22
Декабря
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Круглый стол не помог в решении вопроса: «Когда же в домах появится горячая вода?»

16.07.2011Валентина КОКШАРОВАГорячая тема

Собраться за круглым столом депутатов Земского собрания и Думы городского поселения заставила… горячая вода, а точнее, её полуторамесячное отсутствие. За стол переговоров сели руководители ООО «ЛМЗ-Энерго», МУ «Служба заказчика ЖКУ», представители управляющих компаний. Хотя слово «переговоры» здесь даже неуместно. Разговоры, обсуждение – точнее. Ведущий круглого стола глава района Виктор КОМАРЕНКО тему для этого обозначил весьма широко – «Организация теплоснабжения в Лысьве». Человек, далекий от этих вопросов, наверное, изумился бы: а что ещё организовывать – все давно организовано и работает?
Плохо работает, коли отключение горячего водоснабжения летом стало уже нормой. Но нынче система дала не просто сбой – наступил полный коллапс. Глава считает: системная ошибка, допущенная когда-то при организации теплоснабжения города, должна быть исправлена. На это уйдёт не один день, неделя, а может, и месяц.
Разговор получился бурным. Эмоции хлестали через край: депутаты, по большому счёту, пришли в конференц-зал администрации в надежде получить информацию о том, чем же завершится межхозяйственный спор и когда народ сможет помыться? Однако, наговорившись досыта, они расходились, раздосадованные на законодателей и местную исполнительную власть.

Закон что дышло...

В нормальном государстве все межхозяйственные отношения в сфере обеспечения потребителей коммунальными услугами регулируют прозрачные и понятные законы. Россия уже почти десять лет создаёт новую правовую базу, но что-то у думцев и правительства это получается неважно. Каждый год в Жилищный кодекс РФ (принятый в 2003 году, а в действие введенный в 2005 году) вносятся поправки. Последняя появилась в июне 2011 года. тем не менее, жизнь показывает: много вопросов до сих пор просто не отрегулированы законодательно и требуют дополнительных решений.
В июле 2010 года принят закон         № 190 «О теплоснабжении». Он ещё толком и работать-то не стал, а законодатели его уже «перелопачивают». В июне снова новые изменения и дополнения. Плюсом к нему должна быть принята масса нормативно-правовых актов. Есть закон 2004 года «О регулировании цен и тарифов», который неоднократно подвергался доработкам. В итоге цепочка, по которой до нас с вами доходят тепло и горячая вода, подвергается постоянной «атаке» со стороны изменяющегося законодательства.
Виктор Комаренко начал диалог с участниками круглого стола именно с этого. А потом на протяжении двух часов разговор «крутился» вокруг законодательства. Более всего – вокруг ФЗ № 190.
Простой потребитель читать его, естественно, не будет. Он и так знает: есть производитель (в данном случае ООО «ЛМЗ-Энерго»), который поставляет тепло и горячую воду в сети, находящиеся в пользовании службы заказчика. Она транспортирует ресурс потребителям (УК, ТСЖ, предприятиям и организациям), управляющие компании обеспечивают услугой конечного потребителя, т.е. нас с вами.
Платежи идут в обратном направлении: потребитель – УК – теплосетевая организация (служба заказчика) – производитель.
По мнению Виктора Комаренко, это очень неэффективная система: процесс производства тепловой энергии и её потребление происходят одномоментно, а расплачиваются с производителем в последнюю очередь. Энергетики поставлены в более сложную ситуацию ещё и потому, что поставщики газа и электроэнергии требует с них предоплату. Такая вот сложилась практика взаимоотношений с монополистами.
- У управляющих компаний есть возможность рассматривать поступившие платежи как собственные средства, - сказал глава района во вступительной части круглого стола. - Пока все остальные в этой цепочке «отщипнут» по кусочку от финансового потока, до производителя доходит неполный «кусок». Это понимают все, в том числе и на краевом уровне. В июне внесены изменения в ЖК и в ФЗ № 190, которые дали возможность выйти из этой последовательности сбора платежей и перейти к прямым договорам.
Глава предложил новую схему организации теплоснабжения в городе и прохождения платежей. В ней три принципиальных момента. Во-первых, единая теплоснабжающая организация (пока неясно какая, а может, их будет несколько) заключает договор напрямую со всеми обратившимися к ней потребителями. Во-вторых, теплосетевая организация (служба заказчика) выступает в двух ипостасях: транспортировщика и теплоснабжающей организации, и только. В-третьих, появляется расчетно-кассовый центр (РКЦ), через который пойдут финансовые потоки (платежи).
Сказать, что собравшиеся восприняли данное предложение с непониманием – значит, ничего не сказать.
Депутаты зашумели:
- Какая разница? Была служба заказчика - станет независимый РКЦ. Что это будет за организация?
- Насколько изменится тариф при введении новой схемы, есть ли предварительные расчёты? Во что это выльется для потребителя?
- С точки зрения потребителя мне все равно кому платить. Мне нужны тепло и вода, а чего вы там «химичите» - не интересует. В конце концов, есть администрация, обязанная следить за тем, чтобы на территории не возникало таких вот скандальных ситуаций.
- Я как потребитель должен получить воду, прийти с квиточком в банк и оплатить эти услуги, а вы решайте, чтобы было удобно! Кстати, где администрация? Почему её здесь нет? Что касается управляющей компании, то она должна быть вне финансового потока.
Виктор Комаренко терпеливо разъяснял:
- Предложений по РКЦ поступило много, будем выбирать. Этот центр - своего рода управляющая компания. В Чусовом, например, эти дела отдали пермской компании, хотя там и Сбербанк предлагал свои услуги, и почта хотела бы выступить в роли РКЦ. Я потому и говорю: независимый РКЦ.
Что касается роли администрации, хочу напомнить: администрация и органы самоуправления из этой цепочки выведены. Администрация как собственник муниципального жилья, как потребитель может принимать какие-то решения - и только.
Разговоры о новой схеме теплоснабжения в администрации района и города начались ещё в прошлом году, когда появился ФЗ № 190. Отныне согласно ему развитие систем теплоснабжения в каждом муниципалитете будет опираться исключительно на «индивидуальные» схемы теплоснабжения, разработать которые должны органы местного самоуправления. К новому закону на федеральном уровне (к концу 2010 года) должны были появиться 32 нормативно-правовых акта: разъясняющих, помогающих, растолковывающих. Но они не были приняты! - заключил Виктор Алексеевич..
В первом квартале премьер В.В. Путин подписал часть нормативно-правовой документации, во втором не появилось ни одного акта. В связи с этим, по словам главы города Виктора Михайлова, администрация ждать не стала и пошла по такому пути. Есть существующая нормативная база. На её основе был разработан новый проект теплоснабжения и определены теплоснабжающие организации – ООО «ЛМЗ-Энерго», ООО «Капитал-Энерго» и МУ «Служба заказчика». По закону они имеют право на заключение прямых договоров с потребителями (УК, ТСЖ, магазинами, школами, детсадами, больницами и т.д.) на поставку тепла и горячей воды. Имеют – не значит обязаны. А вот в статусе единой теплоснабжающей организации они уже обязаны это сделать. Но сегодня до сих пор нет критериев определения, что такое «единая теплоснабжающая организация». Вот это понятие и толкуют  кто как может. Одни считают: «единая» - значит, как перст – одна. Другие - что в каждом районе своя теплоснабжающая организация, она для него и есть единая.
Чтобы не тянуть время и чтобы у теплоснабжающих, и транспортирующей организаций не появились проблемы с утверждением тарифов в РЭКе, после неоднократных переговоров в администрации района и у прокурора появилось решение сити-менеджера района. Им предписано: двум администрациям - района и городского поселения – определиться с понятием теплоснабжающей организации и приступить к созданию рабочей группы по разработке всех этих документов. Срок, согласно распоряжению А. Гончарова, - 10 сентября.
У производителей тепла на сей предмет своя точка зрения. В частности, гендиректор ООО «ЛМЗ-Энерго» Олег ГУСЕВ считает: схема теплоснабжения является краеугольным камнем, вокруг которого строятся все отношения хозяйствующих предприятий. Сегодняшние, если посмотреть с точки зрения нового закона, действительно, ему не соответствуют. Их нужно выстраивать по-новому, но после того, как появятся все нормативно-правовые акты федерального центра, а их появление ожидается не раньше ноября-декабря. Поэтому на все обращения потребителей относительно заключения договора на поставку воды и тепла в ООО «ЛМЗ-Энерго» отвечают отказом.

Вопросы есть - ответов нет

Сложилась, прямо скажем, парадоксальная ситуация. Своим постановлением в июле глава администрации Александр Гончаров освободил МУ «Служба заказчика ЖКУ» от обязанностей финансового оператора, оставив её в статусе теплоснабжающей организации и транспортирующей компании. Проще говоря, договор с ООО «ЛМЗ-Энерго» по оплате за поставленный ресурс прерван в одностороннем порядке. Служба заказчика платежами за тепло и горячую воду больше не занимается. Долги с неё, конечно, никто не спишет. Она будет расплачиваться с энергетиками постепенно.
У депутатов возник вопрос: а кому сейчас перечислять платежи за тепло и горячую воду? МУ «СЗ ЖКУ» этим не занимается, РКЦ не создан, прямой договор теплоэнергетики не заключают… Вопрос повис в воздухе. Да и сомнения депутатов одолевают: не накопит ли предлагаемый РКЦ те же долги, что и служба заказчика?
Если честно, продраться сквозь законотворческие буреломы, «наваленные» без конца меняющимся законодательством, весьма сложно. Депутаты признавались: объяснить простому человеку, у которого полтора месяца нет горячей воды и помыться негде (в городе не работают общественные бани), что, помимо долгов, эту проблему усугубило ещё и несовершенство законодательной базы, невозможно.
Директор ООО «Управление ЖКХ «Лысьва» Светлана ТАТАРЕНКОВА не скрывала своего возмущения-недоумения:
- Исполнения обязательств по договору собственники требуют с управляющих компаний. Служба заказчика как поставщик ресурса договор прервала, а металлурги сказали: мол, не будем с вами договор заключать. И что дальше? У нас есть договор управления. На его основании УК осуществляет поставку горячей воды. Сегодня вдруг объявляют: мол, будет некое РКЦ, да ещё независимое...
Её поддержал Андрей ТУНЁВ, депутат гордумы:
- У нас куча долгов между организациями, отсутствие горячей воды у населения. Есть «письма счастья» от Павла Анатольевича Дерягина о том, что с 1 июля он прекратил договорные обязательства с «ЛМЗ-Энерго». А дальше что? Кто рассчитается за поставленные энергоресурсы? Вместо того, чтобы решать конкретную проблему, рисуем схемы!

Сегодня нет воды, завтра можем без тепла остаться?

Участники круглого стола поддержали выступающего. Виктор Комаренко настаивал:
- В формате круглого стола не решаются текущие проблемы. Здесь лишь согласовываются позиции. Да, воды нет. Но пока мы принципиально не решим проблему выстраивания взаимоотношений всех участников рынка в вопросах теплоснабжения, ситуация так и будет повторяться из года в год. Это системная ошибка, и мы должны её исправить.
Андрей Тунёв не согласился:
- До начала отопительного сезона остается два месяца. Если мы сейчас не решим текущие вопросы - сорвем его. Считаю: главные вопросы – текущие. Мои предложения: первое – решение, которое приняла администрация, из-за которого Дерягин с Гусевым остались один на один для выяснения отношений, - неправильное. Администрация как власть, полномочная решать все вопросы в городе, должна вместе с заинтересованными сторонами принять решение, которое устроило бы и меня как потребителя, и «ЛМЗ-Энерго». Составьте для начала план действий, наметьте конкретные мероприятия и ответственных за из выполнение.
Второе –  нам предлагается новая единая схема теплоснабжения. Хорошо! Но для начала нужно собраться рабочей группой и всё прописать, просчитать, лишь тогда вести конкретный разговор.
Сегодня у нас нет горячей воды, а завтра не будет тепла? Я предлагаю депутатам: поручить администрации города подготовить конкретные предложения выхода из тупика и вынести обсуждение этого вопроса на городскую Думу. 

 Были сети в реалии, стали на бумаге?

Словом, обсуждали тему почти два часа. Цитировали закон, службе заказчика досталось: мол, куда ушли деньги, собранные за тепло? На что Павел Дерягин парировал: дескать, не раз предлагал вам создать рабочую комиссию и проверить, на что служба заказчика тратит средства. Мол, сами же загнали предприятие в убыточное состояние, заведомо снизив ей тариф. За два года убыток – 45 миллионов только на разнице тарифов плюс ежегодный недосбор с населения в 3%, а это - 15 миллионов рублей...
Говорили и о том, как наказывать неплательщиков, спорили, можно ли признать «недобросовестным плательщиком» весь дом, если в нем несколько должников? А вот главного ответа на вопрос – появится ли этим летом в квартирах лысьвенцев горячая вода - так и не дождались. Снова и снова в адрес гендиректора Олега Гусева летели стрелы-вопросы: почему металлурги так противятся прямым договорам?
Он ответил:
- Никто не противится, просто есть вопросы. Мы начали их рассматривать, создали рабочую группу, но вы взяли и вывели из цепочки теплосетевую организацию до появления нормативно-правовых документов. Возникает вопрос: а кому на самом деле сейчас принадлежат тепловые сети? Кто их куда принял, и чьи полномочия - города или района - осуществлять контроль за ними?
Второй вопрос задаю себе: есть глава района, у которого была теплосетевая и теплоснабжающая организация. Он оставляет за ней часть функций теплогенератора и транспортировщика. А если директор АК ЛМЗ выпустит постановление, в котором скажет: «Всё! «ЛМЗ-Энерго» - сегодня не теплоснабжающая организация» - что тогда делать? Ситуация такова: совершены определенные действия, а мы сейчас сидим и думаем: куда платить (месяца два денег не будет ни у СЗ, ни у нас)?
Юрист АК ЛМЗ Ольга Анисимова подтвердила:
- Требование ТСЖ, УК заключить договор напрямую с «ЛМЗ-Энерго» выполнить невозможно: у теплоснабжающей организации отсутствует прямая присоединенная сеть, а есть только опосредованная. Доставить горячую воду в ведрах непосредственно управляющей компании мы не сможем.
А гендиректор в ответ на критику властей ответил жестко:
- У меня нет тарифа на поставку воды населению. Тарифа на транспортировку горячей воды у Дерягина тоже нет. По какой цене поставлять ресурс? Когда тариф утвердят, тогда и разговор будет. Пока же я не имею права оказывать эту услугу.
Светлана Татаренкова вновь задала вопрос, который остался без ответа:
- Воду отключили за долги. Сейчас вы её не поставляете, потому что нет договора на транспортировку и нет тарифа. Что нужно сделать, чтобы Олег Валерьевич дал воду? Мы являемся управляющей организацией, и все вопросы население задаёт нам. А у нас же предусмотрена ответственность за непредоставление услуги. Спасибо хоть собственники понимают: не наша вина в том, что нет горячей воды. Второй момент: мы получили отказ от заключения прямого договора на поставку горячей воды. Служба заказчика прекратила свои полномочия как энергоснабжающая организация. Что делать? В суд обращаться бесполезно: откажут, потому что у производителей нет присоединённых сетей...
А Александр СОЛОМИН, депутат Земского собрания, завершил:
- Целью нашего круглого стола было ответить на три вопроса: когда будет горячая вода? Когда будет погашен долг и как сделать, чтобы этот долг не возникал? Я ни на один вопрос ответа не получил. Что скажу своим избирателям?!
Формально же заседание за круглым столом завершилось принятием резолюции. В ней намечен план дальнейших действий перестройки системы теплоснабжения города и приведение её в соответствие с новым законодательством.

Есть мнение? Выскажи!

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

16 апреля губернатор края Дмитрий Махонин выступил с ежегодным посланием об итогах и планах социально-экономического развития региона
Не упустите возможность воспользоваться господдержкой, чтобы подарить детям незабываемые каникулы
задал Президент в послании к Федеральному Собранию
Яндекс.Метрика