8 ноября состоялось очередное заседание Думы Лысьвенского городского округа. В повестке значились 11 основных и 4 дополнительных вопроса. Но под конец заседания и без того обширная программа пополнилась ещё двумя вопросами, обсуждение которых, пожалуй, было самым эмоциональным. Группа сельских депутатов поставила вопрос ребром: мол, мы - представители власти или кто? Почему властный статус не помогает в решении насущных проблем, возникающих на подведомственной им территории? Впрочем, обо всём по порядку.
Где искать «концы» наказов?
Думаю, среди документов, рассматриваемых в контексте основных вопросов, читателям будет особо интересен один, разработанный на муниципальном уровне впервые и принятый этим составом законотворцев единогласно. Положение «Об организации работы с наказами избирателей Лысьвенского городского округа» буквально «от А до Я» расписывает механизм движения людского наказа во властных структурах.
Итак, высказал человек на предвыборных собраниях или последующих встречах с депутатами, главой округа своё предложение-просьбу или подготовил его письменно. Депутат или глава округа, «фильтруя» папку с обращениями, решает: представляет каждое из них в отдельности ОБЩЕСТВЕННУЮ значимость или нет. Таким образом, на обсуждение коллег по Думе он выносит самые-самые просьбы избирателей. Получив «одобрям-с» большинства депутатов, обращение переходит в статус наказа, и совокупный их перечень направляется главе округа. В течение месяца глава готовит проект решения Думы с предложениями по принятым наказам. Вариантов их несколько: включить в план текущих работ профильного подразделения администрации или в целевую программу, учесть в комплексной программе или (если работа с наказом подразумевает усилия не только муниципалитета) подготовить законодательную инициативу. При первом варианте развития событий профильные подразделения администрации определяют примерную стоимость работ по реализации наказа и предлагают возможные сроки выполнения. Депутаты могут либо согласиться со специалистами, либо потребовать ускорить реализацию отдельных наказов, либо отправить предложение на доработку. Если средств требуется поболе, наказ включают в целевые и комплексные программы и учитывают при формировании бюджета городского округа, начиная с очередного финансового года.
«А спросить с кого? - спросит пытливый читатель. – Где потом искать «концы» наказа?». Руководители профильных подразделений администрации будут ежеквартально докладывать на Думе о ходе выполнения соответствующих разделов программы социально-экономического развития округа. Сообщать о ходе выполнения программы и, соответственно, включённых в неё наказов будет и глава – в ежегодном отчёте перед Думой.
- Большинство полученных депутатами и главой наказов вошли в принятую Программу социально-экономического развития городского округа на ближайшие пять лет, - уточнил заместитель председателя Думы, автор положения о работе с наказами Александр ЛУКИН. – Понятно, что предложения от населения ещё будут поступать, и какие-то из них, признанные на Думе наказами, будут в неё включаться в дальнейшем.
Так что, уважаемые избиратели, высказывайтесь на встречах устно, оформляйте обращения письменно – и вас, возможно, услышат. В случае признания вашей просьбы общественно значимым вопросом принцип «наше дело предложить, их – отказаться» сработать не должен.
В Лысьве грядут ещё одни выборы
Вопрос создания молодёжного парламента обсуждался ещё на Земском собрании района в 2009 году. Тогда депутаты дали «зелёный свет» молодым, и юные парламентарии проработали до 2011 года. В ноябре 2012-го председатель территориальной избирательной комиссии района Алексей ШТЕЙНИКОВ вновь вышел с подобной инициативой. Главное отличие нового проекта документа от предшественника: возраст членов молодёжного парламента предлагается определить с 15 до 30 лет (вместо прежних с 14 до 25).
- Позвольте, я до сих пор не видел сметы затрат на работу Думы городского округа, а сейчас мне предлагают принять ещё и положение о молодёжном парламенте! – возмутился депутат от ЛДПР Александр СМИРНОВ.
Его поддержали несколько коллег. Успокоились думцы после того, как их заверили: работать ребята будут на общественных началах, а уж с канцелярскими принадлежностями взрослые «коллеги» помогут. Убеждать депутатов в необходимости поддержки «молодых да ранних» принялся сам спикер:
- Среди требований 131-го Федерального закона – использование как экспертов в процессе обсуждения проектов документов общественных организаций, - уточнил Виктор Комаренко. - Нам необходима помощь молодых: кому как не им расставлять приоритеты в реализации молодёжной политики на территории?
- Я – обеими руками «за» молодёжный парламент, но «против» очередной «пустышки», - вступила в дискуссию Ольга ГОРНОВА. – Какие реальные дела провёл парламент прошлого созыва? Если организовывать этот орган, так при условии, что кураторы будут держать ребят в «ежовых рукавицах», они действительно будут выходить на Думу со своими инициативами: предлагать, доказывать, может, даже спорить – почему нет?
Тут Виктор Комаренко привёл последний аргумент заинтересованности в законотворчестве молодых: мол, одна девушка – кыновлянка! – несмотря на удалённость от города, не пропускала ни одного заседания молодёжного парламента. «И где она сейчас?» - парировал кто-то из депутатов. «Учится в Перми», - ответил спикер.
При одном воздержавшемся Положения о молодёжном парламенте и молодёжной избирательной комиссии были приняты. Выборы назначены на 17 декабря. Участковые избирательные комиссии будут работать в образовательных учреждениях района, в парламент должны пройти 15 представителей молодёжных общественных объединений Лысьвы.
Коммунальщики бьют тревогу
Неожиданным для депутатов стало наличие среди подготовленного к заседанию пакета документов письма от руководства группы управляющих компаний «Сервис Плюс» и «ЛысьваКоммунКомфорт». Четыре месяца ожидая помощи от краевого правительства, коммунальщики воззвали к неравнодушию народных избранников.
Последствия обрушившейся 18 июля на Лысьву грозы со шквалистым ветром оказались плачевными для нескольких десятков многоквартирных домов, обслуживаемых компаниями. Покрытия крыши с некоторых снесло, как промокашку. Коммунальщики оценили объём затрат на восстановление крыш – вышло без малого три миллиона рублей. Подобные работы не утверждены общими собраниями собственников жилья, а значит, не заложены в тарифы на текущий ремонт жилья. Если город выделил некоторую сумму на решение проблемы, то край делиться средствами из резервного фонда не спешит.
Основная часть крыш на домах восстановлена по временной схеме: сорванное железо закреплено, в один слой уложено рулонное покрытие. На пороге – зима, совсем другие температуры, и коммунальщики бьют тревогу: нет никакой гарантии герметичности покрытия крыш, а значит, возможны протечки, промерзание перекрытий! Так же категорично настроены и собственники жилья: они рассылают жалобы на бездействие управляющих компаний в прокуратуру и государственную инспекцию вневедомственного контроля...
- Руководство компаний согласно даже на гарантию финансирования, готово пока самостоятельно изыскать средства на работы, необходима лишь «отмашка» краевых властей, - подытожил Виктор Комаренко. – По сути, город свои обязательства выполнил...
Депутаты зашумели: мол, может, стоит и нам подготовить письмо губернатору?
- Ситуация находится под моим личным контролем, - заверил глава округа Виталий ШУВАЛОВ. – Подготовленные документы прошли все инстанции, сметы проверены, и сейчас, насколько я знаю, бумаги находятся на подписи у губернатора.
- Если акты подготовки домов к зиме подписаны, чем «козырять» перед губернатором? – усомнился Юрий МЫЛЬНИКОВ. – Что делать, если его ответ будет отрицательным?
Придётся «распечатать» муниципальный резервный фонд. Однако насколько своевременной станет и эта помощь – большой вопрос. По словам тех же коммунальщиков, время, которое позволяет им качественно, без суеты выполнять работы по восстановлению крыш, уходит катастрофически быстро. По сути, в запасе у рабочих лишь пара недель...
«Ужаснулась откровенному хамству...»
Наконец, когда повестка дня была уже точно исчерпана и депутаты приготовились «приземлиться» до мирских дел, слова попросила депутат по Кормовищенскому округу Надежда КУЗНЕЦОВА. Взятая ею интонация давала понять: накипело!
- Уважаемый глава, уважаемые коллеги, понимаю, что решение тех вопросов, о которых сейчас буду говорить, не совсем в полномочиях Думы, но больше молчать не могу! До каких пор мы, селяне, будем ходить в пасынках у служб, отвечающих за жизнеобеспечение территории? – чеканила каждое слово Надежда Александровна. – Организация работы с наказами, создание молодёжного парламента – наверное, важные дела, но селяне просят о малом. Мы - люди терпеливые: есть тепло, свет, связь, медпомощь – и довольны.
Но жители улицы Комсомольской в Моховлянах вторую неделю без воды, в Ломовке, Воскресенцах нет наружного освещения. Пытались решить эту проблему самостоятельно – не получилось. Обратились ко мне – я ужаснулась не только бездействию специалистов и руководителей ответственных служб, но и их откровенному хамству! Один из них ответил: «А нам невыгодно ехать в такую даль». Что значит «невыгодно»?! Я, депутат, не могу решить элементарную проблему – мне стыдно! Люди на ходу теряют доверие к власти!
Выступавшую эмоционально поддержали остальные депутаты от села – Василий СИМОНОВ и Людмила ГЕЙДАРОВА: как вернуться в те времена, когда звонок депутата был руководством к действию для руководителей служб?
Повисшую на несколько секунд тишину нарушил разноголосый хор городских коллег по Думе. Кто-то сетовал на безобразную подсыпку тротуаров и плохую расчистку дорог после первого снегопада; другие соглашались с селянами о потере народом доверия к власти. А третьи и вовсе признавали, что отчасти в этом есть и их вина. Необходим прямой контакт с народом – надо чаще встречаться! А относительно сути проблемы, обозначенной Надеждой Кузнецовой, решили: стоит приглашать на заседания Думы руководителей служб, отвечающих за жизнеобеспечение города и района и заслушивать их отчёты о расходовании выделенных бюджетных средств. Уж здесь не получится ответить про «невыгодно»
Социальные комментарии Cackle