Мечтой о собственном райском уголке рано или поздно загорается каждый из нас. Но почему пока мы молоды и полны сил, не стремимся создать этот рай, а бежим в пыльные и агрессивные чужие города? Наверное, нам не хватает мудрости, чтобы осознать: пригодиться можно и там, где родился.
У 24-летних парней - Александра и Андрея ВАЖЕСОВЫХ (на фото), начинающих предпринимателей из Новорождественского, - хватило и сил, и мудрости, чтобы организовать на родной земле собственное дело.
Если работать, так на себя
В прошлом году по программе содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан ребята получили годовое пособие по безработице: Андрей - на откорм крупного рогатого скота, а Саша - на разведение индоуток. Закупили скот и птицу - и дело пошло. Благо, свободной земли в деревне хватает - есть где развернуться.
Сегодня ребята - самые молодые фермеры в нашем районе. Их желание трудиться на земле - скорее, исключение из правил. Молодёжь не то что из деревни - из города бежит: мол, ни перспективы, ни возможностей, ни развлечений.
- Бежит, - подтверждают братья. – Когда-то у нас, в Новорождественском, столько молодёжи было, а теперь - не поверите! - трое парней нашего возраста осталось. Кто-то уехал на заработки, кто-то подался на учёбу в Лысьву, а есть и те, кто кроме как бутылкой, ничем не вдохновляются.
Идеей собственного бизнеса Александр и Андрей загорелись недавно. После школы поступили в лысьвенский техникум, окончили по специальности «Обработка металлов давлением». Несколько месяцев ребята работали в кузовном цехе «Форвард-авто», готовили автомобили к покраске. Потом - служба в армии. Ну, а там пришла пора подумать о хлебе насущном.
- В «Форвард-авто» мы получали 10 тысяч. Разве это деньги?! - объясняет Андрей. – Квартиру снимешь, а на что жить? Решили: если уж работать, так на себя! Встали на учет в центр занятости, написали бизнес-план, защитили и получили субсидию.
Конечно, государственная поддержка (чуть меньше 60-ти тысяч рублей) невелика, особенно если учесть, что с этих денег надо уплатить налог. Молодые бизнесмены признались: одной взятой суммы хватило на приобретение тонны комбикорма и двух телят. Но всё же это лучше чем ничего. если ты с головой и руками, можно и с этого начать.
Сейчас в хозяйстве Важесовых, помимо андрейкиных бычков да сашкиных индоуток, другой живности хватает. Корова (как в деревне без неё?), свиньи, куры, цыплята-бройлеры. Пока родители на работе (мама Светлана Александровна - воспитатель в детском саду, папа Сергей Михайлович трудится в военкомате), парни за всем приглядывают, обязанности не делят, друг другу помогают.
- Картошки посадили гектар. Техники особой нет, большую часть работ выполняли вручную – пололи сорняки, окучивали. Урожай пойдет на корм скоту, - делится планами Александр.
«Горожане все дома у пруда скупили»
Мы сидим на лавочке во дворе дома Важесовых. Рядом, важно переваливаясь, гуляют те самые индоутки. В загоне под навесом прячутся от солнышка цыплята. А бычков мы уже посмотрели, они живут в недавно купленном доме на берегу пруда, где ребята организовали конюшню, а рядом - леваду. Родители «подкинули» сыновьям «ГАЗельку» - должны же быть у начинающих фермеров «колёса».
- Трудно, наверное? – обращаюсь к собеседникам.
- Мы трудностей не боимся, - улыбаются братья - оба светлоголовые, симпатичные (кстати, они двойняшки). – С детства привыкли работать. У нас всегда полный двор скота был, меньше двух коров никогда не держали. А трудности везде есть. Цены на комбикорм, к примеру, в 3 раза выросли. Когда мы только начинали, килограмм 2 рубля 60 копеек стоил, а зимой до 12-ти подскочил. Сейчас 8 рублей. Это тоже немалые деньги. Покупаем тонну комбикорма в месяц, а год назад могли на эти деньги 6 тонн купить. Сено надо заготовить, дрова… В леспромхозе выписывают делянку на 40 кубов, а дальше дело твоё – пили, руби, вези – всё сам. В общем, работы хватает.
- А как же отдых, развлечения? Ведь молодым хочется погулять, – смущаю собеседников.
- Друзья из города приезжают, - отвечает Андрей. - На пруду рыбу ловим, шашлыки жарим. В деревне на свежем воздухе отдыхать гораздо лучше. Горожане уже давно это смекнули: все заброшенные дома около пруда скупили. Приезжают на рыбалку, на пикник. В пруду рыбы навалом: окунь, сорога, щука, карп...
Одно плохо в деревне: невест нет. Но ребята и здесь не теряются - едут в город. Правда, если загулял, потом никому не жалуйся - подъем в 6 утра: скотина во дворе мычит, есть-пить требует.
Дождливая осенняя погода для начинающих фермеров – праздник: это единственное время, когда можно побездельничать, посидеть в Интернете. Правда, работает он с перебоями. К сожалению, Новорождественское поселение - единственное в нашем районе, где до сих пор нет сотовой связи...
«Тонущее» Новорождественское
За то время, что я гостила у Важесовых (а это часа два), увидела всего три живые души на всё село: рыбака на пруду, мужичка на тракторе да женщину, собирающую землянику на угоре. А ведь это будний день! Такое впечатление, что Новорождественское, действительно, вымирает. Никто не перекидывается приветливыми словами с соседями, не обсуждает житьё-бытьё на лавочке, не вкалывает в огороде, не заготавливает корма скотине. Я уже не говорю о шуме тракторов да комбайнов на бывшем колхозном поле. Полное затишье...
А ведь когда-то село славилось мощным сельхозпредприятием, строились дома, асфальтировались дороги. Теперь только школа и детсад, как два остова затонувшего корабля, напоминают о прошлых созидательных временах...
- Как в таком селе, где на улицах даже людей не встретишь, бизнес развивать?! – искренне изумляюсь я.
- Так мы и хотим, чтобы в деревню снова люди потянулись! - не менее искренне восклицает Саша. – Если б можно было хотя бы небольшую ферму построить, чтобы у людей работа появилась! Зарплата даже в 10 тысяч рублей устроила бы многих. Мужики не стали бы мотаться по стройкам да по вахтам, а жили бы в родной деревне. Вспоминаем детство, и хочется жить, как раньше...
Чтобы жить, как раньше, нужно приложить массу усилий. И парни это прекрасно понимают. Они мечтают о собственной ферме, но не только ради личного интереса, а ради всех, ради села. Планируют расширять своё пока небольшое поголовье скота и птицы, чтоб не только на хлеб хватало, но и на масло оставалось. Мечтают и о собственных домах (пока ребята живут под родительской крышей). Пытались даже участвовать в программе «Сельское жильё», но неправильно оформили документы.
- А что же со сбытом продукции? Куда реализуете мясо? – спрашиваю и сама понимаю: это больной вопрос для многих частников и даже сельхозпредприятий.
- Трудно со сбытом, - вторят моим мыслям фермеры. - Ищем покупателей самостоятельно, хотя неплохо бы в районе иметь организованный сбыт. Хочется, чтобы лысьвенцы покупали продукцию местных производителей, и чтобы у нас появился, наконец, фермерский рынок – полноценный, большой, удобный.
Тему помощи государства также не обошли стороной. И на этот счёт молодые фермеры имеют собственное мнение:
- Вот мы, к примеру, хотим расширяться, строиться - нужен лес, а его не дают. Мы вчера за дровами поехали, так за нами уже лесничие на машине: мол, кто такие, куда, зачем? Если бы государство помогало селу, такого пьянства и безработицы не было бы.
Без души нет дела
Из всего разговора с симпатичными, умными парнишками особенно зацепила одна фраза: «Надо, чтобы у человека душа лежала к скоту и хозяйству, а без этого никакого дела не получится...».
Жаль, что всё меньше остаётся в деревнях тех, у кого и к скоту, и к хозяйству душа лежит. Всё больше путь-дорожка молодых лежит туда, где и о душе-то забывают...
- А для себя лично чего хотите? – мой последний вопрос ребятам.
- Собственный дом, ферму и технику. Работать на себя и ни от кого не зависеть, - делится заветным Андрей.
Александр подхватывает:
- Дом на пруду, и чтобы плотик спускался прямо в воду...
Я мысленно дорисовываю картину: за домом – яблоневый сад, чуть вдали - пасека, где в ульях копится душистый медок. В воде упрямо барахтаются утята. А на лугу пасутся и кони, и коровы...
Цифры и факты
Программа «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» начала работать в Лысьвенском районе с 2009 года. За это время субсидии получили 140 человек (в 2009-м – 19 человек, 2010-м – 86 человек, 2011-м – 35 человек). Создано 44 дополнительных рабочих места.
Субсидии предоставлялись на откорм КРС, овощеводство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, кролиководство, овцеводство, создание тепличного хозяйства. А также на открытие детского центра, автосервиса, предприятия по производству пенобетона и шлакоблока, ремонта помещений, на швейные ателье, парикмахерские, косметические кабинеты, на организацию фотоуслуг, услуг такси, грузоперевозок и праздников.
Социальные комментарии CackleВ 2011 году состоялось 7 заседаний территориальной межведомственной комиссии, где рассмотрено и одобрено 49 бизнес-планов и 2 дополнения к бизнес-планам на 70 субсидий (в том числе на 21 дополнительное рабочее место). Запланировано предоставить 100 субсидий. Основные участники программы – сельские жители.