14 августа Надежда Павловна (имя и отчество изменены) торопилась: ей надо было доставить купленный торт на автостанцию к отходу автобуса. Отойдя от прилавка, положила сумку и портмоне на крышку морозильного ларя и стала укладывать коробку с тортом в пластиковый пакет. Когда справилась с этой задачей, вышла из торговой точки и направилась на автовокзал. Вскоре обнаружила: кошелька нет ни в сумке, ни в пакете. Вернулась в магазин, но продавцы сообщили: никто с такой находкой к ним не обращался.
Не было ни гроша, да вдруг алтын
Само портмоне из кожзаменителя ей было не особенно жаль. Но в нем лежали две банковские карты, по одной из которых в тот день сняла зарплату, и кроме нее - еще несколько тысяч рублей. Она было пригорюнилась, но, заметив в торговом зале камеру видеонаблюдения, тут же воспрянула духом. Когда просмотрела запись, сомнения рассеялись: выходившая следом за ней женщина вернулась в магазин, взяла с морозильника портмоне и быстро исчезла.
Завладевшую кошельком покупательницу установили довольно скоро – жила в том же доме, где находится магазин. Отрицать, что прикарманила чужое, не стала. Но когда следователь сказал ей, что вменять придется не присвоение, а хищение чужого имущества, возмутилась: она, мол, в карман потерпевшей не залезала, силой кошелек не отбирала - какая ж это кража? Находка - не более того! Сообщила еще, что обнаружила в портмоне только три тысячи рублей, а не девять, как утверждает пострадавшая. Но всех денег у нее уже нет - часть из них потратила.
По-видимому, убедить женщину в том, что совершила преступление, следователю не удалось. Та и в судебном заседании продолжала настаивать: кошелек нашла, а за находку не судят. Но у государственного обвинителя на процессе Сергея Костина было другое мнение. На чем оно основывалось, редакция попросила рассказать читателям.
- Что считается потерей?
- Согласно постановлению Верховного суда от февраля 2007 года, действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника, следует квалифицировать как кражу, - сказал Сергей Николаевич. - Если подойти к нашему случаю формально, то ее как будто бы не усматривается. Во-первых, говоря юридическим языком, утраченное владельцем имущество вышло из его владения без всякого участия подсудимой, помимо ее воли. То есть, без ее целенаправленных (активных) действий. Во-вторых, умысел на присвоение утраченного имущества у виновной возник в тот момент, когда оно уже вышло из владения собственницы. А в случае хищения умысел на завладение имуществом у вора возникает до его выхода из владения собственника.
- Тогда почему же действия подсудимой квалифицированы кражей?
- События надо рассматривать в контексте «забытых вещей». Тем более, что в соответствии с гражданским законодательством потеря (утрата) вещи не является прекращением права собственности. Но потерянные вещи разграничивают от забытых. Забытые находятся в месте, известном собственнику (владельцу), и он имеет возможность вернуться за ними или возвратить их иным способом. Если виновный осознавал, что собственник вернется за ними, забытое имущество может признаваться предметом хищения. Таким образом, надо помнить: если вы завладели вещью, забытой кем-то в магазине, гостинице, каюте парохода, купе вагона, такси, автобусе и других подобных местах, это может послужить основанием для квалификации ваших действий кражей со всеми вытекающими из этого последствиями.
- Что считается потерянной вещью?
- Имущество, которое утрачено собственником помимо его воли (по вине или в силу случайных обстоятельств), и ему неизвестно, где оно находится.
- Как должен поступить человек, нашедший чужое имущество, чтобы не войти в противоречие с законом?
- Согласно п. 1 ст. 227 ГК РФ, нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом гражданина, потерявшего ее, или собственника вещи, или кого-то другого из известных ему лиц, имеющих право получить и возвратить ее потерявшему человеку. Если вещь найдена в помещении или транспорте, ее надо сдать лицу, представляющему владельца этого помещения или транспорта. В п. 2 этой статьи сказано: «если хозяин вещи или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в органы местного самоуправления. При этом нашедший не обязан сдавать эту вещь в милицию или администрацию, а может хранить ее и у себя» (п. 3 ст. 227 ГК).
Нашла… 200 часов принудительных работ
Вынося приговор, суд исходил не только из этих требований законодательства. Определяя ущерб, нанесенный потерпевшей, он проверил банковскую карту, по которой она получила 4 765 рублей зарплаты, и выслушал свидетеля. А он сообщил: «14 августа передал потерпевшей пять тысяч рублей, которые брал взаймы у ее родителей, – чтобы она вернула им его долг». Суд признал подсудимую виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, то есть в тайном хищении чужого имущества, совершенном с причинением значительного ущерба гражданину. Учитывая смягчающие вину обстоятельства (по местам жительства и работы характеризуется положительно, фактически признала вину, частично возместила ущерб), суд назначил ей 200 часов исправительных (бесплатных и общественно-полезных) работ, определяемых органами местного самоуправления, и постановил взыскать невозвращенную сумму. Вот тебе и алтын!..
Социальные комментарии Cackle