На февральском заседании координационного совета по делам инвалидов обсуждалась тема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы касались воспитания и обучения детей на дому, возможности получения ими профессии в Лысьве, помощи в трудоустройстве.
Важна позиция родителей
Затронутые темы важны для многих семей сегодня, не потеряют они своей актуальности и завтра – это подчеркивали все, кто выступил на совете.
– Ежегодно на дому обучается примерно 40 человек. Вся работа с ними строится согласно порядку воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, утвержденному указом губернатора Пермской области от 8 апреля 2005 года, – рассказала начальник отдела общего образования управления образования Галина Горошникова. – В этом учебном году на дому занимаются 42 человека: 17 детей – по программе общеобразовательной школы, 15 – спецшколы, 10 – в коррекционной школе восьмого вида.
Часовая нагрузка для каждого ребенка рассчитывается согласно санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, в соответствии с медицинскими показаниями. Как правило, это не больше 10 часов уроков в неделю, количество предметов тоже уменьшено. Выпускникам предоставляют щадящий режим итоговой аттестации, она возможна даже на дому, но 11-классники все равно стараются сдавать ЕГЭ, поскольку он необходим для дальнейшего поступления в учебные заведения.
Есть, разумеется, и проблемы. Как заметил руководитель бюро медико-социальной реабилитации Григорий Грозин, в картах индивидуальной программы реабилитации каждого ребенка-инвалида прописаны все возможности обучения, получения профессии, но очень многое зависит от позиции родителей. Если детей не водить в школу или не обучать на дому - о какой программе реабилитации можно говорить?! Григория Феофиловича поддержали и.о. председателя лысьвенского общества инвалидов З.М. Чупина и Г.Л. Горошникова: в районе наберется с десяток семей, где родители вообще выступают против обучения ребенка...
Председатель лысьвенского отделения ВОС Евгения Недорезова обозначила еще одну сторону проблемы. Слабовидящие и слепые дети, как правило, учатся в пермской школе-интернате. После нее желающие получают профессию в медицинском или музыкально-педагогическом колледжах, с которыми сотрудничает краевое ВОС.
– В Лысьве есть дети с дефектами зрения, которые учатся на дому, но где им получать профессию? – справедливо заметила Евгения Леонидовна. – Есть и младшие ребята, которых родители не отправили в Пермь, - как им помочь? У нас более пятидесяти человек хорошо работают на компьютере со звуковой программой. Порадовало, что сейчас минсоцразватия края пытается обеспечить детей с дефектами зрения техническими средствами реабилитации, не входящими в перечень, но в этом случае нам нужны рекомендации учителей, иначе легко ошибиться с выбором этих средств.
Успевайте с заявкой!
От школы разговор на совете плавно перетек к профессиям. ПУ-55 – одно из трех учебных заведений начального профессионального образования Пермского края, где обучают детей с ограниченными возможностями здоровья. Заместитель директора по учебно-производственной работе Н.А. Башева была вынуждена констатировать: с 2005 учебного года, когда был открыт прием детей-инвалидов, к 2010 году число обучающихся инвалидов сократилось почти наполовину. Сейчас двое учатся в группе секретарей, есть учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в группах поваров, токарей, слесарей. Если нет противопоказаний в индивидуальном паспорте реабилитации, училище никому не отказывает в приеме, просто люди сами не идут по разным причинам. В госзадании училищу (а с лета - профессиональному лицею, созданному на базе двух ПУ) на будущий учебный год заложена цифра приёма - 250 человек, из них 10 мест в группе слесарей предназначены для детей с ОВЗ. Выход ли это? Никто не возьмется сказать.
Директор ПУ-6 Н.В. Соколов подчеркнул: училище никогда не занималось обучением детей-инвалидов, но готово выполнить любой заказ работодателей при условии получения госзадания от краевой администрации. Для этого работодателям любой формы собственности следует до 1 мая разместить свою заявку на сайте.
О содействии трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей рассказал на совете директор центра занятости населения Н.М. Ксенофонтов.
Более подробно об этих мерах - в следующем выпуске страницы «Преодоление».
Социальные комментарии Cackle