На одной из последних встреч на тему занятости населения поднимался вопрос о профориентации сельских выпускников.
Учителя справедливо заметили: мол, раньше велась работа, ориентирующая учащихся на сельскохозяйственные профессии: ребята ходили на фермы, ухаживали за животными, получали элементарные навыки работы с техникой. А что сегодня?
Тогда на этот вопрос никто не мог дать ответа. Но совсем недавно у лысьвенских старшеклассников появился шанс записаться в агроклассы и пополнить в будущем ряды бизнесменов-аграриев. Эту возможность лысьвенским выпускникам и учащимся старших классов предоставили министерства сельского хозяйства и образования Пермского края. В рамках программы «Кадры в агропромышленном комплексе» они инициировали создание агроклассов на базе сельских школ и передовых сельскохозяйственных предприятий. Программа уже прошла апробацию, более того - есть первые выпускники агроклассов. В 2009-2010 учебных годах профильные классы функционировали в Верещагинском, Осинском, Бардымском районах. Ребята изучали основы аграрной политики и аграрного бизнеса, учились составлять бизнес-план по развитию собственного дела, посещали успешные хозяйства края. В конце учебного года учащиеся агроклассов защищали свои первые бизнес-проекты перед авторитетным жюри в правительстве Пермского края.
Поскольку программа хорошо зарекомендовала себя, количество территорий, желающих перенять подобный опыт профориентации учащихся, растёт. У Лысьвенского района тоже есть возможность создать агроклассы, но для этого необходимо выяснить: есть ли у лысьвенских старшеклассников желание осваивать аграрную науку?
- Чтобы войти в программу, мы должны определить целевую аудиторию, то есть набрать желающих, - поясняет начальник управления по работе с поселениями Татьяна СТЯЖКИНА. – Если это получится сделать, то несколько раз в месяц ученики агроклассов будут посещать занятия в ЦНМО. Уроки в режиме реального времени будут проводить педагоги Пермской сельскохозяйственной академии, доктора наук, профессора.
Ребята смогут задавать учителям любые вопросы, высказывать собственные мысли, делиться впечатлениями и информацией с учащимися других районов. Кроме того, в рамках практических занятий ученики агроклассов посетят наиболее успешные развитые хозяйства и логистические* центры края.
Выпускники, освоившие основы агрополитики и агробизнеса, получат преимущества при поступлении в специализированные вузы. А если постараются (например, защитят интересный проект), то перед ними откроются достойные перспективы. Молодого специалиста с «лапочками» примет на работу любое сельхозпредприятие (еще в процессе учёбы оно может дать старшекласснику рекомендации при поступлении в вуз). А по программе поддержки молодых специалистов на селе выпускник сельхозакадемии может рассчитывать еще и на «подъемные» (при условии, что он пять лет отработает на том предприятии, которое за него поручилось), и на безвозмездную ссуду для строительства жилья в сельской местности.
- Сегодня агропромышленная сфера во многом ориентирована на частный бизнес, - продолжает Татьяна Александровна. – У подрастающего поколения складывается представление, что сельское хозяйство – это грязь, земля, ручной труд. Сегодня и в эту сферу пришли новые технологии, которые механизировали процесс ухода за животными, обработки земли, переработки сельхозпродукции.
К тому же, задачи специалистов с высшим сельскохозяйственным образованием - правильно скоординировать действия своих работников, чтобы получить максимальный результат; правильно разработать маркетинговую кампанию, чтобы продукция пользовалась спросом и была конкурентоспособной. Выпускник агрокласса (а в будущем – агровуза) может найти работу в логистическом центре, в управлениях министерства сельского хозяйства, наконец, занять руководящую должность на сельхозпредприятии.
Кстати, сегодня идет смена поколений, предприятия остро нуждаются в молодых кадрах, новом подходе к управлению. Есть шанс и для развития собственного бизнеса на селе - сегодня это направление активно поддерживает государство. Возможности заработать хорошие деньги в сельском хозяйстве безграничны (растениеводство, овощеводство, животноводство). Почему обязательно заниматься картофелеводством, выращивать коров или овец? Если есть желание, можно и верблюдов разводить!
Занятия в агроклассах - это не обучение ремонту тракторов, прополке огорода или доению коров на фермах. Это получение новой, интересной информации, дающей установку на создание своего дела, это занятия по введению в экономику. Они помогут элементарно расширить кругозор. Два-три часа в неделю послушать грамотных, умных специалистов никому не повредит. Даже если в будущем учащийся не выберет профессию, связанную с сельским хозяйством, полученные знания ему пригодятся.
Наверное, это особенно актуально для ребят из сельских территорий, где рядом есть примеры успешных фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий. Другое дело, что ребят из села придется возить на занятия, а это дополнительные транспортные расходы. Но если управление наберёт большую группу желающих посещать агрокласс, то будут изыскиваться средства и на оплату транспортных расходов. А вообще, все уроки по программе агроклассов можно найти на сайте Минсельхоза Пермского края. Правда, они представлены там только в виде архива. При желании каждая школа может принять участие в этой программе: достаточно лишь определить руководителя, ответственного за этот проект в школе, и связаться со специалистами управления по работе с сельскими поселениями по телефону: 2-62-81. Они же примут и частные заявки от старшеклассников и их родителей. Подать заявку на участие в проекте можно и директору школы.
*ЛОГИСТИКА - часть экономической науки и область деятельности, предмет которой - организация рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Социальные комментарии Cackle