Ирина Литвина:
«Брошу всё и уеду в Урюпинск!»
Российские города вступают в эпоху жесточайшей конкуренции: за инвесторов, за туристов, а главное – за талантливых и профессиональных специалистов. И основное оружие в этой борьбе – создание уникальности города, проще говоря, брэнда.
На семинаре «Маркетинг Лысьвы-2011: идеи, возможности, технологии» в рамках первого ЛЭФ об этом рассказал руководитель сектора «Социальная политика и общественные коммуникации» московского фонда «Институт экономики города», гуру (учитель - прим. редакции) территориального брэндинга Денис ВИЗГАЛОВ.
- Я езжу по разным городам России и каждый раз вижу одно и то же: они, словно близнецы, похожи внешне и развиваются без идеи, - начал разговор с залом Денис Валерьевич. – А между тем репутация и уникальность места – важнейшие его активы. Нужно вылезать из «одинаковости»! Причём продвижением культуры, как главного градообразующего фактора.
В Европе сейчас просто бум тематических мест. И наши города тоже стали осознавать: надо чем-то выделяться. В качестве примера удачного российского брэндинга лектор привёл Великий Устюг. Устюжане распространили миф, что их город – родина Деда Мороза, создали его резиденцию, придумали целый сонм «морозных» родственников и помощников. Теперь в Устюг ежегодно стекаются тысячи туристов, за счёт чего развивается соответствующая инфраструктура.
Как же городу найти свою изюминку? Во-первых, на каждой территории есть свои культурные коды: выражения, кухня, архитектура, герои, мифы, на которых можно «сыграть». Во-вторых, нужно чётко понимать, на какую целевую аудиторию «код» будет рассчитан: на местных жителей в качестве повышения «градуса» патриотизма, на инвесторов, на туристов, на потенциальных горожан, чтобы привлечь в город «свежую кровь». В-третьих, необходимо продумать, кто будет брэнд распространять, лоббировать: горожане, СМИ, сторонние группы влияния (люди, когда-то жившие в городе, знаменитости, здесь родившиеся).
Брэнд – это возможность «вытащить» свой город и за счёт минусов. К примеру, возле одного немецкого города стоит огромная металлическая конструкция, служившая когда-то для добычи угля. Когда уголь стало выгоднее покупать, от производства осталась огромная площадка, заваленная металлоломом различных конфигураций. Власти долго думали, что делать с ненужной «махиной». Возникла идея создания на этом месте концертной площадки. Сейчас здесь проходят крупнейшие в стране рок-фесты, которым «железяки» придают особый антураж.
Брэнд – это возможность посмеяться над недостатками и сыграть на стереотипах. Пример – город Урюпинск. Его мэр как-то осознал, что он недополучает денег из-за каких-то странных русских стереотипов. Стоит инвесторам или крупным чиновникам услышать: «Я – мэр Урюпинска», как они тут же начинают относиться к нему несерьёзно. Тогда урюпинцам предложили наоборот «выезжать» на стереотипе: позиционировать себя как истинных провинциалов, рекламировать родной город как место, где сохранилась настоящая русская душа. Так родилась программа «Брошу всё и уеду в Урюпинск».
Брэнд – это «сумасшедшинка». Сами знаете, какой суровой славой пользуется Челябинск. Его жители решили показать другую сторону гиганта-металлурга, организовав необычный флеш-моб. В определённое время на городской площади собрались сотни челябинцев, надели жёлтые кепки и выстроились в огромный смайл. Так появился известный ролик «Челябинск улыбается миру». Кстати, создание роликов, клипов, фильмов, которые можно распространить в Интернете, – это ещё одна возможность «пропиарить» свою малую родину.
Но самое главное в брэнде – это любовь к своему городу как к самоценному явлению. В человеческом измерении – как к личности. Если горожане не любят своё место жительства и не готовы сделать для него что-то полезное или «сумасшедшее», любая идея брэнда развалится по крупицам. Нужно быть готовыми к тому, что бренд начинает работать не сразу, его идею надо «пестовать» и развивать годами. Для самих горожан здесь важен даже не столько результат, сколько процесс.
Денис ВИЗГАЛОВ:
- Меня часто спрашивают, как я отношусь к пермской «культурной революции»? Как специалисту маркетинга места мне эта идея нравится, хотя я знаю: многие пермяки относятся к ней негативно. Но зато о Перми заговорили везде! Думаю, эти красные человечки со временем войдут в учебники по городскому брэндингу.
Что касается Лысьвы, то мне здесь все говорят о каске. Это конечно, хорошо, это история. Но лично у меня каких-то особых восторгов каска не вызывает. Нужна мега-идея, в которой каска станет «кирпичиком» общей «пирамиды» брэнда.
Елена Кожевникова:
Русская глубинка в цене?
Семинар-тренинг «Современные средства продвижения качественно оформленных инвестиционных площадок», прошедший в рамках форума, стал поводом для часовой дискуссии. О чём спорили краевые чиновники и главы муниципалитетов?
Открытие новых производств - безусловная выгода для любой территории. Инвестиции - это дополнительные поступления в бюджеты муниципалитетов. Но как привлечь деньги и капитал, а главное - кто этим должен заниматься?
Начальник отдела инвестиционного проектирования ОАО «Агентство содействия инвестициям Пермского края» Лариса ЧЕРКАСОВА поделилась: сегодня сотрудники агентства работают по двум направлениям - собирают сведения о возможных инвестплощадках края и стараются удовлетворить запросы инвесторов, обращающихся к ним. Требования российских и зарубежных предпринимателей, предъявляемые к бизнес-площадкам, разные: наличие инфраструктуры, возможность аренды или приобретения земли (зачастую - не стандартного земельного надела, а определённой формы, например, круглой или треугольной).
Однако «тараканов» в головах инвесторов обсуждать не принято. Главное - пусть размещают свои производства на нашей земле. Но, к сожалению, по словам заведующей сектором привлечения инвестиций министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края Анны ВЕСЕЛОВОЙ, солидные зарубежные фирмы в очередь за нашими площадями не стоят. В этом году объём инвестиций края должен составить 6,5 млрд. рублей. Задача – привлечь на территорию крупнейших мировых лидеров. Пока же в край охотно идут ритейлы (сетевые компании), такие, как «Магнит», «Монетка», «Макдональдс». Из серьёзных достижений года – комбинат готового питания «МВМ» и итальянское производство лакокрасочных изделий «Mapei».
На семинаре не раз звучала мысль о том, что сегодня на российском рынке идёт настоящая война за инвесторов. Мегаполисы зарубежным бизнесменам уже не по нраву: смущает дороговизна земли и перенасыщенность промышленными и торговыми базами. Инвесторы положили глаз на российскую провинцию. Регионы - как на войне: кто «атакует» более выгодным вариантом для размещения бизнеса - тот и победил. Чтобы не проиграть, необходимо иметь в арсенале десятки, а то и сотни предложений. На это и сделали акцент краевые чиновники. Каждый муниципалитет должен сформировать перечень инвестплощадок с подробным описанием ресурсов, автодорог, формой владения землёй и зданиями.
Главы районов на проблему продвижения инвестплощадок посмотрели шире. Чтобы заманить «денежный мешок» на территорию, одного описания ресурсов недостаточно. Необходимо качественно подготовить площадку, чтобы выгодно её продать. Этим должно заниматься министерство промышленности, а не муниципалитеты, у которых даже на межевание земли денег нет.
- Необходимо на уровне правительства края принять закон, предусматривающий выделение средств на подготовку инвестплощадок, организацию той же инфраструктуры. Можно заложить их в бюджет фонда софинансирования расходов на краевые программы, - считает и.о. главы администрации Пермского района Владимир ВАГАНОВ.
Руководитель проекта «Индустриальный парк «Красный» Краснокамского района Олег ТРИШКИН поддержал главу:
- В Калужской области давно реализуется программа государственного частного партнерства, которая позволяет использовать бюджетные средства для создания инвестплощадок. Правительство области пошло дальше: они находят площадку, подводят инфраструктуру и говорят инвесторам: берите – земля стоит «ноль» рублей! Естественно, инвесторы выберут этот регион, а не тот, где всё необходимо делать с нуля.
В завершении встречи Лариса Черкасова поделилась информацией: Российский союз промышленников и предпринимателей представил анализ инвестиционного климата российских регионов с точки зрения иностранных инвесторов. Пермский край - в первой двадцатке рейтинга. Это обнадёживает: богатейший ресурсами край всё-таки замечают...
Игорь Михайлов:
Оказывается, туризма в провинции нет...
С межрегиональной конференции «Внутренний и въездной туризм Урала-2011» я вышел в некотором недоумении: оказывается, туризма в Лысьве не было, нет и в скором времени он вряд ли появится.
Наверное, звучит странно, но практически все выступающие только подтверждали тезис об отсутствии туризма на территории нашего района. Взять, к примеру, доклад о туристической и рекреационной политике Чайковского района. В последнее время в строительство инфраструктуры вкладываются сотни миллионов федеральных рублей. И она растёт как на дрожжах. Но говорить о развитии туризма, по словам начальника отдела экономического развития и промышленности администрации Чайковского района Ирины ОГЛЕЗНЕВОЙ, тем не менее, ещё рано.
Что же говорить о Лысьве, если у нас средства на развитие этой сферы в бюджет вообще не закладываются? Сожаление по этому поводу прозвучало в докладе главы района Виктора КОМАРЕНКО. Но в первую очередь, по его мнению, туризм нужно рассматривать как бизнес, а задача власти – помочь этому бизнесу развиваться.
Первым реальным шагом к коллективному решению задач по развитию туризма на Урале стало подписание многими муниципалитетами, в том числе и лысьвенским, договора об идеологическом и экономическом взаимодействии при реализации проекта «Чусовая России». В рамках этого интереснейшего и самого, пожалуй, масштабного проекта Урала будут вестись восстановительные работы в селе Кын...
Рассматривая в перерывах выставки и стенды, оформленные в основном участниками форума из других городов, в очередной раз убеждался: нет у нас туризма. Даже элементарной сувенирной продукции в городе никто не выпускает. Если бы не выставка книг, подготовленная центральной районной библиотекой, то взглядам гостей вообще не за что было бы зацепиться.
Читатель, конечно, может не согласиться и напомнить об уникальном музее Каски, о Шуваловском доме, о театре, парке и о многом другом, достойном туристского внимания. Да, у Лысьвы есть огромнейший потенциал, которому могут позавидовать и многие более крупные города. Но мы не знаем, что с этим потенциалом делать, как привлечь к нему любителей активного отдыха.
Сегодня в Лысьве нет чёткой программы, да, наверное, и понимания, каким образом можно развивать туристическую сферу. И дело даже не в отсутствии гостиниц, экскурсионного транспорта и специалистов (гидов, туроператоров, проводников и др). Лысьвенцы морально не готовы постоянно принимать у себя в городе гостей. Менталитет у нас иной. А так сразу его не поменяешь. Тем более, сам турист стремительно меняется.
Портрет современного туриста в своём докладе нарисовал руководитель сектора «Социальная политика и общественные коммуникации» московского фонда «Институт экономики города» Денис ВИЗГАЛОВ:
- Человек устал лежать на пляже, - сказал он. – Ему уже некомфортно. Ему неинтересно то, с чем можно познакомиться и в Интернете. Путешествие становится новым качеством жизни, а сам туризм переходит в персональный. Изменились и требования к городу, в который хотелось бы поехать...
Лысьва вполне могла бы стать мини-центром туризма, но этим нужно заниматься всерьёз и целенаправленно, имея общую концепцию. Нужно ли это городу и горожанам? Наверное, да, если учитывать провалы в производственном секторе. Главное, чтобы идею развития туризма поддержали все.
Таких площадок должно быть много
Насколько полезен был этот разговор на муниципальной площадке? Услышат ли мнения её участников те, от кого зависит принятие стратегических решений?
Владимир ВОЛКОВ:
- Таких площадок должно быть много. Всем известно, что муниципальные территории дотационные. Денег на нормальную жизнь в районах не хватает, и здесь надо многое менять, в первую очередь - бюджетную политику.
Муниципалитеты должны быть самодостаточными, а сегодня деньги уходят наверх. Это неправильно. Не могу сказать, когда у нас изменится эта политика, и тем не менее, у муниципалитетов должно быть желание искать новые формы развития, запускать какие-то проекты. Для этого необходимо поднимать инвестиционную грамотность и чиновников, и бизнеса и всячески её развивать. Поэтому таких площадок должно быть много.
Подобные форумы – это обмен интеллектуальными возможностями, свое-образный «котел», в котором варятся, а потом начинают соединяться идеи, проекты. И появляется свежее решение – как привлечь деньги.
Олег АНАНЬИН, исполнительный директор объединения работодателей «Бизнес-контакт»:
- То, что сегодня здесь прозвучало, с одной стороны - новый подход к решению проблем, с другой – взятые на вооружение идеи, которые мы в свое время продвигали через научную организацию труда. Другое дело, что в нынешней экономической политике не учитывается разность интересов между управленческой командой и собственниками. Управленцы, я думаю, хорошо понимают новые задачи и согласны на внедрение, но собственнику это не надо. Любое внедрение требует средств, и немалых. В моем понимании: модернизацию тормозит конфликт интересов между управленцами и собственниками.
Виктор КОЧНЕВ, директор ЛФ ПГТУ:
- На мой взгляд, любое общение всегда интересно и позитивно. Все эти технологии, методики хорошо известны специалистам высшей школы и студентам. Другое дело, насколько успешно они применяются на предприятиях. Мне было интересно это услышать от конкретных людей.
Дмитрий ДРОБИНИН:
- Мы всегда спрашивали бизнес: что вы от нас хотите? Что же вы молчите? По большому счету, от бизнеса чёткого ответа пока никто не услышал.
Считаю, что Лысьвенский экономический форум – своего рода инструмент муниципальной власти по формированию диалога с бизнесом. Мы друг друга услышали: власть краевая, власть местная, бизнес. То, что мы сегодня здесь, в Лысьве, сделали вместе, является толчком к будущим изменениям.
ОРГАНИЗАТОРЫ:
Исполнительный комитет МА «Большой Урал»
Администрация Лысьвенского муниципального района
Рабочая группа по формированию промышленной политики Лысьвенского муниципального района
Дирекция Национального инвестиционного форума «Муниципальная Россия»
ПОДДЕРЖКА:
Правительство Пермского края
Комитет Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления
Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края
Ассоциация малых и средних городов России
Есть мнение? Выскажи!
Социальные комментарии Cackle