В течение двух первых недель ноября в «Искру» стали стекаться жалобы на работу городской поликлиники. Пациенты сетовали: к участковым терапевтам на ул. Революции, 34 невозможно записаться - приходится занимать очередь с раннего утра!
Делёж папок - по расписанию
Первым в редакцию обратился бывший военный фельдшер Александр Рылов.
- Сам некоторое время работал в поликлинике, но такого безобразия никогда не видел! - негодовал мужчина. - Я уже три недели занимаю очередь в 7.30 утра, чтобы взять талончик к терапевту для супруги. Возле регистратуры - столпотворение, ажиотаж. Ко мне подходили несколько человек, которые просто не могли стоять в очереди, потому что спешили на работу. Даже деньги предлагали, чтобы я их записал. Денег не взял - так помог. Да вы сами попробуйте записаться к любому участковому - всё и увидите!
В очередную пятницу спешу в филиал поликлиники на ул. Революции, 34.
9.30 утра. На втором этаже перед регистратурой толпится народ. «Наверное, это очередь к окошечку?» – решаю про себя. Протискиваюсь к нему. Нет, у окна регистратуры пусто. Народ ждёт, когда вынесут папки с листами самозаписи. Те, что успели первыми занять очередь, застыли над столом с шариковыми ручками наизготовку. Постепенно подходят всё новые пациенты, перекликаются, выискивая крайних к тому или иному терапевту. В основном звучат одни и те же фамилии.
- Раньше самозапись производилась в 8 утра, и народ мёрз на улице с 6 часов, занимая очереди, - горячатся ожидающие. - Теперь папки с фамилиями участковых выкладывают в 10 часов, а очередь приходится занимать в 8 утра (!), иначе к нужному доктору не попадёшь.
Наконец, ровно в 10 часов мед-сёстра регистратуры выносит заветные папки. Народ оживает. У первых в очереди есть преимущество: они могут записаться на приём к участковому в любой из дней следующей недели. Остальные записываются на свободные терапевтические часы. При этом создаются суматоха и неразбериха.
- Кто с папкой к Петровой? – кричат в одном углу.
- А где «Курдюкова»? – выкрикивают из другого.
Народ толпой бежит по коридору за женщиной, завладевшей очередной папкой.
- Это безобразие! – восклицает мужчина, только что поднявшийся на этаж. – Неужели нельзя придумать другую систему?
Свой терапевт некоторых не устраивает
В понедельник этот вопрос адресую и.о. главврача городской поликлиники Сергею ЮДИНУ. Разговор получился обстоятельным.
- Работа терапевтического отделения регламентирована приказом Министерства здравоохранения РФ № 584 и подразумевает участковый принцип, - начал Сергей Борисович. - То есть, за каждым терапевтом закреплено обязательное количество пациентов: от 1700 до1900 человек. Участковый врач формирует паспорт своего участка с указанием всех фамилий пациентов, составляет карту участка, и только при таких условиях он получает надбавку к зарплате (о которой так много говорилось) в 10 тысяч рублей. При отсутствии достаточного количества пациентов на участке (то есть, меньше 1700 человек) врач не может рассчитывать на прибавку. Сегодня у нас 34 терапевтических участка, за каждым врачом первичного звена закреплены свои пациенты. Но некоторых свой врач не устраивает, и они начинают «путешествовать» по кабинетам. Записываются не к своему доктору, создают очереди и проблемы тем, кто действительно нуждается в консультации терапевта.
Сегодня - у Иванова, завтра - у Петрова...
- Но разве у пациента нет права выбрать терапевта?
- Да, сегодня все козыряют законом, позволяющим по своему желанию выбрать врача первичного звена. Вот только, видимо, до конца закон никто не прочитал. В «Программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи» (раздел 5, пункт 1.1) прописано: «пациент имеет право выбрать врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача с учётом согласия врача, в соответствии с договором обязательного медицинского страхования, а также согласно порядку прикрепления населения для амбулаторно-поликлинического обслуживания». То есть, сам пациент просто так не может выбрать себе врача: сегодня захотел лечиться у Иванова, завтра - у Петрова, а послезавтра - у Сидорова.
Во-первых, врач имеет право отказать пациенту. Во-вторых, у терапевта уже есть свои больные, и нагрузка у него большая: обслуживание лечащихся на дому, приём в поликлинике, диспансерный осмотр, медкомиссии, ведение необходимой документации, в том числе паспорта участка и т.д. В-третьих, как быть в ситуации с вызовом врача на дом? Кто пойдёт на дом к пациенту, если он меняет терапевтов? И, наконец, льготное лекарственное обеспечение. Каждый врач первичного звена составляет на своих пациентов перечень необходимых им лекарств (эти списки утверждаются раз в квартал). Естественно, что пришедшему к нему новому пациенту он эти лекарства выдать не сможет.
Теперь об очередях. Почему они стали возникать? Не спорю: есть у нас врачи, которых очень любят пациенты. Есть, как они считают, плохие. Каждый хочет лечиться у хорошего доктора, но необходимо понимать: принять всех желающих эти врачи просто не смогут! Никто не запрещает пациенту, если он сомневается в правильности диагноза или хочет получить консультацию, скажем, у другого терапевта, прийти к нему на приём. Единоразово, за консультацией - пожалуйста! Но не постоянно менять специалистов!
Трудовой кодекс никто не отменял
- Пациенты жаловались, что для приёма каждому доктору отведено недостаточно часов, за день врач может принять только 10 человек?..
- Давайте рассмотрим и эту ситуацию. Для терапевтов Трудовой кодекс никто не отменял, их работа также регламентирована, как и у людей других профессий и специальностей. На приём пациентов терапевту отводится четыре часа, один час – на повторных больных. За остальные три часа терапевт может принять 12 пациентов (по 15 минут на каждого).
Кроме того, ни один врач не откажет пациенту в экстренной медицинской помощи. Для этого у нас есть кабинет доврачебного осмотра. Если пациент нуждается в экстренной помощи, врач кабинета доврачебного осмотра его примет и, если есть необходимость, лично приведёт к терапевту.
Добавлю и ещё один немаловажный факт: в программе госгарантий на бесплатную – подчеркиваю: бесплатную! - медицинскую помощь (пункт 1.3.) написано: «очередность приёма плановых больных составляет 14 дней». А у нас все хотят попасть на приём сейчас и немедленно!
Из трёх поликлиник очередь - в одной
- И всё-таки, может, стоит продумать какую-то другую систему записи к терапевтам?
- Мы уже испробовали всё: талоны, телефонную запись, электронную регистратуру. Талоны – это утренняя очередь в несколько витков, делёжка, ругань и нервотрёпка. Систему самозаписи мы позаимствовали в пермских поликлиниках, и там она успешно себя зарекомендовала, потому что удобна и прозрачна. Лежат папки на столе - в любое время заведующий терапевтическим отделением может проверить: к какому врачу идёт запись, сколько пациентов записалось, проконтролировать, чтобы ни один час у терапевта не выпал из графика. Что касается времени, когда выкладываются журналы самозаписи, то 10 утра – время экспериментальное. Мы пробовали выкладывать папки в 8 утра, но тогда люди приходили к 6-ти часам и чуть не выносили двери, требуя у сторожа их впустить. Одно время выкладывали папки в 13 часов. Пробовали разные дни: понедельник, пятница и даже ежедневно, но каждый раз в филиале на ул. Революции, 34 - очереди. Для меня эта проблема непонятна, потому что система самозаписи действует во всех филиалах поликлиники, и очередей в поликлиниках на пр. Победы и ул. Мира нет!
Я сам дважды присутствовал на записи к терапевтам. Наблюдал такую картину: выносят журналы самозаписи - девять минут «войны», и народ рассасывается. После этого открываешь журнал: к трём терапевтам все часы расписаны, остальные журналы полупустые. Думаю, выводы для всех очевидны...
Вместо эпилога
И всё-таки, считаю, вывод необходим. Сегодня государство предусмотрело элементарный пакет услуг бесплатной медицинской помощи (это прописано в программе госгарантий). Всё, что свыше, – платно. Существует и регламент часов посещений, и период ожидания плановой консультации. Хочешь сейчас и немедленно – раскошеливайся!
Сегодня люди не могут попасть на приём к терапевту, узким специалистам. Не исключено, что завтра нас ожидает худшая ситуация: год от года сокращаются ставки (когда-то в Лысьве принимали гастроэнтеролог, аллерголог, ревматолог, пульмонолог и прочие узкие специалисты, а теперь их нет); услуги, которые были бесплатными, переходят в категорию платных.
На сайте министерства здравоохранения Пермского края размещён проект «Развитие частного здравоохранения в Пермском крае». Согласно ему любое частное лечебное заведение может претендовать на предоставление медицинской помощи населению, тем самым «отхватывая» кусок денежного пирога у государственных поликлиник, ведь всё финансирование лечебных учреждений осуществляется через фонд обязательного медицинского страхования (т.е. за пациентом «приходят» деньги». А значит, в государственных больницах, принимающих пациентов бесплатно, ситуация усугубится.
Как бы нам того ни хотелось, но государство постепенно переводит поезд с надписью «здравоохранение» на платные рельсы. И не каждому удастся занять в нём плацкартное место...
Как попасть к ортопеду?
В мае мы были на консультации у пермского ортопеда (дочери 9 лет). Она отправила нас на обследование, с результатами которого ждала на приём. Когда мы получили все результаты, нам сказали, что у Лысьвы закончилась квота на ортопеда (это было в сентябре), и что попасть на приём к врачу можно будет только в январе 2012 года. Вы представляете, какая очередь будет в январе!
Мы с ребёнком не попадём на приём к ортопеду ещё, как минимум, три месяца. То есть, на три месяца, если не больше, отложится наше лечение (а мы стоим на учёте). Прошу главврача детской поликлиники пояснить: как планируются консультации специалиста? Думаю, эта проблема волнует не только меня, но и многих родителей.
СВЕТЛАНА, посетительница сайта «Искры».
Отвечает заместитель главврача центральной районной детской поликлиники по медицинской части Наталья ОБОРИНА:
- Детская поликлиника обеспечивает направление пациентов в краевые учреждения здравоохранения строго по показаниям, с учетом выделенных квот на основании приказов Министерства здравоохранения Пермского края и управления здравоохранения администрации Лысьвенского района.
Показания для направления определяет лечащий врач (участковый врач-педиатр, детский врач-хирург) по согласованию с заведующей отделением. За период с 1 января по 22 ноября 2011 года на консультацию по профилю «травматология и ортопедия» направлено 515 детей при квоте 470 посещений.
Несмотря на превышение квот, запись на консультацию не остановлена, ведётся в плановом порядке по записи, выкладываемой Пермской краевой детской клинической больницей. Сложности при записи возникают, когда врачи краевой больницы уходят в отпуск, на больничный лист, повышение квалификации и т.д. При этом доступность помощи снижается. Специалисты нашей поликлиники на данную ситуацию повлиять не могут.
При предъявлении направления от лечащего врача в кабинет медицинской статистики, в котором осуществляется запись, каждый пациент предупреждается об отсутствии травматолога-ортопеда и возможном длительном ожидании записи.
Если у вас возникает недоразумение по поводу записи, просьба обращаться к заведующей вашего отделения.