Города - как дети: в течение всей своей многовековой жизни требуют от архитекторов и мэров постоянной заботы и внимания. Там, где они есть, создаётся благоприятная среда обитания для людей, а имена архитекторов и мэров остаются в истории и передаются из поколения в поколение. Но есть обратные примеры, когда для решения краткосрочных, мнимых задач, по причине халатности, корысти или непрофессионализма ответственных лиц среда обитания становится неблагоприятной и некомфортной. Из таких городов и микрорайонов люди стремятся уехать.
Что осталось от мечты?
Гости Лысьвы всегда выделяли её среди уральских городов-соседей благодаря чудесным прудам, разумной планировке, грамотно расположенной промышленной зоне, хорошей экологии. Горожане любят свой город и с благодарностью вспоминают А.В. Зануцци, заложившего городской парк; Е.В. Иванова - основателя манежа, детского парка. Благодаря ему была благоустроена улица Ленина. А.А. Бликанова впоминают добрым словом за благоустройство и развитие инфраструктуры города, городских и пригородных дорог. Помнят и многих других людей, строивших наш город.
А что оставят потомкам нынешние градостроители? Этот вопрос возник неслучайно - после того, как один за другим на берегу большого Лысьвенского пруда появились производственные корпуса.
Не буду утомлять горожан печальной историей АК ЛМЗ. Но когда освободилась площадка зольного отвала, исчезла железнодорожная колея, проложенная по восточному берегу пруда, горожане заговорили о строительстве на берегу пруда зоны отдыха - от плотины до лесной зоны. На этих участках лысьвенцы мечтали увидеть чудесный жилищно-парковый микрорайон с выходом на благоустроенный берег пруда. Об этом писали в местной прессе. Однако одни мечтают, а другие действуют.
С благословения «отцов города» в этом чудном месте, как грибы, стали расти производственные корпуса с видом на пруд. Там же запланировали строительство пожарного депо с жилым комплексом и гипермаркет с выходом на берег пруда.
И всё это - без согласованного с жителями и утверждённого плана застройки микрорайона, в нарушение генплана города. Налицо - новое слово в мировом градостроительстве - микрорайон будет возводить вокруг торговой точки и пожарной каланчи!
Мэр города В.И.Михайлов спокойно говорит о строительстве промышленных корпусов с выходом на береговую зону, т.е. о формировании заводских комплексов на непромышленной площадке. О какой экологии бассейна Большого пруда может идти речь?
История почти детективная
На мои вопросы о законности возведения в природоохранной зоне промышленных объектов начальник отдела архитектуры и градостроительства Елена Небогатикова пояснила: мол, всё понимает, но, увы, ничего сделать не может, так как земля находится в частной собственности застройщиков. Они, якобы, приобрели её у завода после закрытия мартена и поэтому что хотят, то и строят. Да и вообще, эта земля (бывшая заводская) - совсем не городская, а федеральная, поэтому решение где и кому в Лысьве строить, принимают федеральные структуры, а город тут ни при чём. И добавила: дескать, в настоящий момент ещё неизвестны все границы частных владений в этом месте. Из этого следует только одно: ещё не вся земля здесь распродана.
У гендиректора ОАО «АК ЛМЗ» Олега Гусева другая информация. В ответ на наш запрос он пишет: «Земельные участки, прилегающие к Большому пруду, не принадлежали ОАО «АК ЛМЗ» на правах собственности, а использовались на правах аренды, являясь собственностью муниципалитета. Следовательно, ОАО «АК ЛМЗ» по закону не могло «выгодно» их продать. В действительности продавались только объекты недвижимости, находящиеся на этих земельных участках и являвшиеся собственностью завода».
Невольно закрадывается мысль: а не есть ли все эти непонятки с федеральной собственностью и федеральными чиновниками частью некой схемы распродажи лакомых участков городской земли?
Как могла муниципальная земля оказаться в федеральной собственности и в руках частных собственников? Почему промышленные предприятия строятся в нарушение генплана и установленных экологических норм и правил? Почему землю в береговой зоне пруда в черте города раздаёт и определяет, что, где и кому строить в Лысьве, федеральный чиновник? Ответы на эти вопросы ждём от глав города и района.
С такими перспективами развития территории не одно поколение горожан будет «расхлёбывать» ошибки нынешних руководителей. Это строительство должно быть немедленно прекращено до согласования и утверждения плана застройки микрорайона.
Анатолий ШАТОВ, житель города.
Валентина КОКШАРОВА:
В здравомыслящем обществе промышленные предприятия выносятся за городскую черту, чтобы облегчить нагрузку на природную среду и человека. Но у нас всё не как у людей. Хотели набережную - получили промзону. Как на это смотрит главный эколог города Сергей Михута?
- Сегодня нет чёткого механизма, который бы определял порядок разрешения на строительство любого объекта, - считает Сергей Васильевич. - Большинство предпринимателей так трактует свои права: мол, если я выкупил земельный участок, то могу строить на нём всё, что угодно. Но есть целевое назначение земли. Когда участок покупается под целевое назначение, в документе всё прописано. И если ты построил не то, что прописано в документе по целевому использованию земли - жди проблем.
Здесь ситуация другая. У земельного участка был собственник, который, возможно, планировал разместить на нём какое-то производство. Поменялся хозяин, но он в любом случае должен был просить разрешения на строительство. Ну хотя бы пришёл к нам - спросил бы согласия властей. Скорее всего, ему были бы предложены другие площадки, а эту зону предложили бы использовать для других целей.
Мы обсуждали данный вопрос на комиссии по предоставлению земельных участков, но уже после того, как на берегу выросли корпуса. Надо сказать, предприниматели не сочли нужным поставить в известность муниципалитет о своих намерениях. Общественность сей факт взбудоражил - пошли обращения в администрацию района, и глава вынес проблему на комиссию.
Комитет запросил заключение технической экспертизы проекта, в том числе экологической составляющей. Пермские эксперты заверили: мол, всё у них в норме. Но все же понимают: проект нередко расходится с реальными делами. По разговорам, на площадке планируется аналогичное приводовскому «Монолиту» производство, где будут использоваться формальдегидные смолы, а значит, неизбежны выделения фенола и других вредных для окружающей среды веществ. Нас уверяют: мол, в планах - ремонтная мастерская. Но и в этом случае выбросы будут.
Проблема обозначена на всех уровнях власти, вплоть до губернатора. Каков выход? Я считаю: предпринимателям, построившим объекты вблизи пруда, надо нести какие-то компенсационные обязательства в плане тех задумок, которые были у города раньше. Они должны обеспечить горожанам выход к водоёму. Сегодня от них получено принципиальное согласие на обустройство берега пруда в рамках долевого участия с администрацией города. Давайте смотреть на вещи реально: городу не хватит и пятидесяти лет, чтобы привести в порядок ту часть береговой зоны. Это с одной стороны. С другой – если мы вообще не будем развивать никакое производство, то и зона отдыха никому не будет нужна. Что же касается производства, то концентрация загрязняющих веществ (та, что нам представлена) несоизмерима с выбросами от нынешнего автотранспорта.
Кстати...
В апреле Гидрометцентр предоставил информацию о состоянии воздушного бассейна Лысьвы. Мониторинг показал: есть превышение среднемесячного показателя по окислам азота и фенолформальдегида.
Главная причина загрязнения воздуха – плохие дороги и растущий поток автотранспорта.
Социальные комментарии Cackle