15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой сформулировал четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. В России он получил признание в 1992 году, после вступления в силу закона «О защите прав потребителей».
В нашем городе интересы покупателей отстаивают Роспотребнадзор и отдел по торговле и услугам городской администрации. Отметить этот день вместе с ним редакция «Искры» решила открытием новой рубрики «Потребитель спрашивает». Сегодня ведущий специалист отдела С.А. Корнилова отвечает на вопрос, которым систематически задаются почти десять тысяч лысьвенских автовладельцев:
Что делать, если из-за некачественного бензина вышел из строя автомобиль?
- Заправляя транспорт на АЗС, - говорит Светлана Анатольевна, - водители вступают в правовые отношения купли-продажи товара, регулирующиеся законом «О защите прав потребителей». Если автомобиль используется в личных целях, а не для предпринимательской деятельности.
АЗС как продавец несет полную ответственность за ненадлежащее качество топлива. А статья 14 названного закона гласит: «Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме». Поэтому, обнаружив неисправности в технике после очередной заправки, следует незамедлительно обратиться с претензией к руководству фирмы, которой принадлежит заправочная станция.
Кассовые чеки надо обязательно хранить, поскольку они - основное доказательство покупки бензина на конкретной АЗС. Однако даже если чеков не осталось, это не лишает права предъявить претензию. Факт покупки можно доказать и свидетельскими показаниями людей, находившимися на станции во время заправки вместе с вами. Если вы уже отправили машину в ближайший автосервис, то до ремонта желательно вызвать туда представителя автозаправки заказной телеграммой. Чтобы в его присутствии провести осмотр повреждений и взять пробу топлива.
В претензии к фирме нужно указать, когда вы приобрели бензин, какой марки, в каком количестве. Далее - изложить, какая возникла неисправность. По возможности приложите подтверждающие это документы станции техобслуживания. И, наконец, нужно потребовать возмещения причиненного ущерба в установленный вами разумный срок. Подтверждением суммы урона может стать счет на оплату ремонтных работ или квитанция об их оплате. Претензию надо обязательно вручать под отметку о получении.
Если руководство АЗС не согласно с тем, что причиной неисправности стало некачественное топливо, по соглашению сторон может быть назначена независимая экспертиза. Расходы на нее должна нести станция. Однако если будет установлена иная причина неисправности, оплатить экспертизу придется вам. Но даже если она и не в вашу пользу, это не лишает вас возможности обратиться в суд, чтобы оспорить ее заключение. В суд надо обращаться и в том случае, если вы не получили положительного ответа на претензию в установленный срок.
Социальные комментарии Cackle