Первый 15-градусный мороз осеннюю одежку пробивает, ветер слезу из глаз жмёт, снег под ногами хрустит. По Чусовой шуга идёт, шипит, забереги до середины реки наросли. Речная навигация закончилась. Добрые хозяева свои лодки загодя из воды вытащили, вверх дном на зиму опрокинули.
В день закрытия речной навигации на площадке строгановского завода открывается музей Чусовского флота.
Разноцветной, разновозрастной толпе ни мороз, ни ветер не страшны. Сейчас скажут торжественные слова, разрежут красную ленточку - и посмотрим, чем нас удивить хотят.
- Мы выиграли грант министерства культуры Пермского края на организацию музея Чусовского флота в селе Кын, - рассказывает директор муниципального музея Татьяна ГАЛКИНА. - Выделенные средства позволили нам привести в порядок половину здания цеха паровых машин и создать первую экспозицию. То, что вы видите сегодня, - только начало...
Экспозиция рассчитана на пополнение новыми экспонатами. Надо отметить, что в Кыну сохранилась старинная технология изготовления лодок. Лодки на еловых кокорах шьются так же, как барки для «железных караванов». Ежегодной традицией стал летний фестиваль лодок, во время которого проводятся мастер-классы как местными, так и приезжими мастерами. Каждый желающий может попробовать силы в лодочном мастерстве. Занятие достойное - и русские цари не чурались корабельного ремесла. А лучшие изделия найдут своё место в музее.
Каменное здание цеха паровых машин обрело вторую жизнь: половина его блестит новыми стёклами, вставлены ворота. А внутри, на полу из чусовского плитняка, разместились первые экспонаты: макет лодки-долблёнки, лодка-дощаник, сшитая по старинке, современная лодка, скреплённая металлическими уголками, кованый якорь.
- Часто бываю в Кыну, - делится впечатлениями начальник управления культуры Ирина КУЧУМОВА. - В последнее время замечаю: кыновляне по-другому относятся к своей истории, к своей малой родине. В сознании людей утверждается мысль, что Кын - это не захолустье, а чудесное, неповторимое место на Пермской земле.
После осмотра экспозиции кыновляне и гости отправляются погреться в клуб. В фойе всех ждёт дегустация рыбных блюд, плавно переходящая в «шведский стол»: рыба копчёная, рыбные пироги, уха, рыба на пару, какие-то замысловатые салаты с рыбой. И горячий чай. Согревшийся и подкрепившийся народ наполняет зрительный зал: концерт кыновской самодеятельности, состязание команд в остроумии. Зал уверенно отвечает на вопросы викторины о Кыне и чусовском сплаве.
Наша земля пропитана историей. Сколько отслуживших свой век предметов старины пылится на чердаках и в чуланах, ржавеет в земле и сдаётся в металлолом. Сколько старых писем и фотографий выбрасывается на свалки или сжигается. Может быть, этим вещам место в музеях - районном, сельском, школьном? Там предмет превращается в артефакт, в частицу истории.
Если артефакт - застывший, омертвевший объект культуры, то артеакт - культурное событие, зрелище. Проходя сквозь сознание людей, артефакты оживают, усваиваются, становятся нашей внутренней сущностью, превращаются в артеакты. Открытие музея Чусовского флота стало для жителей Кына артеактом.
В Пермском крае есть несколько точек «подключения» человека к родной культуре: Хохловка, историческая часть Кунгура, Усолье, Чердынь... На наших глазах проявляется ещё одно «родимое пятно» Перми Великой - Кын-завод. И мы, кыновляне, - не только зрители, но и участники этого процесса.
Сергей ГРИНКЕВИЧ, педагог
Социальные комментарии Cackle