Глава района Александр Гончаров: «Надеюсь, Лысьва не подведёт…»
11.09.2010Елена ОрловаЛысьвенский городской округ10 октября состоится голосование, на котором горожане и селяне должны выразить своё мнение о необходимости преобразования поселений района в городской округ. Однако опросы «Искры» показывают: люди либо не знают о том, что в Лысьве грядёт административная «революция», либо слышали об этом, но не могут до конца понять, ради чего она проводится и кто её зачинщик. Не могут понять и того, что в итоге получит население. И хотя в «Искре» публикации на эту тему уже были, редакция решила ещё раз поговорить о реконструкции муниципального управления с главой района Александром Гончаровым.
Приняли закон — и поехали!
- Александр Леонидович, если обратиться к букве закона, то изменение статуса территории можно проводить лишь в том случае, когда на то есть чья-то инициатива. Причём исходить она может как от населения, так и от органов местного самоуправления - от главы или от депутатского корпуса. Не будем скрывать: население крайне недовольно устройством властной системы в Лысьве. И, наверное, именно население могло бы потребовать, чтобы управление территорией было упорядочено. Однако с такой инициативой выступили вы, глава района. Почему решились на это?
- Потому, что опыт, который я приобрел в должности главы, убеждает: такая система управления для Лысьвы не годится. О том, что она непонятна, тяжеловесна и неповоротлива, говорят очень многие горожане и селяне. Это понимают и все, кто входит в управленческий состав. Это важно. Но не менее важно и то, что мы не можем «спрогнозировать» будущее Лысьвы, в том числе риски, которые может принести ей такое управление через несколько лет.
Не так давно я был участником дискуссионной площадки, которая проводилась в рамках Европейского сообщества. Там обсуждались проблемы местного самоуправления, в том числе «белые пятна», коих немало в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». На встрече с одним из «проводников» муниципальной реформы - господином Эмилем Марквартом - я спросил: если во главу угла вы ставите конституционные права, то почему на тот период, когда решили создавать поселения, не проводили ни референдумов, ни голосований граждан?! Даже примитивно обсудить эту идею населению никто не предложил: надо всё это людям или нет. Приняли закон сверху — и поехали! Что, вы думаете, он ответил? Ему пришлось оправдываться.
Представитель Пермского края, который участвовал в разработке этой реформы, тоже признал: на бумаге, вроде бы, всё было замечательно, но когда закон был уже «на выходе», пришло понимание — муниципалитеты столкнутся с большими проблемами. И самая главная - то, в каком положении оказались местные бюджеты. Теперь в большей мере, чем прежде, деньги с мест централизованно уходят «вверх», а потом сверху перераспределяются в регионы, в муниципалитеты. Но ведь понятно же, что любая реформа должна подтверждаться деньгами! А если этого нет, то нечего и рассчитывать, что жизнь на местах изменится к лучшему.
Если взять, к примеру, Германию, с которой «списали» идею самоуправления, то там действует совсем другой бюджетный принцип. Деньги отчисляются с территорий лишь на общегосударственные нужды: на оборону, на содержание органов, поддерживающих внутренний порядок в стране и т. п. Львиная доля доходов остаётся на местах и расходуется на создание комфортных условий для жизни населения.
В муниципальном строительстве есть две важные составляющие: административная и бюджетная. Однако в законе о местном самоуправлении всё это перевёрнуто с ног на голову! Не может быть нормального управления при множестве поселений, бюджет которых лишен каких бы то ни было доходов! Не могут поселения выживать без денег — это ясно как день. И спрогнозировать, что с ними будет дальше - невозможно.
«Локти кусать» не придётся
- Вы знаете, как трепетно лысьвенцы относятся ко всему, что связано с городом. Переживают за то, что умирает металлургический завод и Лысьва утрачивает былой статус города металлургов. Сердятся на то, что в Лысьве теперь нет молокозавода, мясокомбината, пивзавода. Много чего уже нет. А теперь, когда начались разговоры о преобразования района в городской округ, они переживают за статус Лысьвы: проголосуем, а потом окажется, что Лысьва добровольно свой ранг понизила?
- Давайте вернёмся к тому, что у нас было многие годы. Был ГОРОД ЛЫСЬВА. Была одна администрация города Лысьвы. А что сейчас происходит?! Если читать так, как написано в уставе, в официальных документах, то Лысьвы как города теперь и нет вовсе! Есть Лысьвенский район, и есть городское поселение Лысьвенского района. Это абсурдно и несправедливо по отношению к городу с его легендарным прошлым и величайшими заслугами, которыми не только мы, но и страна гордится. Если не брать во внимание то, что производилось при Шуваловых, - солдатская каска уж точно вошла в историю державы!
Что касается нового статуса территории, то она будет называться Лысьвенским городским округом с центром в городе Лысьве. И по сути, и на слух Лысьва будет восприниматься не как неизвестно какое поселение, а именно как город.
- Вы сказали, что деньги в муниципалитеты теперь идут сверху, то есть большей частью из краевого бюджета. Не получится ли так, что, утратив статус района, Лысьва потеряет и краевые преференции? Там скажут: захотели стать городом — зарабатывайте сами, у нас в крае бедных районов полно! Не придётся нам потом локти кусать?
- Не придётся. Став городским округом, Лысьва встаёт в один ряд с такими городами, как Березники и Соликамск. А сегодня мы стоим в одном ряду с Уинским, Еловским, Карагайским и многими другими сельскими районами.
Если говорить о финансировании, то принцип подушевого финансового обеспечения в Пермском крае остаётся для всех одинаковым. Оно зависит только от количества населения. А вот в реальных делах здесь, на месте, многое будет по-другому. Простой пример. Все возмущаются, что в городе отвратительные дороги. Бюджет поселения в средствах ограничен, а в районном бюджете деньги изыскать можно. Мы говорим администрации городского поселения: возьмите кредит в районной казне. Но там говорят: нет, кредит мы брать не будем, дайте денег не на условиях кредита. А район делать этого не может: в его полномочиях нет содержания городских дорог. Абсурдная ситуация?! И такое возникает довольно часто. С образованием городского округа этого точно не будет. Когда за все, что происходит на территории, отвечает один властный орган, и кивать чиновникам не на кого, и ответственность возрастает в разы. И это главное, что заставило нас решиться на преобразование района в округ.
К чему такой «головняк»?!
- Александр Леонидович, вы замахнулись на коренное изменение административного управления территорией. Едва ли это приветствуется в верхах. ведь любые «революции» заставляют население включаться в осмысление происходящего, говорить о минусах нынешней действительности. Это не может не вызвать раздражения у тех, кто отвечает за эту самую действительность. К тому же и проблем на пути движения от района к городскому округу возникает немерено, начиная от юридической казуистики и заканчивая сопротивлением тех, кто не хочет ничего менять. Зачем вам этот, как говорит нынешняя молодёжь, «головняк»? Работали бы, как в других районах работают, и в ус не дули!
- Любой здравомыслящий человек, где бы он ни был, должен задумываться о перспективах того дела, за которое он отвечает. Зная ситуацию изнутри, понимая, к чему может привести дальнейшее пребывание Лысьвы в составе поселений, я не имею права не предпринимать меры для того, чтобы всё изменить. Я точно знаю: если Лысьва станет городским округом, то её не смогут присоединить, например, к Чусовскому району. А ведь идея об укрупнении районов, витающая в верхних эшелонах власти, с повестки дня не снимается. Как главу района, который отвечает в том числе и за будущее Лысьвы, меня не может не волновать подобная перспектива. Мы не знаем, как будут развиваться события дальше, но статус округа не позволяет присоединять его к другим территориям. В этом случае, наоборот, к округу могут присоединить соседствующий район.
Вы сказали, что наши действия по преобразованию района в округ могут вызвать раздражение «в верхах». Возможно, вы правы. Но я должен быть честен и перед людьми, и перед собой: если вижу, что Лысьве плохо, а может быть ещё хуже, то обязан сделать всё возможное, чтобы не уронить её статусное положение, следуя требованиям исторической справедливости. Какие бы мнения, в том числе и в краевых структурах, ни высказывались о решении преобразовать район в городской округ, мы обязаны пройти этот путь до конца. Я благодарен главам поселений, депутатам и, безусловно, гражданам, которые поддерживают эту инициативу. Это даёт серьёзный шанс на то, что у нас всё получится.
После той дискуссионной площадки, о которой я говорил выше, один из учёных мужей спросил меня: «Для чего тебе-то это надо?! Ты же должен осознавать, что потом тебе кивать будет не на кого!». Но уверен: если на территории не решается какая-то проблема, то местной власти негоже ссылаться на то, что это не входит в её полномочия. Вести себя так, особенно первому лицу, уж точно нельзя. На уровне Федерации всю полноту ответственности берут на себя Президент и председатель правительства, в Пермском крае вся полнота ответственности лежит на губернаторе и краевом председателе правительства. То же самое должно быть и на местах. У нас не такое большое хозяйство, чтобы им занималось несколько административных структур.
- Известно, что все действия по преобразованию района в городской округ согласовываются с Законодательным собранием Пермского края, проходят консультации со спикером Николаем Девяткиным. И, надо полагать, там Лысьву поддерживают. Однако есть сведения, что некоторые помощники губернатора считают, что эта затея ни к чему и никаких преобразований в Лысьве проводить не надо. Вы лично встречались с Олегом Чиркуновым, обсуждали с ним этот вопрос?
- Идея перехода Лысьвы в городской округ возникла более года назад, и с губернатором она обсуждалась. Возражений с его стороны не было. Он лишь хотел понять, насколько точно Лысьва, получив статус городского округа, впишется в структуру власти — краевую и федеральную. Эти вопросы на тот момент уже были проработаны, в том числе с краевым правительством, и Олег Анатольевич наши намерения поддержал. Очень серьёзную помощь мы получаем от председателя Законодательного собрания Николая Девяткина. Некоторые территории пытались пойти по этому пути, но не решились, поэтому к нашей инициативе Николай Андреевич относится с большим вниманием.
Мы оказались первыми, кто реально подошёл к процедуре преобразования района в городской округ. Видим, что всё складывается непросто. Есть наша позиция, согласованная с краевым Законодательным собранием. Есть позиция прокуратуры. Есть, наконец, решение суда: по вопросу объединения поселений в городской округ надо проводить голосование. Мы отчётливо понимаем, что идём первыми и тем самым прокладываем дорогу тем муниципалитетам, которые тоже вынашивают идею привести систему управления территорией в нормальное работоспособное состояние. Путь у нас, действительно, нелёгкий. Но я убеждён: эти процессы будут нарастать и в других регионах. К слову, Президент России Дмитрий Медведев тоже дал оценку того, что произошло при реформировании муниципальной власти: лучше обстоят дела там, где отказались кардинально менять устоявшуюся систему управления территориями.
- Опросы горожан показывают: они поддерживают инициативу преобразования района в городской округ. Однако именно горожане беспокоятся за село: что будет с ним? Раньше там были сельсоветы, потом создали поселенческие администрации, а теперь что будет? Вы прорабатывали эти вопросы?
- Там останутся (как минимум) те же административные центры, которые имеются в настоящее время. Это Кормовище и Кын. В Новорождественском поселении предполагается создать не один, а два административных центра. Главы администраций будут назначаться, в том числе и с учётом мнения населения. Некоторые опасаются, что село будет финансироваться по остаточному принципу. Но проблемы села известны, и глава городского округа будет обязан их решать, а значит и находить соответствующие бюджетные средства.
Уверен, значительно быстрее, чем теперь, на селе будут решаться вопросы строительства инфраструктурных объектов — школ, детских садов, домов культуры и т. д. Сейчас они строятся на условиях софинансирования: поселение, район и край вкладывают свою долю. Причём объём финансирования на год определяется суммой, которую может выделить из своего бюджета именно сельское поселение. А что оно может выделить, если по методике формирования бюджетов им достаются крохи?! Яркий пример - строительство клуба в Аитково. История этого долгостроя — отдельная тема, но сейчас район и мог бы выделить больше средств на клуб, да не тут-то было! Бюджет поселения таков, что изыскать там могут лишь 300 тысяч рублей. Отсюда и итоговое софинансирование — три миллиона в год. А что такое три миллиона в год для такого серьёзного объекта?! Снова входим в долгострой? В рамках округа вопросы такого порядка будут решаться и эффективнее, и оперативнее.
«Опасаюсь русского «авось»...
- Голосование по вопросу объединения поселений в городской округ назначено на 10 октября. Для признания его состоявшимся нужно, чтобы в нём приняли участие более 50% жителей города и села. Вы уверены, что люди поддержат эту идею и придут на избирательные участки?
- Сомнений в том, что земляки поддерживают эту идею, у меня нет. Люди понимают: в такой системе жить нельзя. Ведь, по большому счёту, инициатива исходила от населения - она лишь юридически была оформлена за моей подписью. Сейчас от земляков требуется только одно: чтобы каждый понял, что он - лично он - как гражданин! - может сказать быть у нас городскому округу или нет. Никто — ни глава района, ни Земское собрание, ни губернатор, ни Президент — не могут принять это решение. А население - может! Это конституционное право граждан. Не воспользоваться им в этой ситуация — просто грех.
Единственное, чего я опасаюсь, - нашего русского пресловутого «авось». Кто-то махнёт рукой: мол, без меня там всё решат, и не пойдёт на избирательный участок. В итоге может оказаться, что именно его голоса и не хватит, чтобы состоялось решение. Однако, надеюсь, что Лысьва, население которой всегда отличалось сплочённостью в поворотные для неё времена, и на этот раз не подкачает. Всем надо понять серьёзность момента: хорошо подумать и, отложив личные дела, сходить на избирательные участки.