
Федеральным законом «О прокуратуре РФ», а также приказом Генерального прокурора на Лысьвенскую прокуратуру возложен надзор за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления Лысьвенского муниципального района. По этой причине не осталось без внимания прокуратуры решение Земского собрания МО «Лысьвенский муниципальный район» № 535 от 08. 07. 2010 г. «О назначении референдума по вопросу объединения Лысьвенского городского поселения, Кыновского сельского поселения, Кормовищенского сельского поселения, Новорождественского сельского поселения в муниципальное образование «Лысьвенский городской округ». Прокуратура провела проверку принятого решения на предмет его соответствия федеральному и краевому законодательству и установила ряд противоречий нормам закона, имеющим высшую юридическую силу по отношению к данному нормативному акту.
Во-первых, в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на местный референдум могут быть вынесены вопросы только местного значения. Этим же законом определен исчерпывающий перечень вопросов местного значения муниципального района. Вопросы, связанные с объединением и изменением статуса муниципальных образований, в него не входят, следовательно, оснований для инициирования и назначения органами местного самоуправления процедуры проведения местного референдума не имелось.
Во-вторых, Законом № 131-ФЗ установлено, что изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ с учетом мнения населения, выраженного посредством голосования. Процедура проведения голосования установлена отдельным Законом Пермского края № 493-ПК.
Следует отметить, что изначально органами местного самоуправления инициировалась и назначалась именно процедура голосования по вопросу объединения поселений и изменения статуса на городской округ. Соответствующие решения об этом были приняты, однако по каким-то причинам они были отменены и назначен местный референдум.
Представляется необходимым определить различия процедуры голосования и местного референдума. Как гласит Федеральный закон № 131, голосование проводится в соответствии с нормами законов (федерального, краевого), установленных для проведения местного референдума. Вместе с тем определено, что в таких случаях не применяются положения федерального и краевого законов, запрещающие проведение агитации органами местного самоуправления, а также положения, определяющие юридическую силу принятого на референдуме решения. То есть, получается, что при проведении процедуры голосования нет ограничений, запрещающих органам местного самоуправления проводить агитацию граждан по вынесенному на голосование вопросу. Эти факторы обусловливают наибольшую вероятность того, что в голосовании примут участие более 50% граждан, обладающих активным избирательным правом.
На решение Земского собрания о назначении референдума Лысьвенской городской прокуратурой принесен протест с требованием отменить нормативный акт, противоречащий закону. Он был рассмотрен депутатами на внеочередном заседании Земского собрания и отклонен. В связи с этим в Лысьвенский городской суд направлено заявление городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании решения Земского собрания недействующим с момента вступления в силу. Заседание суда состоялось 17 августа, заявление прокурора удовлетворено: решение Земского собрания признано не действующим с момента его вступления в силу.
Евгений Жигалов, старший помощник Лысьвенского городского прокурора, юрист третьего класса.
Для населения ничего не меняется
Елена Орлова
Что произошло? Почему решение Земского собрания о проведении референдума об объединении поселений в один городской округ, по мнению суда, оказалось не легитимным? А главное, как намерены действовать власти, чтобы процесс преобразования поселений в городской округ не застопорился и принёс ожидаемые населением результаты? Прокомментировать протест прокурора и решение Лысьвенского городского суда редакция попросила председателя Земского собрания Виктора КОМАРЕНКО.
Он сказал:
- Процесс объединения поселений в городской округ начался по инициативе населения. Решения об объединении приняли представительные органы всех пяти поселений района. Сегодня речь идёт о форме волеизъявления граждан о присвоении нашей территории нового статуса — городского округа. То есть, о процедуре, о том, каким путём получить самое главное - мнение граждан.
В Законе № 131 РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» случаи, когда поселения решают объединиться в округ в границах района, не прописаны. Это стало причиной того, что мнения законодателей и прокуратуры оказались разными именно по форме волеизъявления граждан. Следует заметить, что все наши шаги на пути к преобразованию поселений в округ предпринимаются после серьёзных консультаций с правоведами Законодательного собрания. Позиция Законодательного собрания по форме волеизъявления граждан в нашем случае определена: нужно проводить местный референдум. Мнение прокуратуры — необходимо голосование.
Следует заметить: процедура волеизъявления населения и при референдуме, и при голосовании одинакова: люди приходят на избирательные участки и отражают в бюллетенях своё мнение. Разница в том, чем в конечном итоге завершается акт волеизъявления населения. Результаты референдума местного значения обладают прямой законной силой: это закон, требующий неукоснительного исполнения. Результаты голосования — это своего рода суммированный итог мнения граждан, которое может быть учтено при дальнейшем решении вопроса об объединении поселений в городской округ.
В принципе, мы пошли по самому сложному пути, приняв решение о назначении референдума, высшего органа власти на местах. К сожалению, суд поддержал позицию прокуратуры. Безусловно, мы будем обсуждать дальнейшие действия с Законодательным собранием, поскольку уверены, что действуем в строгом соответствии с законодательством.
Считаю необходимым сказать: независимо от того, какое решение будет принято и какой будет форма волеизъявления граждан - для жителей ничего не меняется. В любом случае мы доведём дело до конца и завершим процесс преобразования поселений в городской округ. В этом году необходимо провести всю подготовительную работу, график продвижения вперёд составлен, и никто не намерен его менять.
Социальные комментарии Cackle