Ещё недавно участников Великой Отечественной войны в нашем районе были сотни, а сейчас - десятки. Ветераны уходят быстрее, чем о них пишут и говорят... Накануне даты прорыва блокады Ленинграда (18 января 1943 года - прим. ред.) хочется рассказать об одном герое - Николае Васильевиче Ермакове (на снимке).
И полетела домой похоронка...
В годы войны завод № 700 (ЛМЗ) осваивал производство снарядов и касок. 17-летним пареньком пришёл туда работать и Николай. В декабре 41-го ему исполнилось 18, и он стал настаивать на отправке на фронт: мол, все его сверстники на передовой, а он в тылу. Его долго не отпускали, но после разгрома фашистов под Москвой, где потери нашей армии были особенно велики, требовалось срочное пополнение войск.
В Лысьву стали поступать раненые. Николай жил в Октябрьском поселке, рядом с госпиталем, где работала его мать Ольга Никаноровна. Он видел страдания бойцов, но от мысли о фронте не отказался. 5 декабря его направили в военную часть под Москвой, а 20-го он уже принял присягу.
- Попал стрелком в 11-й гвардейский воздушно-десантный полк 5-й воздушно-десантной дивизии. Боевое крещение получил на Ленинградском, а затем на Северо-Западном фронтах при прорыве блокады Ленинграда, - вспоминает Николай Васильевич. - Тяжёлыми, с большими потерями были бои и под Новгородом. Затем - знаменитая Орловско-Курская операция. В одном из боёв мы получили приказ выбить противника из укрепленного рубежа под Ахтыркой. Немец хорошо оборонялся и не давал подняться. Многие сложили там голову, но Ахтырку мы всё же взяли.
Во время одной из атак помню: сильный грохот, яркая вспышка... Затем какая-то мощная сила швырнула меня на землю и похоронила заживо. Это было на глазах товарищей, которые затем сообщили в штаб о моей гибели. Родителям отправили официальное сообщение. Между тем солдаты из другой дивизии, подбирая тела погибших, заметили торчащие из земли сапоги. Откопали. Контуженного и раненого меня увезли в госпиталь. После лечения я оказался в 18-м гвардейском воздушно-десантном полку 7-й дивизии. Здесь получил звание старшины и был назначен командиром орудия - знаменитой сорокапятки. В составе дивизии с боями дошёл до Германии. Победу встретил в 65-ти километрах от Берлина...
Дивизия освобождала крупнейшие города Европы. В Румынии - Тимишоару, в Венгрии - Будапешт, в Австрии - Вену, затем были Чехословакия и Германия. Есть в этих победах и заслуга Николая Ермакова. Он награждён медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны 1 степени.
В списках не значится...
Службу Ермаков закончил в 1947 году и вернулся в родной город.
- Долго не мог привыкнуть к тому, что меня считали погибшим, - рассказывает ветеран. - Каждая встреча с земляками вызывала тяжёлые воспоминания. И все 65 лет я пытался разыскать однополчан, получить документальное подтверждение о прохождении службы либо о моей гибели. Куда только ни обращался, ответ был один: в списках 5-й ВДД Ермаков Николай Васильевич не значится. Было обидно...
С августа 2008 года по просьбе Николая Васильевича я тоже занимался поиском архивных документов и выявил уникальный случай. Оказывается, Лысьвенский РВК призвал на фронт двух Николаев Васильевичей Ермаковых! Один - 1925 года рождения, уроженец Лысогорского района Тамбовской области. Служил заряжающим в 170 танковом батальоне 1 танковой бригады. Погиб 13 октября 1944 года. Похоронен в Венгрии. Второй - 1923 года рождения, уроженец Лысьвы, призванный 5 декабря 1942 года. Последнее место службы - 11-й ВДП. По документам красноармеец погиб 22 августа 1942 года, в списках учёта награждённых по 5-й воздушно-десантной дивизии не значится.
Но далее в книге учёта рядового и сержантского состава 7-й ВДД есть запись: «Старшина Николай Васильевич Ермаков, 1923 г.р. Призван Лысьвенским РВК, прибыл в часть из 5-й СД, 9 июля 1945 года откомандирован в дивизию».
Кто из двух Ермаковых указан в списках погибших на стеле у Вечного огня в Лысьве - сказать трудно. Но фамилия внесена справедливо: это документально подтверждено в обоих случаях.
Архивный документ, подтверждающий службу и факт гибели в 11-м ВДП 5-й воздушно-десантной дивизии, вручен Николаю Васильевичу в день его 88-летия вместе с небольшим подарком от нашего комитета и «Россельхозбанка». Этого дня он ждал 68 лет и был бесконечно рад, что его слова нашли наконец-то документальное подтверждение.
Виктор КУЛАКОВ, председатель комитета ветеранов военной службы.
Социальные комментарии Cackle