Несколько месяцев назад «Искра» объявила о поиске ровесников газеты. К сожаленью, старожилов, доживших до столь преклонного возраста, в Лысьве немного. Но представьте наше удивление, когда глава Кормовищенского сельского поселения Иван Вятчанин сообщил: в марте жительница Ломовки Александра Петровна БРАЖНИКОВА отметила 100-летний юбилей! Разве можно обойти вниманием такое событие?
Любовь до епархии довела
Трудно представить, что может пережить человек за столь долгий срок! Наверное, в его памяти уже стёрлись файлы, наполненные картинками из детства и юности. Стёрлись краски, притупились ощущения, стала неразличимой вереница лиц. Но нет, оказывается: так уж устроена человеческая память, что всё дорогое сердцу хранится и 50, и 70, и даже 100 лет. Живое доказательство тому – сама Александра Петровна. Маленькая, сухонькая, улыбчивая - словно подснежник, оттаявший из-под холодных снегов. Оглядывает меня, согревая лучистой улыбкой, и вот сама – вся внимание, готова слушать бесконечные вопросы и вспоминать, вспоминать...
Слушать долгожительницу помогает её внучка Ирина Борисовна Юшкова, которая переводит мне... с русского на русский. Бабушка хоть и бодрая, но слышит плохо, да и говорит так, что понимаю её с трудом. И всё-таки не без юмора старушка, пытается шутить, припоминая былые годы. Звук её речи, словно запись на старой грампластинке, - с треском и шумом. А содержание совершенно уникальное и удивительно искреннее, хочется жадно ловить каждое услышанное слово.
- Я же в школу ни дня не хаживала. Тятя председателем сельсовета робил. Семья большая была, жили плохо - бедно. Муж-то меня молодюсенькую из дому взял - в 17 лет...
Мужу Александры Василию было в ту пору уже 26. К этому времени он успел 6 лет прослужить в армии.
Не без гордости вспоминает старушка, как добивался её крепкий, высокий (рост Василия был почти два метра) парень.
- С детства меня заприметил, - говорит Александра Петровна. – А я маленькая росточком была, вёрткая. Он в армию пошёл - и к бате моему: «Берегите мне девку эту, я её в жёны возьму».
Вернувшись в родную деревню, Василий сдержал слово: сосватал Александру. Но поскольку ей не было ещё и восемнадцати, повенчать молодых в церкви отказались. Тогда Василий и отец Александры Пётр Артемьевич отправились в Пермь, в епархию, чтобы испросить позволения обвенчаться молодым по всем православным канонам. Шли в Пермь пешком много дней. Вернулись домой с заветной бумагой.
Рассказывая эту историю своим внукам, баба Шура любит повторять: «Вот как любил-то меня Вася - до самой епархии дошёл!».
За всю жизнь суррогата не едала
К сожалению, долго радоваться семейному счастью Василию и Александре не пришлось: муж погиб на фронте в 1941 году - почти сразу, как призвали. Молодая вдова в одиночестве растила двоих ребятишек – сына Александра и дочь Анну. В войну было очень голодно и, конечно, трудно. Чтобы прокормиться, женщина работала и день, и ночь. Днём – в колхозе дояркой, ночью пекла хлеб для лесозаготовителей. Они платили за работу мукой, из которой Александра пекла лепёшки для своих ребятишек, чтобы не голодали в школе.
Однажды был такой случай: пришла к Бражниковым учительница и говорит: мол, что же, Александра Петровна, твои дети делают - меняют хлебные лепёшки на лепёшки из лебеды!
- Я только рукой махнула, - улыбается моя собеседница. - Надо же им и лепёшек из лебеды попробовать, коль хлебные не едятся. А я за всю жизнь суррогата не едала...
Под суррогатом разборчивая старушка подразумевает магазинную колбасу и прочие «красители-эмульгаторы». Ирина Борисовна поделилась: бабушка и нынче в еде разборчива, если ей какое-то «лакомство» из магазина не по вкусу - ни за что не станет есть.
Когда дочка Александры выросла и засобиралась замуж, семейству Бражниковых пришлось переселяться. Обосновались в Ломовке – на родине супруга. Правда, деревня эта Александре Петровне не сразу понравилась.
- У них в Покровке колхоз-миллионер был, - вновь поясняет Ирина Борисовна. - Бабушка была передовой дояркой, и за хорошую работу её наградили поездкой в Москву. Там она познакомилась с такой же дояркой из другого города, они много лет переписывались. Она и сейчас просит меня написать ей письмо, но той женщины уже наверняка нет в живых.
- На семи лошадях добро моё перевозили, - с гордостью добавляет долгожительница.
Она говорит ещё что-то про Дубенко, и внучка понимает: надо рассказать историю про покос.
Когда Александра переехала в Ломовку, ей не хотели давать покос для коровы. Но передовая доярка цену себе знала и поставила председателю условие: либо покос, либо она на своих подводах тут же в Берёзовку повернёт. В дело вмешался председатель из Берёзовского колхоза Дубенко – выхлопотал для семьи Бражниковых поле, да не одно.
И новые сапоги, и лайковые ботиночки
Слушая рассказы 100-летней женщины, понимаю: сколько бы ни было лет представительнице прекрасного пола, она всегда хочет быть очаровательной и неотразимой. Меня просто покорила история Александры Петровны о сапогах. Как она была рассказана! Словно и не было всех этих лет, будто только вчера моя героиня пережила и смятение, и счастье обладания этим непременным атрибутом женского изящества.
- Жили мы бедно, а душа так новые сапоги просит, – рассказывает Александра Петровна (я ловлю себя на мысли, как точно подмечено: у женщин именно душа требует обновления, и неважно, в чём оно выражается). – Не сплю всю ночь, ворочаюсь с боку на бок, думаю, прикидываю, что продать, чтобы сапоги купить. На утро слышу: стук в ворота. Чужой кто-то пришёл. Не хотела пускать - мужчина незнакомый. А он мне говорит: открывай ворота для доброй вести...
Незнакомец оказался… ангелом Господним! Шутка! Всего лишь госслужащим. Но вести он принёс божественные. Велел Александре Петровне снаряжаться в Берёзовку, потому что подошла её очередь гасить облигации.
Современная молодёжь не знает, что это такое, а люди возрастом постарше помнят времена, когда государство буквально принуждало рабочих и крестьян покупать ценные бумаги. Подходила очередь, и их обналичивали. Можно себе представить, какое счастье испытала жаждущая обновки женщина, когда узнала, что государство одарило её девятью тысячами рублей! В те времена это были просто огромные деньги! Александра Петровна набила ими большой холщовый мешок. Встретившийся на дороге председатель колхоза - всё тот же Дубенко - побоялся отпускать обладательницу такого богатства одну и привёз домой на машине.
- Купили сапоги-то? – интересуюсь у Александры Петровны исходом сего события.
- Ой, купила! - радостно откликается она. – А дочери – лайковые ботиночки - она у меня всегда нарядная ходила, а сыну – отрез на костюм. Всё у нас было, государство не обидело! Колхоз хороший был, как вдове больше работы давали. Бабы попьют, а я пороблю, получку хорошую получу...
Баба Шура «ВКонтакте»
Истории Александры Бражниковой - одна удивительнее другой. Если выслушать их все, хоть завтра можно садиться за сценарий фильма. Здесь тебе и любовь, и горе потери близкого человека, и непосильный для вдовы труд на земле, и счастье материнства, и многое-многое другое.
Одно время женщина жила в Парканах, ездила к дочери и внукам на лошадке. Сама лихо управлялась с лошадью по кличке Кама, запряженной в сани.
- Помню, приедет бабушка к нам, гостинцев привезёт, - обнимает старушку Ирина Борисовна. – Обратно засобирается затемно, а мы, дети, выбежим во двор и просим: «Бабушка, прокати до клуба!». Она довезёт, а потом говорит: «Бегите домой, мамка заждалась». И летом часто у неё в Парканах гостили. До сих пор не забыть мне глазунью из 20 яиц - как солнышки на сковородке - и пирожки с черёмухой. А ещё огромный соломенный матрас - на него она нас всех спать укладывала.
Удивила Александра Петровна родных, засобиравшись замуж во второй раз в 56 лет. Дети отговаривали, а она со своим вторым супругом Иваном прожила счастливо в браке ещё целых 26 года. Так что и в 50 жизнь только начинается!
Сегодня Александра Петровна - самая, наверное, богатая бабушка во всей Лысьве. У неё (загибайте пальцы) 9 внуков, 12 правнуков и 5 праправнуков. На юбилей в Ломовку приехали почти все, несмотря на то, что живут практически во всех уголках необъятной матушки-России: в Сочи, Санкт-Петербурге, Красноярске, Рязани, на Ангаре. Правнуки – особая гордость бабушки: Анна работает в олимпийском центре в Сочи, Ульяна - финансист промышленной компании в Питере, Ольга много лет трудится на птицефабрике «Комсомольской», Игорь – в леспромхозе в Красноярском крае.
Правнучка Анна, которая прилетала к бабе Шуре на день рождения из Сочи, подмигнув своей тётке, бойко заметила: «А бабуля-то у нас молодцом!». Ещё как молодцом! И телевизор смотрит, и за политической обстановкой в стране следит. Анна, поцеловав свою 100-летнюю бабулю на прощанье, пообещала: выложит их совместное фото «ВКонтакте»: всё-таки не у каждого бабушки доживают до столь преклонного возраста. Хотя в роду Бражниковых были долгожители: к примеру, мама Александры - Мария Дмитриевна - прожила 104 года!
И всё-таки безмерно восхищение, когда видишь перед собой умудрённого сотней лет жизни человека! Словно есть в нём что-то такое, сокрытое от глаз людских, внутренне сильное, близкое к тому, чего не видят, но во что веруют...
- Я иной раз помогаю ей и говорю: сама-то ты маленькая, а кости у тебя вон какие тяжёлые, – рассказывает напоследок Ирина Борисовна. – А она шутит в ответ: мол, они потому такие тяжёлые, что им уже целых сто лет!..
Социальные комментарии Cackle