Итоги X фестиваля театров малых городов России
16.06.2012Марина РЕШЕТНИКОВА, Елена КОЖЕВНИКОВАКультураНикто из журналистов никогда не задавался целью воссоздать историю этого масштабного театрального форума. А между тем тысячи ссылок, выданных поисковиками только Гугла, свидетельствуют о том, что «акулы и пескарики» пера, диктофона и кинокамеры потратили немалое количество сил и времени, воссоздавая картинки с фестиваля театров малых городов разных лет. Я прочитала несколько интервью ведущих российских и краевых изданий, посмотрела десятки видеороликов из архива телеканала «Культура» о десятом юбилейном. Благодаря фестивалю наша родная маленькая Лысьва враз стала известной миллионам, всерьёз претендуя на лавры российского Авиньона. Это, конечно же, льстило. Я увидела это текучее, подвижное, развивающееся культурное явление театрального форума не только изнутри, своими глазами, а как бы со стороны - калейдоскопом разношёрстных мнений. И кажется, поняла, почему он обречён на долгую жизнь в театральном сообществе и постоянный успех у зрителей. Но обо всём по порядку…
Капля истории и современность
• Первый фестиваль театров малых городов проходил в Вышнем Волочке Тверской области в 1994 году.
• Прародитель и организатор форума - Государственный театр наций (директор – заслуженный артист РФ Евгений Миронов).
• В Лысьву театральный фестиваль впервые приехал в 2004-м. Театр драмы им. А. Савина принимал его на своей площадке уже в 4-й раз.
• В этом году к нам съехалось порядка 270 человек из 18-ти провинциальных театров. География: от Тильзита до Комсомольска-на-Амуре. И в этом, по словам члена жюри и оргкомитета Олега Лоевского, большая заслуга худрука фестиваля Евгения Миронова.
• Главная цель - поддержка театрального искусства в малых территориях России. Причем в большей степени - творческая поддержка. Под патронатом Театра наций на форуме всегда проходят мастер-классы и семинары. 7 мастер- классов различной направленности были даны в рамках 10-го юбилейного фестиваля.
• Состав фестивального жюри: Олег Лоевский, Татьяна Тихоновец, Виктор Борзенко, Елена Груева, Наталья Каминская, Алла Михалева – ведущие театральные критики России. Почетный председатель «судейской команды» – народная артистка РСФСР Лидия Федосеева-Шукшина.
Бесконечное погружение в театр
Основа театрального форума - демонстрация спектаклей его участников. По природе своей это и самые, пожалуй, зрелищные мастер-классы, и предмет споров театроведов - членов жюри, и пища для ума лысьвенским театралам. Их на постановках заезжих театров было немало - и зал ЦТД «Привод», где шли постановки, и средний, и большой залы нашего театра драмы всегда были заполнены до отказа. Сотни местных зрителей посетили постановки театрального форума. Общее мнение – восторг, праздник души. Трудно требовать от людей более предметной оценки – некоторые лысьвенцы умудрились не пропустить практически ни одного сценического действа. Чтобы «переварить» такое количество «творческой пищи», нужна хорошая театральная закалка. Своеобразный дневник фестиваля на протяжении всей театральной недели шёл на местном телеканале «Крит ТВ». Театральная афиша вместила русскую и зарубежную драматургию, современные пьесы. По мнению театроведа и члена оргкомитета Романа Должанского, каждый спектакль говорил не только об индивидуальной манере конкретного режиссера или театрального коллектива, но и о самом месте, где живут создатели постановки. Вот лишь несколько журналистских зарисовок-наблюдений о том, чем же полна «театральная душа» российской глубинки…
«Таланты и поклонники»: век 21-й - все неизменно…
Классика русской драматургии – бессмертный и неувядаемый Островский в постановке московского режиссера Павла Зобнина. Сама постановка и исполнители ролей - родом из северного Минусинска. Краткое содержание пьесы может уместиться в одной фразе - «из жизни актёров». Трудно ли это - играть самих себя? Думаю, невероятно. И одна из главных задач - не перебрать с трагизмом и пафосом - вот мол, как тяжело жилось во все времена актерской братии. Минусинцам это удалось.
Павел Зобнин поместил всё сценическое действо в... складское помещение. Словно посреди огромного всемирного склада всего и вся живёт небольшое семейство: подающая надежды, талантливая молодая актриса Александра Негина (арт. Марина Ковалёва) и её мать Домна Пантелеевна (арт. Галина Архипенкова). Здесь же разворачивается то ли драма, то ли комедия из жизни молодой артистки, мучимой вечным вопросом всех времён и народов: продать свой талант (да и себя заодно) богатому меценату, кошелек которого может открыть любые двери, или выбрать скромное служение в провинциальном театре, связать жизнь с весьма скромным и исключительно порядочным возлюбленным?
Ответ для современного зрителя, как будто, заведом. Какой дурак откажется от блестящих шансов стать известной и любимой в угоду серому прозябанию в глуши, пусть даже и ценой отказа от весьма крепких ещё оков нравственности?! А раз нет особой интриги - что выберет Негина, следовательно, само действие не предполагает никаких трагических изломов и вывихов, напряжённости ритма. Но режиссёру удаётся удержать динамику постановки за счёт основной идеи - жизнь на складе не замирает ни на миг: складские рабочие что-то привозят и увозят, переставляют и разгружают. А в финале тот самый меценат и богатей Геликатов (арт. Александр Израэльсон) словно вещь увозит в своё «прекрасное далёко» в одном из ящиков и саму Негину…
Я слышала, что и зрители, и критики из состава фестивального жюри были несколько озадачены излишним увлечением автора постановки этой самой складской «вещностью». Мне тоже показалось, что в спектакле не всё было дозированно, иногда «вечное движение» грузчиков мешало восприятию основной сути пьесы. Но в целом вещь получилась незанудная, лёгкая, мастерски сделанная, не перегруженная излишними спецэффектами. Великолепен актерский ансамбль! Казалось бы, эпизодическая роль Ераста Громилова, театрального трагика, - но сколь незаурядно-комичной, расставляющей нужные акценты оказалась она в исполнении заслуженного артиста РФ Сергея Быкова! Именно его реплики избавили постановку от излишней «театральности», придав ей эффект весёлого розыгрыша, некоего фарса… Испытанный приём стереть грань между зрителем и сценой - выход артистов из зрительного зала… Здесь он тоже сработал в плюс. Благодаря этому родилось замечательное чувство единства двух сторон - по ту и эту сторону сцены, и возник эффект- театральная постановка как продолжение реальной жизни, следствие её, её зеркальное отражение…
Что ж, лысьвенский зритель не зря рукоплескал северянам, вознаграждая их за столь современное прочтение классики. Театр в Минусинске - с традициями, восходящими аж к 1882 году. Спасибо фестивалю за возможность прикоснуться к традициям иного театрального пространства.
Елена КОЖЕВНИКОВА
"Ричард третий": вечная история нелюбви
Отправляясь на спектакль Серовского театра драмы имени А.П. Чехова «Ричард III» по Уильяму Шекспиру, подумала: чем можно удивить публику, выбрав такой скучно-исторический театральный промоушн? Но уже после первого акта поняла: ошиблась - рассказ об этом злом гении, прокладывавшем себе кровавую дорогу к трону, актуален и сегодня.
Текст шекспировской пьесы современным зрителем воспринимается довольно сложно, но привыкнув к высокопарному слогу, быстро начинаешь вникать в суть происходящего. Горбун и хромой урод от рождения Ричард Глостер мечтает только об одном – короне. Только власть позволит ему утвердиться в жизни, заставит забыть о своей ущербной природе. Ради этой власти он готов на истребление практически всего своего рода. Без лишних угрызений совести Ричард приказывает убить своего брата Кларенса, заточённого в Тауэре, своего племянника, молодого Эдуарда V, который направляется в Лондон для коронации, своих малолетних племянников, претендующих на престол. Только тщеславие ведёт его по пути соблазнения леди Анны - вдовы Эдуарда, принца Уэльского. Женщина обвиняет Ричарда в убийстве своего мужа и отца и всё-таки идёт под венец с чудовищем. И даже своего друга Бекингема, помогающего «обстряпать» грязные делишки, Ричард предаёт, приказывая учинить над ним расправу.
Если бы сегодня кто-то захотел экранизировать это произведение, то иной жанр, как «боевик», к этому убийственно-мрачному сюжету нельзя было бы и подобрать. Столько смертей на одной сцене за два с половиной часа! К чести режиссёра спектакля Юлии Батуриной, каждый раз эти смерти «обставлены» по-разному. То это ванна с водой, в которой топят Кларенса, то виселица для малолетних племянников, а то просто шкаф, который сначала служит по прямому назначению, а потом играет роль ящика фокусника, пронзённого десятком шпаг. Аллегория прочитывается: шкаф, в котором когда-то примерял свои наряды новый король, превращается в гроб для его верного соратника.
Нельзя не отметить и музыкальное сопровождение спектакля. Музыка, подобранная Петром Незлученко, почему-то лично у меня ассоциировалась с негритянским джазом. И параллели двух «империй» на крови выстраивались в голове сами собой.
Символов в спектакле было очень много, я бы даже сказала, что пьеса насквозь символична. Образы, переплетаясь, давали пищу для новых размышлений. Это и швейная машинка, которой постоянно пользовался Ричард, готовя себе наряд для коронации. Это и железный забор, на который злой урод накалывал платки-сердца своих жертв. Это и соломенная кукла на виселице – двойник самого Ричарда, его тело, лишённое души.
Оформление сцены символично и весьма функционально (художник Алексей Унесихин). На первом плане – свободная площадка, на втором – ступени и подиум, по-разному обыгрываемые актёрами. И музыка, и сценография, и режиссура – всё направлено на то, чтобы актуализировать пьесу. Даже в текст актёров внесены изменения, правда, не совсем лексически корректные. Но в голове надолго отложится нешекспировское «сука-совесть» - оказывается, она иногда просыпается и у самых страшных убийц.
Заканчивается пьеса вполне ожидаемо: сбывается пророчество королевы Маргариты, вдовы короля Генриха VI, которая проклинает злодея. Ричард умирает в бою за престол, и все те, с кем он когда-то жестоко расправился, выходят из тени загробного мира, принимая своего палача на символический щит…
Финал настолько грандиозен по своему эмоциональному накалу, что в одну секунду рождает в мозгу сотни метафор. Одна из них лично для меня оформилась во вполне осязаемую мысль: только существо ущербное, лишённое любви, ставит ВЛАСТЬ превыше всего СУЩЕГО. Она же – эта вожделенная власть – становится палачом для души, блуждающей во тьме…
Кстати...
Особинка 10 –го юбилейного – каждый фестивальный день завершался программой документального кино, составленной театральным критиком, редактором журнала «Страстной бульвар,10» Анастасией Ефремовой. «Случайности и данности», «Любовь и гоблины», «Изломы и зигзаги», «Месть литературе», «Скованные светом», « Ареальность» - названия говорят сами за себя. Каждая часовая программа вместила серию из пяти-шести 15-20 минутных документальных короткометражек. Перед взором гостей и участников 10-го юбилейного продефилировала череда философски осмысленных историй из современной жизни, отснятых режиссёрами-документалистами разных стран – участниками традиционного фестиваля видеофильмов в провинциальном Канске. Концептуальный подход с упором на искусство провинции был доминирующим и здесь...
Марина РЕШЕТНИКОВА
«Самое главное отличие этого фестиваля от подобных, - сказал театровед Олег Лоевский, - то, что участники здесь живут весь срок. Ни у одного российского фестиваля такой практики нет. Как правило, театр приезжает, играет свой спектакль и не видит выступлений коллег, и тем более для него не проводят уроки ведущие специалисты театральных вузов». Чередой ярких мгновений незабываемого творческого общения пролетел 10-й юбилейный… После официальной церемонии закрытия, на традиционном «капустнике», актёры трупп - участников форума - посредством инсценировок, песен-импровизаций, пантомим признавались в любви к фестивалю и друг другу универсальным языком театра. С большим юмором «проехались» и по извечным своим проблемам - смехотворности заработков провинциальных артистов, бытовым неудобицам... Самые терпеливые и преданные из зрителей, досмотревшие все капустные «страдания», выходя из зала, говорили об артистах: «Это был словно глоток свежего воздуха. Какие они все красивые, разные, яркие, талантливые! Спасибо фестивалю за возможность увидеть сразу столько замечательных театров!»
Х фестиваль театров малых городов: ИТОГИ
Главные призы фестиваля
Лучший спектакль малой формы - «Доктор. Первый год», режиссёр Сергей Метёлкин, Химкинский драматический театр «Наш дом».
Лучший спектакль большой формы - «Игроки», Лысьвенский театр драмы им. А. Савина, режиссёр Илья Ротенберг.
Лучшая мужская роль - Владимир Громовиков за роль Вени в спектакле «Бесконечный апрель», Елецкий драматический театр «Бенефис».
Лучшая женская роль - Галина Кудымова за роль Агафьи Тихоновны в спектакле «Женитьба», Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького.
Специальный приз «Надежда» - спектакль «Убийца», городской драматический театр г. Шарыпово, режиссёр Снежанна Лобастова.
Призы от г. Лысьвы
Диплом за взрослый подход к искусству для детей вручен режиссёру спектакля «Просто игра» Дамиру Салимзянову, Глазовский драматический театр «Парафраз.»
Диплом за пластическую выразительность в спектакле «Король-олень» - режиссёру Звездане Ангеловской, Альметьевский татарский государственный драматический театр.
Диплом за лучший дуэт - Владимиру Калюгину и Марии Сельчихиной, спектакль «Чемодан», Рыбинский драматический театр.
Женская роль 2-го плана - Галина Архипенкова за роль Домны Пантелеевны в спектакле «Таланты и поклонники», Минусинский драматический театр.
За лучший актёрский ансамбль - спектакль «Женитьба», режиссёр Анна Потапова, Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького.
«Я считаю, что мы все в большом долгу перед людьми, которые работают в маленьких городах. Нефть и газ добывают не на Чистых прудах и не на Фонтанке, так же и культура России произрастает здесь, в этих потрясающих местах. Я сам провинциальный человек из маленького городка Саратовской области. И я рад, что комплексы провинциального человека этот фестиваль разрушает напрочь. В четвертый раз Лысьва становится столицей провинциального искусства России. И мы снова здесь будем собираться!» - сказал на финише форума его худрук, народный артист России Евгений Миронов.
И потому главное, что стало ясно после того, как закрылся самый последний на этом фестивале занавес, - это то, что душа России по-прежнему живёт в провинции. Так сказал однажды кто-то из великих. Перефразируя эти слова, можно резюмировать: театральная душа России живёт в театрах малых городов, вдали от столичного лоска и по-прежнему творит великое искусство лицедейства. Именно в этом - главный секрет фестиваля.