В мае в ОАО «АК ЛМЗ» сменился генеральный директор – акционеры назначили на эту должность Олега ГУСЕВА. Правда, ни для кого это не было неожиданностью, ибо Олег Валерьевич работает на заводе не один год, а в последние время все серьезные вопросы относительно и бизнеса, и взаимоотношений с городом решались при его непосредственном участии.
Стоит отметить: он взял ответственность за судьбу предприятия и коллектива в очень трудное время. Но итоги с начала года свидетельствуют: в условиях кризиса предприятие не только сохранило производственный потенциал, но и улучшило свое финансовое состояние.
Чьих заслуг в этом больше: гибкой политики менеджмента предприятия или же влияния положительной динамики российской экономики в целом? С этого вопроса мы начали разговор с новым гендиректором ОАО «АК ЛМЗ» Олегом ГУСЕВЫМ о бизнесе, планах и проблемах старого завода.
О подушке безопасности, и не только о ней…
- Прежде всего нужно сказать, что руководство компании и собственники антикризисные меры приняли несколько раньше того момента, когда кризис накрыл российскую экономику с головой. И это помогло выиграть время и спасти ситуацию. Но говорить о том, что в 2010 году кризис закончился, я бы не стал. Почему? Если в 2009 году мы правильно просчитали, что будет некоторый подъем в 3 и 4 кварталах, то наши надежды на полное восстановление результатов 2008 года в этом году не оправдались. Темпы роста, заложенные в экономической программе, пока не достигнуты.
Причина в том, что потребительский спрос не восстановился. Был неплохим первый квартал и были предприняты некоторые меры, позволившие создать определенную «подушку безопасности» и тем самым рассчитывать на выполнение экономической программы в целом.
По нашим подсчетам (а они не расходятся с прогнозами Минэкономразвития), достичь докризисной ситуации сможем не раньше 2012 года. Рынок в этом году предполагал рост на 1-3%, на самом же деле многие российские производители получили падение продаж от 4 до 15%. У нас это где-то порядка 12%.
- По данным отчета за первое полугодие, у вашего предприятия выручка упала более чем на 165 млн. рублей - из-за прекращения коммерческой деятельности по реализации бытовых электроплит. Почему потребовалось вывести столь крупный актив из состава АК ЛМЗ, оставив под брендом старого завода одну «фишку» - стальную эмалированную посуду?
- Эту ситуацию надо рассматривать не с точки зрения «металлургического завода», а с точки зрения интересов и позиции собственника - группы компаний «Инсаюр». В настоящее время даже «ЛМЗ–Энерго» на 80% принадлежит ей. «ЛМЗ-ПП» - тоже актив «Инсаюра», и он вправе (в интересах сохранения и развития бизнеса) заниматься перегруппировкой своих производств. Это первый момент. Второй – исторически сложилось так, что менеджмент больше внимания уделял выпуску посуды как основному зарабатывающему активу. «ЛМЗ-ПП», несмотря на свои обороты порядка 600 млн. рублей, всегда числилось убыточным. Один из приемов менеджмента в доведении этого актива до безубыточного – выделение его в самостоятельную единицу и постановка определенной задачи. Такие шаги были предприняты. Сегодня производство плит работает с положительным балансом. Значит, решение было принято верное.
Новинки посудного рынка
- Хорошо. Вернемся к «АК ЛМЗ». Здесь ставка сделана на эмальпосуду. Есть ли планы развития этого направления? На сайте вашего предприятия выложена информация о продаже зданий и сооружений, профильных для эмальпроизводства – здание АБК с переходом, цех эмалированной посуды улучшенного качества со встроенными помещениями. Напрашивается вопрос: вас устраивают сегодняшние объемы и, чтобы не потерять рынки сбыта, вы намерены двигаться в другом направлении? Если да, то в каком?
- Не намерены, а уже двигаемся в направлении развития. По результатам выставки, которая проходила в феврале в Германии, принято решение о введении новой линейки продукции – посуды однотонных пастельных тонов. Это европейская тенденция, приход которой к нам только ожидается, и мы рассчитываем на ее успех. Были разработаны новые виды эмалей, изготовлено три набора, которые мы в сентябре представили на выставке House Hold Expo в Москве. В ее рамках проходил конкурс, организованный АНО «СоюзЭкспертиза» ТПП РФ, в котором мы участвовали и получили серебряную медаль за высокие потребительские качества. А главное - это первый шаг продвижения на рынок обновленной лысьвенской продукции.
Несмотря на кризис, в течение всего прошлого года при активном сотрудничестве с художниками и коллективами промышленного дизайна разработаны 4 абсолютно новых по форме набора посуды. Я уверен: такого нет ни у кого. Новинки планируем выпустить на рынок весной следующего года.
Разговоры о производстве чугунной сковороды на «АК ЛМЗ» шли давно. И вот мы получили первые пробные образцы. Сейчас изделие проходит сертификацию, в ближайшие дни 500 экземпляров появятся в торговой сети. В дальнейшем линейка сковород расширится до стандартного набора диаметров.
Сегодня начали проработку вопроса о производстве алюминиевой сковороды с антипригарным покрытием. Это будут новые мощности.
Закончилась проработка вопроса о собственном производстве нержавеющей фурнитуры к посуде.
До конца года поступит и будет введен в действие новый многопозиционный пресс «Sipama». Обновили часть оборудования эмальцеха. Идут вложения в модернизацию производства фритт.
Прошли переговоры о сотрудничестве в плане обновления дизайна и повышения качества с местными производителями силиконовых и пластмассовых изделий, которые изготавливают для нас ряд комплектующих. Можно сделать вывод: собственники думают о развитии завода и продвижении своего бизнеса.
Однако говорить, что на заводе одно посудное направление - неверно. Мы обращаем внимание на перспективы литейного производства. В этом году порядка четырех миллионов рублей было вложено в освоение новых технологий литья. Это и конфорки, и заказные чугунные изделия, стальное литье. Здесь мы намерены вкладываться в повышение качества изделий и расширение ассортимента.
- Разве на рынке есть спрос на литье? В свое время много писали о том, что литейные мощности в Пермском крае намного опережают потребности рынка.
- На рынке есть спрос именно на небольшие партии литейной продукции - база для ее мехобработки у нас есть. Мы уже закупили и установили в «Ремпе» три обрабатывающих центра, последний поступил в октябре.
Относительно продажи цеха улучшенной эмальпосуды хочу сказать следующее. В 2006 году для оценки состояния активов завода была создана комиссия. После того, как она провела обследование цеха, было сделано заключение: находящееся там оборудование не может быть использовано для производства, а само здание находится в аварийном состоянии.
- Но цех строили в восьмидесятые годы и по всем меркам не может быть изношенным...
- А вот так строили! Если вы зайдете внутрь - сами увидите, каково состояние здания. Вкладывать средства в его восстановление и ремонт - нет смысла. Поэтому было принято решение о продаже. Возможно, кто-то возьмет его под какие-то свои нужды. Вот и вся проблема.
С реализацией наших объектов в целом дела обстоят так: большая территория завода и большое количество зданий для сегодняшнего ОАО «АК ЛМЗ» - ноша достаточно тяжелая. Поэтому у нас разработана определенная стратегия по привлечению сюда арендаторов и собственников с новыми направлениями бизнеса, способного задействовать освободившиеся мощности. Содержание такого количества объектов, неиспользуемых в основном производстве, тяжким бременем ложится на экономику предприятия.
- Ваши перспективы рассчитаны на ближайшие…
... три-четыре года. Мы стремимся стать производителями посуды более широкого ассортимента и современного качества. В ближайшее время начнем поставлять на рынок посуду из нержавеющей стали. Еще, кстати, одно направление бизнеса. Пока это будет сборка на наших мощностях.
- Доля вашей продукции на российском рынке в настоящее время?
- 30-32%. В этом году все российские производители немного потеряли в долях из-за украинской экспансии. Поставлена задача - удержать этот объем и на следующий год – вернуть утраченные позиции, а это порядка 34-35%. В этом направлении работаем. Обновляем ассортимент, в течение года изменили ценовую политику для обеспечения своей конкурентоспособности. Будем постепенно нивелировать влияние на рынок зарубежных производителей.
- Нивелировать - это понятно. А насколько успешно завоевываете симпатии зарубежного потребителя?
- В настоящее время в общем объеме продаж экспорт составляет около 10%. В основном это страны ближнего зарубежья. Пробиться на европейский рынок? Пытаемся, но надо понимать: потенциал потребления эмалированной посуды в Европе невелик. Она больше популярна в странах бывшего соцлагеря, где присутствуют свои производители. На следующий год ставится задача: вернуть потерянный рынок в Белоруссии, начать поставки в Молдавию, поработать в Украине.
- Что сильнее всего влияет на динамику производства?
- В будущем году ожидается рост цен в энергетике на 14-15%, на металл - как минимум на уровне инфляции плюс рост отчислений на фонд оплаты труда на 8%. Это при том, что столь же значительного роста реализации мы не ожидаем. Это большие проблемы, которые придется «разруливать», чтобы не допустить изменений в положительной динамике показателей предприятия.
Энергетическое сердце завода
- АК ЛМЗ по-прежнему позиционирует себя как градообразующее предприятие. Лысьвенцы теперь это связывают и с тем, что завод продолжает обеспечивать город на две трети теплоресурсами. Для города стабильная и надежная работа «ЛМЗ-Энерго» много значит. Поэтому хотелось бы знать и о самых острых проблемах этого производства, и его перспективах.
- Нынче здесь провели капремонт третьей турбины. Отремонтированы ряд котлов, так что зиму должны пережить спокойно.
Если говорить о работе с поставщиками, то у нас налажены хорошие отношения с «Пермрегионгазом», перед которым мы не имеем задолженности. У нас прекрасные отношения с «Пермэнергосбытом». С этими поставщиками мы научились договариваться.
О перспективах. «ЛМЗ-Энерго» в очередной раз выдвигало в прошлом году идею перевода всего теплоснабжения Лысьвы на наши мощности. Был разработан проект, предложены схемы финансирования, в которых мог бы поучаствовать и краевой бюджет. Проект, в первую очередь, предполагал сдерживание роста тарифов – сегодня стоимость гигакалории в «ЛМЗ-Энерго» самая низкая в городе. В этом случае выигрывали и горожане, и теплоснабжающее предприятие. Но по ряду причин (в том числе кадровых перестановок в краевом правительстве) проект пока не реализован.
Старому заводу - молодые кадры
- Любой бизнес без хороших кадров обречен на провал. Вас устраивает нынешняя профподготовка вашего персонала?
- Не совсем. Нужны молодые рабочие, инженеры и технологи. Предприятие приступило к возрождению своей молодежной политики, которой в предыдущие годы уделялось мало внимания. Здесь два направления: привлечение молодых кадров и их закрепление на предприятии. Привлечение – работа с выпускниками школ, училищ, колледжей. В рамках этого направления мы рассматриваем возможности организовывать платную практику для учащихся, выделить средства на именные стипендии. В целях закрепления кадров предполагаем обеспечивать профессиональный и карьерный рост молодых специалистов, достойную оплату их труда и возможности для улучшения жилищных условий. Также рассматривается возможность оплаты (полной, либо частичной) дальнейшего обучения перспективных молодых специалистов. Требует совершенствования работа совета молодежи. В частности, переориентация его с вопросов досуга на более важные: профессиональный рост, решение социальных проблем, участие в развитии предприятия.
Создана рабочая группа, в которую войдут представители всех крупных подразделений завода. Она должна до конца ноября представить сбалансированную программу работы с молодежью.
Однако кадровый голод - проблема не только завода, но и города. Надо признать: престижа рабочей и инженерной профессий в нашем промышленном городе как не было, так и нет. К сожалению, для молодых людей непрестижен и сам город, как место комфортного и интересного проживания.
- Сейчас много шума идет по поводу модернизации и нанотехнологий. Этот инновационный бум может каким-то образом отразиться на развитии вашего бизнеса? Возможно, уже есть какие-то задумки или привлекательные коммерческие проекты, о которых говорят пока лишь в тиши «высоких» кабинетов?
-Я скептически ко всему этому отношусь – попахивает очередной кампанейщиной. Необходима целостная промышленная политика на уровне государства. Что же касается бизнеса «Инсаюра» - появились надежды на возрождение проекта строительства литейно-прокатного модуля, работа над которым приостановилась в связи с кризисом. Директор ЗАО «Полистил» А. В. Тунев, будучи на встрече предпринимателей с А.Б. Чубайсом в Перми, сумел обозначить проект как возможный объект приложения усилий Роснано. Сейчас идут консультации на уровне А.Б. Чубайса уже с собственниками компании.