4 февраля состоялось очередное заседание наблюдательного совета некоммерческого партнерства (НП) «Двадцать второй век». Члены НП обсуждали концепцию развития малого и среднего бизнеса на территории Пермского края. Эта концепция была вынесена на рассмотрение краевого парламента губернатором Олегом Чиркуновым и принята парламентариями. Основной тезис проекта обозначен желанием региональных властей развивать перспективные отрасли (ЖКХ, социальная сфера, сфера услуг), в том числе - за счет передачи их в управление малому и среднему бизнесу.
Напомним, что НП «Двадцать второй век» было создано в январе этого года. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», – подумали представители малого бизнеса Лысьвы и решили консолидировать свои силы, дабы включиться в глобальную экономику. Предприниматели здраво рассудили: пришло время конкурировать не друг с другом, а с сетями гипермаркетов, которые сегодня все активнее завоевывают рынки малых городов. Но это только одно из направлений деятельности некоммерческого партнерства. Всего их, исходя из предварительного устава, около десяти. А самое главное – поддержка и развитие социально-значимых проектов на территории Лысьвенского района.
Малое предпринимательство все активнее внедряется в социальную сферу. Сегодня в Пермском крае уже практически не осталось муниципального общественного транспорта, в частных руках сосредоточено большинство объектов жилищно-коммунальной сферы, в ближайшем будущем краевые власти планируют передать на аутсорсинг частному бизнесу здравоохранение, питание, содержание зданий и лабораторий. Предпринимательство формирует значительную долю налогооблагаемой базы небольших городов. И желание бизнеса поддерживать и развивать социальную инфраструктуру можно понять, точно так же как и стремление сформировать положительный имидж в глазах жителей.
Все зависит от того, как будут работать в этом направлении бизнесмены? Какие цели и задачи ставит перед собой партнерство?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо ознакомиться с уставом новой организации и более конкретно поговорить о предмете ее деятельности.
Итак, пункт первый: содействие продвижению и реализации товаров и услуг, производимых и оказываемых в Лысьве и Пермском крае на общероссийском и международном рынках.
«Ничего себе, на что замахнулись местные предприниматели!» - могут подумать лысьвенцы и будут неправы. Сегодня крупный бизнес идет по пути глобализации, то есть объединения в различные холдинги, концерны, корпорации. Так, безусловно, легче продвигаться на рынке, завоевывать ту или иную территорию. Хотя, по сути, рынок уже поделен. Война между малым бизнесом, действующим пока разобщено, и крупными игроками чаще завершается в пользу последних. Сетевики «забирают» часть платежеспособного населения. А что в таком случае делать местным коммерсантам, которые в течение 10-15 лет нарабатывали практику, искали своего клиента?
Ярким примером отстаивания собственных интересов мелкими предпринимателями стала ситуация со строительством в Перми нового гипермаркета сети «Метро». Первоначально огромный магазин должен был появиться в центре города. Но восставшие местные бизнесмены смогли убедить власть принять правильное решение: «Метро» подвинули на окраину - в район аэропорта Большое Савино.
Лысьвенские бизнесмены объединились не только для того, чтобы противостоять внешним экспансиям сетевых концернов, но и для того, чтобы самим искать новые выходы на рынки, в том числе и международные. А почему бы и нет? Наш малый бизнес, особенно промышленного звена, имеет достойную продукцию, которую не стыдно предложить зарубежным партнерам!
Пункт второй: участие в формировании фонда общественных инвестиций и пожертвований в социально значимые и общественные проекты, направленные на социальное развитие Лысьвы и Пермского края.
А вот это еще интереснее. Тем более, что пункт касается всех горожан: социум – это о нас. Что же может предложить лысьвенцам предпринимательство? Оказывается, очень многое. Собравшиеся озвучивали разные направления социальной бизнес-политики: благотворительность, поддержка культурных проектов, социальная реклама и промо-акции, развитие Интернет-технологий с привлечением молодого поколения и, наконец, самое главное – создание собственного культурного проекта в масштабах района. В пример приводился Кунгур, где ежегодные состязания воздухоплавателей приносят значительную прибыль в городской бюджет. Почему у нашей территории, имеющей мощнейший потенциал, нет подобного проекта, способного заинтересовать все слои населения? Пусть в нем пересекутся интересы различных сфер: культуры, спорта, образования, бизнеса и других.
Благотворительность. Наверное, к каждому предпринимателю хотя бы раз обращались за спонсорской помощью. Кому-то необходимы средства на операцию, а кому-то не хватает денег для проведения массового мероприятия. Кому, сколько и на что выделять средства – все это централизовано будет определять наблюдательный совет, который уже сформирован в структуре некоммерческого партнерства. Главное, чтобы средства, выделенные на благотворительность, расходовались эффективно – приняли решение бизнесмены.
Социальная реклама. Кто будет продвигать жизненные принципы и формировать взгляды будущих поколений, как не самые успешные и сильные люди? Ратуя за здоровый образ жизни, за настоящие семейные и духовные ценности, предприниматели поддержат национальные идеи, озвученные правительством.
Пункт третий: организация обучения и подготовки управленческих кадров для предпринимателей и юридических лиц Лысьвы и Пермского края.
Главный риск, который угрожает будущему экономическому росту – дефицит людских ресурсов. Страшен не столько сам дефицит, сколько отсутствие цивилизованных механизмов его компенсации, в том числе через внятную миграционную политику, программы переобучения и адаптации. И пока государство думает о том, как наладить эти механизмы, территории должны выстраивать свои собственные.
Кадровая проблема – это не только головная боль промышленных предприятий. Сегодня большинство бизнесменов сталкиваются с отсутствием специальной профессиональной базы у своих работников. Предприниматели отметили, что зачастую и самого желания учиться и трудиться у молодежи не возникает. Поэтому работать в этом направлении необходимо сообща.
Пункт четвертый: производство товаров и оказание комплекса услуг юридическим лицам, предпринимателям и физическим лицам, отвечающих целям Партнерства.
Это тоже личная прерогатива бизнес-класса. Многие из предпринимателей, особенно в начале карьеры, сталкиваются с правовыми трудностями. Нанимать собственного юриста затратно, а каждый раз обращаться к разным специалистам неэффективно. Собственный консалтинговый центр предпринимателям просто необходим. Что ж, он будет – решили они.
Пункт пятый: пропаганда и разработка общественно значимых программ и законодательных инициатив в интересах населения Лысьвы и Пермского края.
Предпринимательство твердо заявило: как мощнейший экономический ресурс оно будет оказывать влияние на решения власти. Но не ставить палки в колеса исполнительным и законодательным структурам, а работать сообща, поддерживать хорошие начинания, участвовать в краевых и районных программах. Кстати, о программах. Сегодня в крае на реализацию социально-значимых проектов отпущены десятки миллионов рублей. Почему бы Лысьве не принять участие в подобном проекте? Территория не должна терять свою самобытность, не надо превращать город в арену для политических сражений, - озвучивали свои мысли бизнесмены.
Пункт шестой: участие в создании и деятельности организаций, обеспечивающих рост занятости населения Лысьвы и Пермского края.
О занятости - разговор особый. Думаю, в ней заинтересованы сегодня все: промышленники, бизнесмены, власть, само население. Тут все просто: будет расти бизнес – будет больше рабочих мест. Думаю, в этом же пункте стоит упомянуть и такую вещь, как социальные гарантии. Легальная зарплата, оплачиваемый больничный, своевременный отпуск – все чаще элементарное соблюдение трудового законодательства расценивается при работе у частника как привилегия. И мало кто знает, что еще в 2003 пермская гильдия добросовестных предпринимателей приняла собственный кодекс чести, благодаря которому они смогли направить по стопам закона многих своих коллег. Лысьвенское некоммерческое партнерство будет действовать также в рамках закона и рассчитывает на поддержку и понимание большинства предпринимателей.
Члены наблюдательного совета НП, участники встречи предпринимательства с губернатором края Олегом Чиркуновым в июле 2007 года, вспомнили его слова о том, что приоритеты малого бизнеса должны быть отданы не только торговле, каждому важно найти свою экономическую нишу… Цитировали и министра торговли Пермского края Елену Гилязову, которая на последней встрече с лысьвенским предпринимательством говорила о необходимости объединения объектов малого и среднего бизнеса и о совместной работе с органами власти. Она подчеркивала, что любая вновь созданная структура сможет работать эффективно только тогда, когда инициатива будет идти снизу, в данном случае, от самих предпринимателей.
Объединившись, члены некоммерческого партнерства решили принять самое активное участие в разработке муниципальной программы поддержки малого и среднего бизнеса. Теперь этот проект интересен не отдельным коммерческим структурам, а целому партнерству, весомой движущей силе.
В заключение остается добавить: если бы предпринимательство не объединилось сегодня по собственной инициативе, завтра его бы кто-нибудь непременно объединил. Но это были бы уже другие люди, другие цели и другие приоритеты, как мне кажется, очень далекие от социальных проектов.
Цели и задачи
НП «Двадцать второй век»
- содействие развитию предпринимательства на территории города Лысьвы и Пермского края
- формирование современных предпринимательских объединений и всестороннее развитие соответствующих форм деятельности, обеспечение занятости и развития самостоятельности населения
- участие в реализации федеральных, региональных и муниципальных программ в области развития культуры, образования, науки, здравоохранения, развития физической культуры и спорта, жилищно-коммунальной сферы и в иных социально значимых областях.
Социальные комментарии Cackle