Модернизация дошла и до учреждений профессионального образования. По всей стране училища передаются с федерального на региональные бюджеты. На исходе 2010 года в агентстве управления государственными учреждениями Пермского края был подписан приказ о реорганизации лысьвенских профессиональных училищ № 6 и № 55. В июле оба ПУ прекратят своё существование. На вопросы лысьвенцев по этому поводу отвечает первый заместитель главы района Николай ЛАЗЕЙКИН, непосредственно курирующий ход реорганизации.
- Николай Владимирович, лысьвенцы хорошо помнят, что произошло с ПУ-37, которое просто закрыли, и его здание долгое время пустовало. Городские власти тогда ничего не могли сделать. Поэтому в первую очередь жители опасаются, что ситуация может повториться.
- Начну с того, что все шаги, предпринимаемые краевым агентством по реорганизации профобразования в Лысьве, принимаются с учетом мнения руководства района. Мы тщательно изучили план реорганизации и дали своё предложение на объединение училищ. Напомню, что разговоры об этом шли давно, но училища получали средства из разных бюджетов: ПУ-6 – из краевого, ПУ-55 – из федерального.
После того, как 55-е перевели на краевое финансирование, объединение стало возможным. Подчеркну: реорганизация затронула не только Лысьвенский район - она идёт во всём крае, во всей стране. Наши училища не закрываются, а ОБЪЕДИНЯЮТСЯ. Сначала 55-е присоединится к 6-му, затем на его базе появится профессиональный лицей. База и коллективы обоих училищ остаются в новом образовательном учреждении.
- То есть, все здания, все мастерские будут принадлежать одному учреждению?
- Здания – да. С мастерскими дело обстоит иначе. По нашему предложению часть мастерских в ПУ-6 перейдет в ведение политехнического колледжа. Многие лысьвенцы, наверное, уже забыли, что в Шуваловском доме, где располагались мастерские колледжа, идёт ремонт. И одно из условий передачи Дома Шувалова из федерального ведения в региональное – обеспечение колледжа помещением под мастерские. Таким образом, передавая мастерские колледжу, мы убиваем сразу двух зайцев: ускоряем передачу Шуваловского дома и, как следствие, ускоряем работу по его реставрации, а также получаем возможность модернизировать мастерские, в которых будут иметь возможность практиковаться и студенты колледжа, и учащиеся нового учреждения - профессионального лицея.
- В чём особенность такого лицея, чем он будет отличаться от привычных для обывателя училищ и когда начнёт работу?
- Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Лысьвенский профессиональный лицей» начнёт набор выпускников школ уже на следующий – 2011-2012-й учебный год. То есть, нынешние выпускники ПУ-6 и ПУ-55 последними получат дипломы своих училищ. Следующие ребята уже будут выпускаться из лицея. Каких-то принципиальных изменений в подготовке специалистов в следующем году не предвидится. Будут сохранены государственные задания обоим училищам, то есть – традиционные для Лысьвы специальности. Единственное отличие лицея от училища – повышенный уровень подготовки по некоторым специальностям. Например, будут готовить уже не сварщиков, а наладчиков сварочного оборудования. Считаю, что это для нас большой плюс.
- Если ребятам и их родителям переживать не из-за чего, то педагоги волнуются, ведь любое объединение чревато сокращениями. По мнению руководства города, кто должен возглавить новое учреждение?
- Педагогический коллектив практически весь останется, по предварительным прикидкам под сокращение попадут около семи человек. Это управленческий персонал. Выбор руководителя профессионального лицея мы оставили за краевым агентством. Оба директора ПУ – высококлассные специалисты, мы готовы работать и с тем, и с другим.
Объединение училищ - это благо?
Александр ГАШЕВ, директор ПУ-55:
- Реорганизация училищ – это лишь первый этап больших перемен в профессиональном образовании. Оптимизация сети учреждений профобразования подразумевает перевод на региональное финансирование не только училищ, но и колледжей. Во многих городах это уже происходит. Думаю, Лысьва не станет исключением, и через два года создаваемый на базе ПУ-55 и ПУ-6 профессиональный лицей присоединят к политехническому колледжу.
Цель оптимизации благая: она позволит сэкономить бюджетные средства. С другой стороны, исчезнет конкуренция, которая всегда положительно влияет на качество услуг, то есть – на качество образования. В своё время мы много говорили о создании в Лысьве системы непрерывного образования, когда студент, переходя с одной ступени на другую, повышал бы своё образование. Если это случится, то хорошо. Пока же мнение о реформе двоякое. Возможно, что в крае поторопились. Ведь ещё год можно было жить спокойно, а затем объединить сразу и училища, и колледж. А так коллективы училищ дважды переживут стресс.
Галина СИБИРЯКОВА, директор политехнического колледжа:
- У профессионального лицея останутся те же функции, что и у училищ: подготовка профессиональных рабочих. А без рабочих в городе никогда не будет развиваться промышленность. Рабочий человек – это главное. Поэтому во время реформирования нужно максимально сохранить материальную базу и педагогический состав заведений.
Да, демографическая ситуация сегодня складывается так, что здания училищ не используются на 100 процентов. Но надо помнить о том, что рождаемость растёт и ситуация изменится! Наработанное годами легко разрушить, а создать новое очень сложно.
Было время, когда мы сами предлагали объединить ЛПК и ПУ-55. Мы были к этому готовы, но не было готово училище. Теперь реформа идёт сверху, и возникает много вопросов, поэтому прогнозировать что-то сложно.
Понимаю, что объединение училищ в лицей даст экономический эффект: будут рациональнее использоваться материальная база и педагогические ресурсы. Но есть и другой аспект – моральный. У каждого училища – своя история, свои формы работы, традиции. Конечно, будет очень жаль всё это потерять.
Николай СОКОЛОВ, директор ПУ-6:
- Политика оптимизации – государственная. Она проводится на всех уровнях образования. Главная составляющая – экономическая, и с этой точки зрения объединение училищ – большой плюс. Недавно был в Кудымкаре, где объединение уже произошло, и убедился в этом. Здания серьёзно ремонтируют: меняют оконные блоки, полы. Так что надеемся, что будут вложения и в профессиональный лицей.
Сейчас идёт межевание участка с мастерскими, которые отойдут к политехническому колледжу. Ремонт мы там сделали, вложив около двух миллионов рублей. А вот оборудование старое, хотелось бы его поменять.
Предстоящие перемены мы, разумеется, обсуждали. Состоялось общее собрание коллектива, на котором 74 человека проголосовали за объединение. Против не было никого. Также поддержали объединение учащиеся: из 322 пришедших на собрание 322 проголосовали «за». Больше всего вопросов было у родителей. Уверен, что мне удалось всё им объяснить.
План совместного приёма на следующий учебный год определён – 416 человек. В прошлые годы принимали около 450 ребят. Некоторые опасения вызывает отношение к продолжению образования будущих выпускников 9-х классов. Недавно в межшкольном учебном комбинате проводилось анкетирование, и около 40 процентов девятиклассников выразили желание учиться в новом образовательном центре. То есть, всё идёт к тому, что среднее образование со временем может остаться только в школах. Кстати, нам подняли план госзаказа по подготовке специалистов на базе 11 классов.
Илья МАКАРОВ, Антон ТАРБЕЕВ и Артём ЧУПИН, ПУ-55:
- Честно говоря, не совсем понятно, зачем вообще нужно это объединение, зачем нужно что-то менять. Можно только надеяться, что с образованием лицея не только название поменяется, но и финансирование будет лучше, и, может, хоть в мастерских появится современное оборудование.