23 сентября состоялась встреча журналистов с заместителем начальника ОМВД по Лысьвенскому району майором внутренней службы Константином Касаткиным. Её темой стал утверждённый недавно административный регламент МВД РФ, который регулирует приём, регистрацию, разрешение обращений и заявлений граждан о преступлениях, административных нарушениях и происшествиях.
Государственно обслужили – это...
Раньше все формы реагирования на сигналы населения укладывались в понятие «учётно-регистрационная дисциплина». Теперь они объединяются понятием «предоставление государственной услуги». Вы позвонили или написали в полицию, пришли лично и рассказали о происшествии или преступлении. Ваше сообщение документально зафиксировали, а позднее известили вас о принятых мерах. Это и есть «государственно обслужили». Как говорится, за что боролись...
Что касается самой услуги. Регламент есть ни что иное, как ведомственная инструкция по её исполнению. Согласно ей любой гражданин (и не гражданин России - тоже) в любое время суток имеет право обращаться в дежурную часть полиции с заявлением о противоправных действиях или правонарушениях. В отделах МВД обязаны принять и зарегистрировать сообщения такого рода в течение 30 минут и выдать талон-уведомление, состоящий из двух частей.
В нём должны быть указаны: Ф.И.О. заявителя, телефон и адрес, дата и время приёма заявления, его краткое содержание, а также инициалы и фамилия дежурного, его подпись, адрес отдела и служебный телефон. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьёй 306 УК РФ и получает талон под расписку, а на его корешке, который остаётся в дежурной части, проставляет дату и время получения уведомления. Он вправе приложить к заявлению необходимые документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме. В последующем гражданина направят к дежурному следователю либо дознавателю, который примет от него сообщение о совершённых противоправных действиях.
Можно через Интернет
Далее по заявлению будет проведена проверка. По её результатам дознаватель или следователь примет одно из следующих решений: либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе, либо о передаче сообщения по подведомственности, подследственности или в суд. Если в возбуждении уголовного дела решено отказать, то копия такого постановления в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю. При этом ему разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Когда гражданин не может обратиться с заявлением лично, он вправе направить его почтой, факсимильной связью или через Интернет. Начальник ОМВД изучит его и при наличии признаков преступления в обязательном порядке направит в дежурную часть для незамедлительной регистрации. Вне помещения ОМВД сообщения о преступлениях или иную информацию такого рода обязаны принимать любые уполномоченные сотрудники органов внутренних дел. В том числе и участковые уполномоченные в участковых пунктах полиции.
Если у вас отказываются принять сообщение о преступлении или правонарушении, следует обратиться к руководству ОМВД по Лысьвенскому району (график приёма граждан размещён на информационном стенде дежурной части). Можно также рассказать об этом по телефону доверия отдела: 2-05-55 или телефону доверия ГУ МВД России по Пермскому краю: (8-3422) 246-88-99.
Анонимщиков просят не беспокоиться
Константин Юрьевич специально подчеркнул: заявления, звучащие в некорректной форме (брань, угрозы), анонимные обращения, поступившие по телефону, почтой или через Интернет, регистрироваться и проверяться не будут. Если же в них окажутся сведения о совершённых или готовящихся террористических актах, информацию без регистрации передадут в соответствующие подразделения ОМВД для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности.
- Когда звонит телефон, - рассказал он, - дежурный поднимает трубку, представляется и вежливо просит представиться звонящего. Если человек назвал себя, свой адрес и телефон, дежурный спрашивает его, что стало поводом для обращения в полицию. Если состояние звонящего крайне эмоциональное, дежурный может сначала его выслушать, а потом уже спросить, кто он такой. Но если человек отказывается представиться, его обращение не зарегистрируют и не проверят.
- Но ведь звонящему ничего не мешает назвать любую фамилию, как и любой адрес...
- Согласен. И такое заявление будет зарегистрировано. Но когда проверка выяснит, что такого человека и такого адреса не существует, заявление спишут в специальное номенклатурное дело.
- А если человек называет себя вымышленным именем, боясь расправы, но преступление, о котором сообщает, происходит реально?
- Это выяснится на месте происшествия, куда обязательно выедет наряд полиции. Старший наряда составит рапорт о том, что произошло на самом деле. Этот рапорт непременно зарегистрируют и примут соответствующие меры.
Секретариат не уполномочен
- Ещё хочу отметить, что в надежде ускорить прохождение заявления по инстанциям не надо обращаться напрямую в секретариат начальника ОМВД, - добавил Константин Юрьевич. - Его сотрудники не имеют полномочий принимать и регистрировать заявления граждан о преступлениях, правонарушениях и происшествиях. Их принимают только в дежурной части, вне зависимости от того, готовится такое деяние или уже совершено. Здесь же регистрируют обращения, которые не содержат признаков противоправных деяний, но содержат просьбы, либо предложения по улучшению работы полиции, либо жалобы на её действия или бездействие, просьбы в получении каких-то справок и т. п.
Случается, граждане не могут сразу дозвониться, хотя к пульту дежурной части подключено четыре линии связи. Происходит это потому, что дежурных иногда остаётся только двое и они не успевают быстро отвечать на поступающие звонки: их нередко просят проконсультировать по тому или иному вопросу. Чтобы не отвлекать их на такие переговоры и не занимать телефонные линии, административный регламент наделил сотрудников дежурной части правом рекомендовать заявителю обращаться за получением подобной информации письменно.
Бывает, звонят по семейным конфликтам, и, пока полиция едет, стороны успевают помириться и отказываются от общения с полицией. Это неправильно. Объяснения нужно давать в любом случае, потому что согласно требованиям действующего законодательства сотрудник обязан не только провести проверку заявления, но и принять по нему решение. Отказ давать объяснения затягивает разрешение вопроса в ущерб тем, кто в это время остро нуждается в помощи полиции.
Жалуйтесь!
Заявитель может обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения должностного лица, осуществляемые (принимаемые) во время оказания государственной услуги, устно или письменно (по почте, по факсимильной связи либо в форме электронного документа). Он не получит ответ на жалобу, если:
- в ней не указаны его фамилия и почтовый адрес;
- текст жалобы не поддаётся прочтению, или в ней содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи;
- ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;
- в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу ранее направленных жалоб, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства.