17 октября у дорожных строителей - профессиональный праздник, а у нас есть повод поговорить о тех, кто работает в этой отрасли и делает все, чтобы наше передвижение по автодорогам было комфортным и безопасным.
Не готовы к инновациям?
Не один год дорожная тема в российском обществе остается, пожалуй, самой обсуждаемой. Транспорта становится больше, и дорожная инфраструктура не поспевает за быстрой «автомобилизацией» страны в целом, и нашего города в частности. Сеть автомобильных дорог давно уже не соответствует современным требованиям. Сложилось даже устойчивое мнение о том, что наши дорожники не готовы к инновациям и не хотят работать по новым технологиям, а потому строят некачественно и дорого. Показанный летом этого года на телеканале «Россия» график стоимости одного километра российской трассы с твердым покрытием ценой в 12,5 млн. долларов многих поверг в шок.
Где здесь правда, а где вымысел? За ответом направилась в ОАО «ЛДСУ» - самое крупное дорожно-строительное предприятие района, которое, пройдя через перестроечные тернии и обогнув кризисные валуны, осталось на плаву, не растеряло коллектив и вписалось в новую рыночную модель. Именно в таких небольших по объему предприятиях все плюсы и минусы проводимой государством дорожно-строительной политики проявляются, как на лакмусовой бумажке.
И на том «спасибо» от водителей!
Мои собеседники – директор ЛДСУ Игорь ШЕВЧУК и главный инженер Юрий МИЛЮТИН - дорожники с большим опытом. Оба начинали после окончания институтов с мастеров. Оба знают, в чем «собака зарыта», когда речь идет о плохом качестве российских, в том и числе и лысьвенских дорог.
Коллектив только-только выправляется после прошлогоднего провала, когда объемы в кризис снизились на четверть. Заказов было мало, часть людей сократили, безденежье буквально изматывало экономику предприятия. В этом году, по словам Игоря Шевчука, она начала постепенно восстанавливаться, но, как показывают итоги девяти месяцев, пока до докризисных показателей недотянули: по-настоящему денежных заказов просто не было.
- Игорь Васильевич, на каких крупных объектах работали ваши строители нынче?
- Да в основном - по мелочи. Выполнили крупный заказ на 25 миллионов рублей - восстановили верхний слой асфальтобетонного покрытия на дороге Кунгур - Соликамск. Это порядка 12 километров трассы. Думаю, результаты работы наших дорожников автомобилисты уже оценили.
Выиграли серьезный лот на восстановление участка автомобильной дороги Горнозаводск – Теплая Гора в направлении на Екатеринбург. Объем заказа - на 65 миллионов рублей. Контракт подписан в конце августа. Но у нас есть проблемы: не хватает транспорта. Кризис подкосил наши транспортные компании: в «сытые» годы набрали машин в лизинг, вовремя оплатить не смогли - лизинговые компании изъяли 18 машин. Сейчас транспорта не хватает. Решили купить два Камаза у частника: на новые машины денег пока нет.
Что касается Лысьвы, то наши объемы здесь скромные. По заказу администрации городского поселения заасфальтировали площадку центрального входа нового кладбища. Весной провели ямочный ремонт на участке проспекта Победы.
- Уж очень мал участок: сразу и не заметишь, что весной тут побывала строительная техника…
- Сколько денег городское поселение выделило – на столько мы и положили асфальт. Кстати, смету на этот объект составляли четыре раза. Заказчик просил: мол, это уберите, тут еще посмотрите, там пересчитайте… В итоге залатали полотно на самом проблемном участке. Думаю, водители и на том «спасибо» сказали.
Цену «сбили» - построили хлам!
- Дорожников в России ругают. Говорят, что они не хотят работать по новым технологиям, что им выгодно строить дороги невысокого качества, чтобы через год осваивать государственные деньги уже на ремонтах.
Не меньше ругают и власть: мол, вбухивает в автомобильные дороги миллиарды, а где результат? Сейчас активно муссируют тему о цене одного километра российских дорог в почти миллиард рублей – в три раза выше, чем в Китае. Что, действительно, в России надо тратить на строительство такие деньги? Почему наши дорожники, бывает, кладут асфальт и в дождь, и в снег, а народ ворчит: мол, закапывают деньги в землю?
- Начнем с последнего: почему кладем асфальт в снег. На прошлой неделе мы выиграли конкурс в Чусовом. Скажете, поздно? Безусловно. Но мы не виноваты, что деньги у заказчика появляются поздно. 18 октября подписываем контракт, а там считанные дни – и зима. В мае-июне занимались мелочами. В июле началось движение. Июль-август – подготовка конкурсов, их проведение, так что конкретная работа появляется в октябре. Сегодня с утра приехал представитель заказчика: мол, положите асфальт в АК ЛМЗ на мосту. Спрашиваю: а где раньше были? Денег, дескать, не было. Не мы придумали эту схему распределения работ, конкурсы. Кто имеет дело с этой системой, знает, что это такое.
Юрий МИЛЮТИН:
- Мы не против самой системы проведения конкурсов. Но их условия вызывают вопросы. Заявляется, к примеру, подрядчик, у которого ни кола ни двора: ни техники, ни персонала, ни базы – фирма «Рога и копыта», одним словом... Цену «сбили», деньги взяли – построили по дешевке хлам. Это поддается логическому осмыслению использования государственных денег?! Заказчик, как правило, хотел бы работать с известной фирмой, но он не может нарушить закон.
Недавний пример Кунгура. был выставлен на конкурс объект в городе со стоимостью работ в 16 миллионов рублей. Некая армянская фирма снизила цену на 2 миллиона - забрала заказ. Спрашиваем руководителя: а где асфальт будешь брать? Говорит: мол, посмотрим смету, а потом будем решать. Представляете, не зная сметы, не понимая, что в ней и по какой цене заложено, не имея понятия, сколько материал стоит на рынке, приходит и снижает цену!
С будущего года торги будут электронные и обезличенные. Заказчик вообще не будет знать, кто участвует в конкурсе – просто номер такой-то, и все. Вот он может «попасть»!
Несколько слов о новых технологиях и консерватизме строителей. Все абсолютно не так! Вы забыли уже об улице Балахнина - как по ней ездили и какой она стала? Объезд со стороны Лысьвы – тоже забыли? А улица Лязгина – какой была и какой стала. Эти объекты выполнены с использованием новых технологий, по новым стандартам количества слоев основания и другого типа асфальта. Мы даем гарантию 5 лет. Зачем нам переделывать свою работу при таком гарантийном сроке?
Игорь ШЕВЧУК:
- Все начинается с денег. Хорошее не может стоить дешево – это аксиома. Если к нам приходят и говорят: мол, денег у нас только 500 тысяч - закройте как можно больше квадратов дороги, это все равно что накормить одной буханкой тысячи людей. Да, Иисус Христос это сделал, но мы - не боги! Положили на эти деньги 4 сантиметра асфальта и хотим, чтобы дорога «стояла» долго. Надо понимать: старые дороги не выдерживают современных нагрузок. Например, дорога из Чусового, первый километр в сторону Лысьвы. Она строилась 10 лет назад по нормативам, рассчитанным под технику грузоподъемностью максимум 10 тонн. Сейчас по ней ездят сорокатонные КамАЗы. Санитарные нормы и правила стали менять. Сейчас при строительстве новых дорог предусматривается другое основание и три слоя асфальта.
Больших объёмов, достойной зарплаты
- Поэтому километр стал таким дорогим?
- Об этом, вообще, разговор особый. Здесь больше популизма, чем серьезного анализа. Стоимость автодороги зависит от многих показателей: полос движения, количества расположенных на ней мостов, эстакад, туннелей, рельефа местности, климатических условий и целого ряда других факторов. Вот говорят, что американские дороги в три раза дешевле российских. Дорога в США стоит, к примеру, 40 миллионов долларов и строится она в чистом поле. А сравнивают ее с российской шестиполосной со множеством развязок, пешеходных дорожек. Это объективно? Эксперты подсчитали цену одной прямой полосы дороги в Америке и в России – цены сопоставимые.
Много факторов, негативно влияющих на работу дорожников. Один из них - инфляция. В проекте закладывается одна цена на материалы. Состоялся конкурс – поставщики поднимают стоимость щебня: дескать, спрос пошел. Правильно, пошел, потому что конкурсы прошли. На той неделе «Лукойл» увеличил цену битума на 300 рублей. И тоже ссылается на спрос. Но у нас в проекте другая стоимость битума! Кто будет возмещать разницу? Никто - убытки ложатся на дорожное предприятие. А нас обвиняют: мол, деньги хапаем - цены загибаем. Кто загибает? Да, миллиард рублей - звучит... А когда его разложишь на стоимость щебня, битума, асфальта, перевозок - что остается строителям?
- Кстати, о них. Коллектив ЛДСУ - это более двухсот человек разных профессий, возраста, характеров, отношения к делу. Поскольку ему удалось пережить самые тяжелые времена, у него есть «костяк», с которым, как говорят, можно и в разведку пойти?
- Есть такие – надежные, преданные и очень ответственные люди. Это водитель большегрузной техники Николай Останин, экскаваторщики Зуфар Ишматов и Сергей Мельцин, стропальщик автокрана Сергей Шилов.
Но, к сожалению, люди стареют, а молодежь не хочет работать на дорогах – тяжело. Как сказал один умный человек, - кризис «верхов и низов». «Низы» не хотят получать маленькую зарплату, а хорошо работать за большую они не могут. Приходит летом молодой человек, выпускник вуза, автодорожник. Спрашивает: «А нет ли у вас работы в офисе, чтобы на дороги не ездить, а за компьютером сидеть, программы разрабатывать?». «Ну, ты, - говорю, - молодец! Будешь программы писать, а кто на линии будет работать?». Вот такое настроение… Нет у молодых желания начинать трудовую жизнь с прямого производства - с мастеров, трактористов, дорожных рабочих.
Пожелания всем дорожным строителям краткое: подрядов, заказов, хороших объемов, достойной зарплаты! И, конечно, здоровья и благополучия им их семьям!
Социальные комментарии Cackle