С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили, Щелкают звонко, тревожно свистят, медные каски рядами блестят. Миг - и рассыпались медные каски. Лестницы выросли быстро, как в сказке.Люди в брезенте - один за другим - лезут по лестницам в пламя и дым...
Мне всегда нравилось это стихотворение Маршака. В детские годы «Рассказ о неизвестном герое» я знал наизусть. Да и сейчас многие строчки помню. Особенно мне нравился момент, когда «рассыпались медные каски». До определённого возраста я неверно толковал эту фразу: думал, что каски в буквальном смысле рассыпаются от жары, поскольку уже понимал, насколько опасна работа пожарных, насколько она героическая. Этим она и привлекала меня. Да и не только меня - многие мои одноклассники мечтали стать пожарными. Но не сложилось. Стали кем угодно, но только не пожарными. Я стал журналистом. А эта профессия даёт возможность попробовать себя в разных ролях. Было бы грешно не воспользоваться этой возможностью. И вот в преддверии профессионального праздника пожарных я заступил на дежурные сутки вместе с 4-м караулом ПЧ-45.
Пожарный должен знать и уметь!
Рабочий день в пожарной охране начинается в восемь утра с развода личного состава и приёма – сдачи дежурства, в ходе которого проверяется исправность автотехники, средств пожаротушения, вспомогательного инструмента. Обязательно проверяется наличие топлива в баках и воды в цистернах. Одним словом, тщательно проверяется каждая мелочь. Когда суть твоей работы – спасать людей – по другому нельзя.
Сменившийся караул уходит домой, а заступивший под началом капитана внутренней службы Сергея Черемных готовится к практическому занятию «Свежий воздух» - пожарным предстоит в полном боевом облачении бегать, ползать, прыгать и лазить по лестнице. Под боевым облачением понимается защитный костюм («боёвка»), каска и дыхательный аппарат. Вес одного только аппарата - 16 кг! Чтобы бежать с такой ношей, нужно быть весьма крепким парнем. В крепости лысьвенских пожарных убеждаюсь воочию: несмотря на боевое облачение, они весьма резво бегут и легко поднимаются по пожарной лестнице на тренировочную башню. И самое главное: после такой нагрузки ребята бодры и веселы.
Отдышавшись и сняв защитную одежду, все идут на пост ГДЗС, где проверкой и заправкой аппаратов занимается Альфред Сафиуллин. Он подробно объясняет мне принцип работы аппарата, показывает, как он проверяется и заправляется сжатым воздухом. Работа мастера ГДЗС очень важна – с неисправным аппаратом пожарный не сможет никому помочь. А с ним можно почти час провести в условиях задымлённости!
Заправив баллоны воздухом и проверив работоспособность аппаратов, пожарные проходят в учебный класс на теоретические занятия. Начальник караула разъясняет подчинённым тонкости тушения объектов электроснабжения. Занятия по теории пожаротушения проводятся регулярно – чтобы бороться с огненной стихией, нужно знать, как это делать.
Ох, и нелёгкая эта работа...
Чтобы не мешать огнеборцам грызть гранит науки, спускаюсь в диспетчерскую. Мозг, так сказать, всей части. Именно сюда стекается информация обо всех происшествиях, техногенных авариях, ДТП, обрывах связи. Задача диспетчера – систематизировать всю информацию, отреагировать на каждый звонок. Сегодня на боевом посту диспетчер пожарной охраны Маргарита Рахманова и диспетчер ЕДДС Елена Кукарцева.
На телефон 01 поступают сообщения не только о пожарах, ведь он везде объявлен единым телефоном службы спасения. По каждому сигналу необходимо в максимально сжатые сроки принять решение. Горит трава – направить туда бригаду комбината благоустройства, старушка давно не выходит из квартиры – оповестить спасателей... Обо всех крупных пожарах и катастрофах уже через час-полтора в подробностях знают... в Москве. В этом тоже заслуга диспетчеров: они в считанные минуты составляют сводку, одновременно координируя работу местных служб. Помимо этого, диспетчер заполняет целую стопу журналов и должен знать все приказы, схемы тушения пожаров…. В общем, работа не из лёгких. Трудиться диспетчеру приходится 20 часов в день! А если случится крупная авария – есть все шансы задержаться на работе ещё на сутки.
Особые отношения
Вечером у пожарных – личное время. Можно почитать, посетить спортзал или посмотреть телевизор. Но с телевизором случилась беда – сел кинескоп. И притащенный кем-то взамен старый «ящик» тоже не желает транслировать передачи. Сидя на диване, ребята мечтают о большом ЖК-телевизоре, который бы весьма органично вписался в интерьер караульного помещения, повиснув на пустующей стене. В ходе беседы вспоминают о волейболе: мол, снег давно растаял, а мы ещё ни разу не сыграли.
На заднем дворе натягивают сетку, подкачивают мяч, и игра, в которую приглашают и меня, начинается. Я не силён в волейболе и на общем фоне выгляжу достаточно вяло, часто не получается взять даже «стопроцентные» мячи. А вот по игре моих сегодняшних коллег чувствуется, что они по праву считаются лучшими по спортивной подготовке в отряде. Игра проходит в весьма дружеской атмосфере. Как говорится, с шутками да прибаутками. Да и вообще всё, что делается в коллективе пожарных, делается дружно. Иначе просто нельзя: невозможно идти в пекло с человеком, отношения с которым не ладятся. При тушении пожара может случиться любая непредвиденная вещь: взрыв газа, обрушение кровли, завал входной двери... В такой ситуации рассчитывать можно только на себя и товарищей. Каждый, кто служит в пожарной охране, понимает это. И это диктует особый тип отношения к людям, с которыми вместе рискуешь жизнью.
Лучшее лечение – профилактика
После ужина вместе с начальником караула и тремя пожарными выезжаем в посёлок Южный. В рамках операции «Жилище» жителям домов на улицах Полярников и Восточной (тем, кого удалось застать дома) вручаются памятки о том, как избежать пожара в доме. Также собирается информация о жилище: какого оно года постройки, сколько человек проживает в нём. Люди реагируют по-разному. Кто-то весьма дружелюбно общается с людьми в форме, кто-то обрушивается на них с критикой: что, мол, делать больше нечего?
Как объяснил мне начальник караула Сергей Черемных, за каждым караулом закреплён свой участок. В зоне ответственности четвёртого караула – весь частный сектор, ограниченный улицей Мира и проспектом Победы. Задачей пожарных является профилактика пожаров. Раньше они могли штрафовать хозяев за, к примеру, неисправную проводку в доме или захламлённость придомовой территории. Сейчас могут лишь порекомендовать устранить неисправности.
«Иногда заходишь к людям в дом: проводка в ужасном состоянии, куча хлама всякого в ограде, хозяева постоянно пьяные, курят. Ясное дело, что эффект от беседы с ними – нулевой. Хоть забеседуйся – правила пожарной безопасности они соблюдать не будут. Есть люди, которые и рады заменить проводку или починить дымоход, но у них элементарно нет на это денег», - сетует начкар. Но тем не менее проведение профилактических мероприятий он считает необходимым.
Репортаж удался...
Вот и подошёл к концу день. За окном темнеет. Стоим на улице, разговариваем. Из расположенного рядом с частью «кабака» доносится музыка, шум разборок. Разглядываем строящийся храм, рассуждаем о жизни. Какими бы позитивно настроенными людьми не были сами пожарные, разговор переходит на невесёлые темы. Вспоминается ужасное состояние дорог, дороговизна услуг ЖКХ, непонятные реформы образования и медицины… Постепенно количество рассуждающих сокращается – многие уходят спать. Я тоже следую их примеру. В спальном помещении мне выделили кровать, начальник караула выдал простыню и наволочку. Укладываюсь. Под храп и посапывание «коллег» проваливаюсь в сон. Последней мыслью в голове проносится: лишь бы пожара не было.
Просыпаюсь от шума в спальном помещении. Открыв глаза, вижу – все куда-то собираются. Спрашиваю: «Пожар?». «Пожар, пожар... Считай, репортаж удался», - отвечают. Пока я зашнуровываю кроссовки, караул успевает облачиться в «боёвки». В машину запрыгиваю последним.
Горит дом на улице Кольцова. По пустым в половине шестого утра улицам мчимся бороться с огнём. Зарево видно за пару кварталов. «Блин, в прошлую смену на Кольцова три трупа было. Сейчас вот опять горит!» - досадует один из пожарных.
На месте нас встречает хозяин и сильно испуганная лохматая собака. Ребята действуют быстро, каждый знает, что делать: кто-то ставит лестницу к столбу – нужно отключить электричество в доме, кто-то тянет рукава. Водитель включает насос – вода пошла. Но буквально через несколько минут спасительная жидкость заканчивается. Рукава цепляют к другой цистерне. Одновременно тянут магистраль. Дело это небыстрое – от гидранта до горящего дома – метров двести.
Наблюдающая за происходящим соседка замечает: «Где же вода-то? Ехали неизвестно сколько, да ещё и без воды приехали! Вовсе уже!». На её критические замечания никто не обращает внимания – все заняты спасением дома. Тушат в три ствола. Первые несколько минут валит настолько густой дым, что не видно даже стоящие рядом пожарные машины. Но постепенно огонь отступает: сначала потушены надворные постройки, следом – чердак. Дольше всего «не сдаётся» поленница: сложенные стопками сухие дрова водой не залить! Приходится разбирать её до основания. Наконец, пожар потушен, дом удалось отстоять. Конечно, потребуется ремонт кровли и нужно будет отстраивать заново баню с конюшней, но сам-то дом уцелел! Уцелел благодаря профессионализму пожарных. А их самих особенно радует тот факт, что обошлось без жертв. Буквально в двадцати метрах руины дома, в котором в прошлые выходные погибли три человека...
Пожар потушен. Уставшие, в мокрых боёвках и с перепачканными сажей лицами ребята собирают инструмент и сворачивают рукава. Рассаживаемся по машинам, едем в часть. Там уже поджидает новая смена, которая на сутки становится щитом от огня для всего нашего города и района. Чуть больше десятка настоящих мужчин, готовых в любое время года, в любое время дня и ночи прийти к нам на помощь. Готовых рисковать своими жизнями ради спасения наших. Риск- ковать не ради славы или денег, а потому, что так велит долг. Потому что работа такая. Настоящая мужская работа.
С праздником, мужики! И поменьше вам работы...
Важно!
За время моего дежурства почти каждый из ребят попросил меня об одной услуге – написать крупными буквами в газете: «ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ НИКОГДА НЕ ПРИЕЗЖАЮТ ТУШИТЬ ПОЖАР БЕЗ ВОДЫ!». Дело в том, что объём автоцистерны на базе автомобиля ЗИЛ-131 всего 2,2 тонны, на базе «Урала» - 4,5 тонны. А расход воды при тушении пожара составляет 40 литров в секунду! Естественно, спасительной влаги надолго не хватает. Автоцистерна предназначена для того, чтобы приступить к тушению сразу по прибытию расчёта, а не ждать, пока протянут линию от магистрального водопровода до места пожара.
Пожарная часть №45 входит в состав 27 отряда противопожарной службы Пермского края. Всего в части служит 68 человек. На дежурство заступает 3 автоцистерны и одна автолестница. Состав каждого караула - 13 -15 человек.