По итогам проверок экспертной группы по здравоохранению, инициированных новым губернатором Виктором Басаргиным, в июле состоялось расширенное заседание коллегии министерства здравоохранения. Там открыто говорили о проблемах этой сферы. Как отметили пермские журналисты, присутствовавшие на совещании, впервые за много лет, не боясь быть уволенными, врачи обозначили все болевые точки пермской медицины.
Именно там в числе территорий якобы сэкономивших на своих пациентах прозвучала и Лысьва. Спустя два месяца, когда страсти улеглись, прокомментировать выводы экспертов мы попросили начальника управления здравоохранения Лысьвы Юлию СТЕРЛЯГОВУ, главврача городской поликлиники Ольгу ФЕДИНУ, и.о. главврача детской районной поликлиники Наталью ОБОРИНУ.
- Начнём разговор, пожалуй, с экономии. Лысьвенцы, наверное, неоднократно ставили медикам в упрёк почерпнутую из краевых СМИ информацию: мол, сэкономили на нас. К сожалению, в текстах краевых газет не было расшифровано, что это за деньги и откуда они взялись? Прозвучала лишь сумма – 13,7 млн. рублей.
О. ФЕДИНА:
- Чтобы понять, что это за «экономия» и существует ли она на самом деле, надо углубиться в схему финансирования медучреждений.
Имея полис медицинского страхования и обратившись в поликлинику или в больницу, пациент рассчитывает получить качественную медпомощь. Для него она бесплатна. Однако все медицинские услуги - приём доктора, выполнение исследований, проведение анализов - оплачиваются из разных источников. Основной - Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).
На каждого пациента, закреплённого за поликлиникой, выделяется некий лимит средств – так называемое подушевое финансирование. В Пермском крае это 3888 рублей на каждого пациента в год. Помножив эти деньги на количество человек, застрахованных в медицинских страховых организациях и прикреплённых к нашей поликлинике, мы получаем некий объём средств, на который должны оказать медицинскую помощь. Из этих денег мы расплачиваемся с другими лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) края, которые оказывают помощь населению, прикреплённому к нашей поликлинике. Разница между подушевым нормативом, расчётами с другими ЛПУ и нашими расходами даёт финансовый результат работы учреждения. Финансовый результат мы получаем один раз в квартал, и только после проверок страховыми медицинскими организациями.
За 2009 год финансовый результат поликлиники составил минус десять с лишним миллионов рублей. То есть мы сработали с таким колоссальным убытком. Поскольку в то время поликлиника ещё только входила в пилотный проект «Фондодержание», этот результат был обнулён, и мы начали финансовую деятельность с чистого листа. За 2010 год финансовый результат был положительным по четырём страховым медицинским компаниям и составил более 1 млн. рублей. То есть мы дополнительно получили эти средства. В соответствии с порядком расходования средств в системе ОМС они пошли на обучение медперсонала, приобретение нового медоборудования и стимулирующие выплаты работникам учреждения. Однако по остальным 10-ти страховым медицинским компаниям, с которыми мы сотрудничаем, результат опять «ушёл в минус» и составил более 10 млн. рублей. В 2011 году он увеличился почти до 14 миллионов. С одной стороны, эти средства как бы виртуальные, их нет. Но нет и гарантии, что в любой момент Фонд медицинского страхования не затребует их с нас. Необходимо понимать, что Фонд ОМС – не резиновый, он формируется из отчислений работающего населения. Так что ни о каких сэкономленных на людях деньгах речи идти вообще не может.
- Понять такую сложную систему простому человеку очень сложно. Да и нужно ли? Для него главное, чтобы его вылечили. И вот здесь, по словам специалистов экспертной группы, оценивающей состояние пермской медицины, есть проблемы. В частности, большой критике подверглась сама система фондодержания. Говорили о том, что поликлиникам невыгодно отправлять пациентов в стационар, потому что за клиентом уходят и деньги...
Н. ОБОРИНА:
- Система фондодержания была запущена для того, чтобы медицинские учреждения оказывали более качественную помощь населению. Тот, кто работает хорошо (без жалоб и нареканий со стороны пациентов), получает дополнительные деньги.
Как узнать: хорошо ли работает поликлиника? Для этого существуют страховые компании - своеобразная прослойка между непосредственно лечебными учреждениями и Фондом ОМС. Именно они проводят независимый аудит. Эксперты, работающие в компаниях, практически каждый месяц приезжают к нам в поликлинику, берут амбулаторные карты тех пациентов, которые обращались в медучреждение, и проверяют их. Смотрят всё: начиная с правильности поставленного диагноза, выполнения медико-экономических стандартов, продолжительности лечения и заканчивая назначениями лекарств, обследований и т.д.
О. ФЕДИНА:
- Если пациенту, нуждающемуся в госпитализации, отказали в выдаче направления, то страховые медицинские организации налагают на поликлинику штраф (немаленький, замечу!). Поэтому говорить о том, что поликлиники как фондодержатели «прижимают» деньги, недолечивая пациентов, не направляя их в стационары, - весьма опрометчиво.
Не нужно думать, что медицина у нас бесконтрольна. Нас проверяют постоянно. Вслед за экспертами страховых медицинских компаний к нам приезжают эксперты самого Фонда ОМС. Поэтому почти каждый месяц в поликлинике бывают какие-то ревизоры.
Ю. СТЕРЛЯГОВА:
- Уточню: система фондодержания – это пилотный проект, в котором приняли участие лишь некоторые регионы. К примеру, Санкт-Петербург вообще отказался от этой схемы работы. Но я считаю, что она не так уж плоха, как о ней говорят. Есть в ней и свои плюсы. К примеру, раньше, если человек оказался в другом городе и внезапно заболел, он попадал в сложную ситуацию. Врачи его не принимали или принимали на платной основе. Теперь любой человек, проживающий в Пермском крае, может быть принят, вылечен, обследован в любом медучреждении. Больница, поликлиника, медицинский центр получат за этого пациента те средства, которые были потрачены на его обследование или лечение, так как деньги идут за пациентом.
Н. ОБОРИНА:
- Ещё одно безусловное преимущество системы фондодержания – дополнительные средства, которые мы можем в соответствии с порядком расходования средств в системе ОМС потратить на обучение персонала медучреждения, дополнительные выплаты или приобретение медицинского оборудования. В детской поликлинике нет таких больших минусовых финансовых показателей, как во взрослой. У людей взрослых, поживших, к старости накапливается достаточно много болячек, и им требуется более затратное, дорогое лечение или обследование. В 2010-11 годах мы сработали с минусом в 885 тысяч рублей. Зато за счёт положительного финансового результата по некоторым страховым компаниям смогли приобрести диагностический комплекс «Валента». Это опять же плюс для наших маленьких пациентов - им не нужно ездить в Пермь и в Чусовой, чтобы пройти это важное обследование. В 2010-2011 годах благодаря системе фондодержания 45 % от всех полученных средств были потрачены на приобретение медицинского оборудования, 2 % - на обучение врачей и средних медработников, 53 % – на стимулирующие выплаты сотрудникам. Считаю, что в условиях дефицита кадров это реальная поддержка медперсонала. Да и как вообще обучать докторов, повышать их квалификацию, если на эти цели средства сегодня абсолютно не выделяются?
- Проверки состоялись, эксперты дали своё заключение. Как вы считаете: что реально изменится в медицине? Будет ли система фондодержания упразднена, и если да, то по какой схеме будут работать медучреждения края?
Ю. СТЕРЛЯГОВА:
- Пока об упразднении системы речи не идёт - это сформировавшийся процесс. Чтобы его перестраивать, потребуется время. К тому же есть территории, которые весьма успешно работают в системе фондодержания.
Н. ОБОРИНА:
- Я не считаю, что система так уж плоха. Для тех, кто неэффективно работает, конечно, она ничего не даёт. Но лично нам она позволила обновить оборудование, повысить квалификацию врачей и средних медработников. Конечно, проверок очень много, но они нас только стимулируют и повышают ответственность врачей перед пациентами.
О. ФЕДИНА:
- Нам система фондодержания дала финансовую поддержку (пусть небольшую) для стимулирования работников, обучения медперсонала. Пациентам она предоставила возможность реального, а не декларативного выбора лечебного учреждения для получения медицинской помощи.
Кстати...
Система фондодержания - метод подушевой оплаты амбулаторно-поликлинического звена за каждого прикреплённого человека, при котором в нормативе его финансирования предусматривается оплата не только собственной деятельности, но и услуг других медицинских организаций, оказываемых прикрепившемуся населению.
Фондодержатель - учреждение, оказывающее первичную медико-санитарную помощь (самостоятельное юридическое лицо независимо от формы собственности), получившее эти средства.
Р.S. Конечно, проблем в медицине масса. Многие из них обозначила и экспертная группа: небольшие зарплаты медработников, отсутствие молодых специалистов, очереди в поликлиниках, недостаточный уровень квалификации врачей.
Почему-то у нас так принято, что с приходом новой власти всё старое становится примитивным, неэффективным, негодным. В срочном порядке начинает создаваться что-то новое. То мы передаём лечебные учреждения в край, то забираем обратно на баланс муниципалитетов, то в срочном порядке создаём какие-то программы, то признаём их работу нерезультативной...
Так или иначе, любые преобразования в сфере здравоохранения не должны усложнять и без того непростой процесс жизнедеятельности мед-учреждений. Прежде чем что-то коренным образом менять, стоит хорошенько проанализировать уже имеющийся опыт (в том числе и других территорий), чтобы найти тот хрупкий баланс, когда и медучреждение будет работать качественно, и пациенты смогут лечиться эффективно.
Социальные комментарии Cackle