительством РФ. В соответствии с ними заказчику (в данном случае - самим жителям) необходимо иметь технические условия замены старого водопровода на новый. Техусловия в службе заказчика они получили, но не согласны с ними! Потому что по новому законодательству техусловия обязывают разработать проектно-сметную документацию, согласовать ее с водоснабжающей организацией.
У директора есть своя выгода?
«Жителям выданы технические условия по прокладке водопровода из полиэтиленовой трубы диаметром 63 мм, с установкой колодцев с отключающей запорной арматурой на каждый дом, в соответствии с существующими нормами и правилами. Предложено заключить договор на проектные и строительно-монтажные работы по прокладке труб с организацией, имеющей допуск на данный вид работ, в соответствии с техническими нормами СНиП 2.04.04-84 и договором на осуществление технического надзора за строительством, - пишет в ответе в редакцию директор службы заказчика Павел Дерягин. - Если они намерены самостоятельно проводить все работы с отступлением от норм и правил, где «каждый делает как может», то какого разрешения они требуют? Не может быть такого разрешения!
Жители приобрели трубу диаметром 32 мм - она дешевле. Но если потом им не будет хватать давления воды или воду будет получать только часть из них, или же перемерзнет зимой этот тоненький «ручеек», кто будет отвечать? Служба заказчика? Разрешение - это, прежде всего, принятие ответственности на себя, гарантия соответствия требованиям закона. Муниципальное учреждение «Служба заказчика ЖКУ» отвечает за то, чтобы в трубах городской водопроводной сети всегда текла чистая питьевая вода и доходила до потребителя - за это и «деньги берет», на это эти деньги и тратит.
Так называемый «более дешевый исполнитель» обычно выполняет только часть необходимой работы, и обычно без соблюдения технических норм и требований безопасности. При этом по окончании работ стоимость может превысить предложенную ранее в несколько раз. Экскаваторщик, конечно, пророет траншею, но он не будет выравнивать её дно, укладывать трубы, проводить подключения на глубине 2,5 метров. Да и зарывать траншею, проводить последующую планировку он тоже не станет - за все придется платить отдельно, а это тоже немалые деньги. А ещё через несколько лет все будут искать жителя, который, может быть, помнит, где проложены трубы, так как нет ни схемы, ни паспорта.
Все это было объяснено представителю улицы не раз. Впрочем, и запрета на прокладку водопровода или земельные работы МУ «Служба заказчика ЖКУ» никому не выдавало».
В редакционном запросе мы высказали и свою точку зрения на конфликт, усмотрев в нем «сращивание интересов бизнеса и чиновников». Павел Анатольевич отреагировал и на это замечание.
«Если вы намерены поддержать методы «нахалстроя», то в последующем вам придется «приветствовать» и слив чистой питьевой воды в неизвестную трубу (систему) без учета объема и качества, противопоставить себя Роспотребнадзору и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, поощрять возникающие неплатежи за пользование водой. Считаю, должно быть объемное видение проблемы - в причинах и следствиях, в ролях и значениях. Какую цель вы преследуете, употребляя фразу: «факт сращивания интересов муниципальных чиновников с бизнесом»? Если вы имеете что-то против президентской государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса, то с вами трудно согласиться».
Вариантов решения два
Нет, кто же будет против такой важной составляющей нашей экономики, как поддержка и развитие малого предпринимательства (в сфере жилищно-коммунального хозяйства - особенно)? Чем больше конкурирующих фирм, оказывающих услуги населению, в том числе и такие, как замена старых водопроводных сетей, - тем спокойнее могут спать граждане. Но их ведь раз, два – и обчелся. И «нахалстрой» мы не приветствуем. Сети в городском хозяйстве - объекты стратегические, и тут должен быть полный порядок. Но считаем: людям надо помогать, а в данной ситуации мы этого не увидели.
На прошлой неделе одна из авторов письма зашла в редакцию. И снова был разговор о трудном материальном положении, о том, что часть жителей – пенсионеры, а гнилой водопровод доставляет им массу проблем, особенно зимой. И что им делать? По большому счету, вариантов два: либо искать другую, более дешевую фирму со всеми полагающимися для этих работ допусками, либо раскошеливаться и соглашаться на предложенные условия и цены.
Социальные комментарии Cackle