Обуглившийся остов сгоревшей двухэтажки на улице Коммунаров – итог трагедии, произошедшей там 12 мая. В огне погибли сразу семь человек – четверо мужчин и три женщины. Что стало причиной беды, устанавливал старший следователь по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности краевого следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Приют неприкаянных
Основным свидетелем по делу был мужчина, сумевший спастись. Он выпрыгнул из окна второго этажа и, хотя повредил ногу, все-таки остался жив. Судя по его показаниям, события развивались так. Лица без определенного места жительства облюбовали этот покинутый хозяевами дом давно и даже соорудили там электропроводку. Как рассказывал ему один из них, якобы сам участковый «благословил» бомжей на обитание в нем, дабы не окоченели в морозы. В январе к ним зашла женщина, которая назвалась хозяйкой строений. Заявила: мол, они проникли внутрь незаконно, и вызвала милицию. Семерых обитателей «берлоги» задержали. Но собственница жилья не стала писать на них заявление, а ограничилась просьбой: мол, ради бога, не заходите больше туда! Поэтому их отпустили с миром.
Примерно за месяц до пожара в дом явилось двое мужчин. Старшему было лет пятьдесят, младшему - вполовину меньше. Возможно, это были сын и отец. Пришедшие не представились, а потребовали, чтобы бомжи покинули жилье и никогда там больше не появлялись. Двоих «постояльцев» для острастки избили. Чтобы не попасть им под горячую руку еще раз, все непрошенные гости некоторое время обходили обиталище стороной. А потом все-таки вернулись. За неделю до беды те же мужчины пришли опять. На этот раз они отрекомендовались хозяевами жилища и угрожали повторить мордобой, если «квартиранты» не уберутся подобру-поздорову. Но, похоже, кулаки их уже никого не испугали.
Как рассказал свидетель, 11 мая вечером, будучи пьяным, заглянул в этот дом к знакомым бомжам в расчете на халявную выпивку. Его действительно угостили спиртом, и он потерял способность нормально передвигаться. Лег на матрац в одной из пустующих комнат второго этажа. Ночью проснулся оттого, что начал задыхаться. Когда продрал глаза, увидел: языки пламени поднимаются по наружным стенам снизу вверх. Выбежал в коридор, но из-за дыма ничего нельзя было разглядеть, поэтому вернулся назад. Крикнул несколько раз, пытаясь понять, есть ли в доме кто-нибудь еще. Голосов в ответ не услышал. Вышиб ногой раму. Пламя с ревом метнулось в комнату. Лицо спас, успев закрыть руками, но руки обгорели. Когда огонь ослаб, кинулся в оконный проем. С подозреваемым в поджоге встретился через несколько дней. Тот сообщил ему, что тоже «гостевал» тогда в этом доме и угощался спиртом. Ушел за полночь, в сильном опьянении. Спускаясь по лестнице со второго этажа на первый, курил, и, наверное, бросил непотушенную сигарету вниз. А там полно всякого мусора - вот и вспыхнуло.
«Понимал» и «осознавал», но спалил
Судебно-медицинская экспертиза установила: все жертвы погибли от отравления окисью углерода. По заключению пожарно-технической экспертизы, очаг пожара находился под лестничным маршем в сенях первого этажа. Причиной возникновения огня стал занесенный в зону возгорания малокалорийный источник зажигания (тлеющее табачное изделие). Ущерб, причиненный дому, эксперты оценили в 1 185 670 рублей. Потери от гибели семи человек никто, естественно, не подсчитывал. Подозреваемый свою вину признал и раскаялся, хотя несколько раз менял показания. На одном из допросов, например, рассказал: мол, горящую сигарету вовсе не бросил, а неожиданно для себя обнаружил, что держит в руке только фильтр - все остальное куда-то улетучилось. Как было на самом деле - установит суд. Но вот что интересно: по словам подозреваемого, когда он возвращался с первого этажа на второй, почувствовал запах дыма и сообщил об этом двум еще не упившимся собутыльникам. Мужчины якобы сказали в ответ, чтобы убирался восвояси, а они как-нибудь разберутся сами. Он попытался разбудить спящих женщин, но те не проснулись. Когда уходил, заметил под лестницей на первом этаже небольшое пламя, побежал на улицу Смышляева, в дом №5, постучался в какую-то дверь, но ему никто не открыл. Потом направился к приятелю, у которого лег спать.
Следствие квалифицировало его действия так: «Явно понимая, что курение в деревянном доме является с его стороны грубым нарушением правил пожарной безопасности и может привести к пожару, при курении неосторожно обронил тлеющий уголек сигареты на пол … Увидев начавшийся на первом этаже пожар, он, сознавая, что дом построен из дерева, то есть из горючего материала, и этот пожар может уничтожить его и хозяйственные постройки, легкомысленно, без достаточных на то оснований, предполагая, что огонь будет потушен находящимися в доме людьми, каких-либо самостоятельных мер к тушению пожара не предпринял, в отдел Госпожнадзора не позвонил, другим людям не сообщил и скрылся с места происшествия».
Насчет столь детального «понимания» и «осознавания», как это сформулировано выше, можно, конечно, поспорить: так подробно и многопланово не мыслит даже трезвый человек, а уж пьяный… Но оставим эти формулировки на совести юристов. «Поджигателю» предъявили обвинения по двум статьям уголовного кодекса: по ч. 3 ст. 109 – причинение смерти по неосторожности двум и более лицам; по ст. 168 – неосторожное уничтожение чужого имущества в крупном размере, совершенное путем неосторожного обращения с огнем. За гибель семи человек ему может грозить лишение свободы до пяти лет, за истребление имущества – штраф до 120 тысяч рублей или исправительные работы от года до двух лет, либо тюремный срок до одного года.
Какие их этих наказаний назначит суд, гадать не будем. В заключение хочется сказать вот о чем. Заброшенных домов в Лысьве не один десяток. В большинстве из них нередко обретаются бомжи или просто шаромыги. Такие строения регулярно горят, нередко в них совершают преступления. Недавно, например, в бесхозном доме на улице Садовой сначала убили бомжа, а потом подожгли здание, дабы замести следы злодеяния. Стало быть, пора либо заставить всех собственников ликвидировать эти постройки, либо охранять их от вторжения непрошенных гостей. Ждать, когда они сгниют и рухнут, - значит способствовать новым преступлениям и трагедиям.
Социальные комментарии Cackle