Чем японским инвесторам интересна уральская глубинка?
22.12.2012Игорь Михайлов, Ирина КетоваЭкономикаВ то, что с визитом к нам приедет японец Ивао ОХАСИ, лысьвенские руководители даже не верили. Ведь главный представитель исследовательского института Номура в России, директор его московского филиала занимается только глобальными проектами, а тут – маленькая Лысьва. Но уже на первой встрече – с главой городского округа Виталием ШУВАЛОВЫМ – гость объяснил, чем же глубинка привлекла его внимание.
Наша справка Ивао Охаси родился в 1959 году в Токио. После окончания Софийского университета в Токио в 1984 году поступил на работу в JETRO (японская организация содействия внешней торговле). Специализировался на вопросах изучения экономики России и стран СНГ, а также развития сотрудничества в промышленной сфере. С 1991 по 1998 год - глава представительства JETRO в России и странах СНГ. В 2000–2001-м – лидер группы по вопросам России и СНГ в отделе зарубежных исследований штаб-квартиры организации. С 2001 по январь 2008 года вновь возглавляет московское представительство JETRO. С августа 2008 года – руководитель московского филиала исследовательского института Номура (NRI). Одно из приоритетных направлений работы филиала – налаживание и развитие российско-японского сотрудничества на региональном уровне. |
Открытие российской глубинки
Это обусловлено большим интересом японского бизнеса к российским регионам. В первую очередь – к промышленным.
- Я открываю для себя Пермский край, - признался господин Ивао. – Если Россия намерена развиваться, то начинаться это должно именно с Прикамья. Новая индустриализация должна на чём-то базироваться, и маленькие города для этого самые перспективные. Их развитие очень важно для развития всего российского бизнеса. Мы пристально изучаем российские рынки и чувствуем, как быстро растёт спрос на японские товары в малых городах. Но хотелось бы, чтобы сотрудничество этим не ограничивалось. Мы готовы принести инновационные идеи для совершенствования управления, повышения эффективности производства и качества продукции, а также для улучшения инвестиционного и бизнес-климата. У нас много интересных предложений для потенциальных партнёров из Пермского края...
Знакомство с инвестиционными площадками Ивао Охаси начал с АК ЛМЗ. В штамповочном цехе, а затем непосредственно на эмальпроизводстве он не переставал удивляться. И тому, что работа, которую в Японии выполняют автоматы, в Лысьве лежит в основном на хрупких женских плечах. И тому, что в АК ЛМЗ до сей поры работают по японским меркам «динозавры» штамповочного производства – прессы марки «Аида», произведённые в Стране восходящего солнца. Они верой и правдой служат лысьвенцам вот уже три десятка лет. То и дело сверкала вспышка его фотокамеры, а в глазах чувствовался неподдельный интерес.
Гость посетил и те свободные места индустриального парка «Шуваловский», которые наиболее выгодны для инвестиционных вложений. Больше всего его заинтересовала возможность разместить новые производства на площадях или на месте бывших цехов оцинкованной посуды и эмальпосуды-1. Интерес возрос после посещения ТЭЦ (гарантия бесперебойной поставки неограниченного количества энергии) и информации о собственном инструментальном производстве.
Затем Ивао Охаси познакомился с ЗАО «Полистил», ООО «Электротяжмаш-Привод» и «Лысьванефтемаш», где также есть хорошие возможности для вложения инвестиций.
Промышленный коридор Дели-Мумбаи
После знакомства с крупными предприятиями города гость Лысьвы перешёл к непосредственной цели своего визита – семинару на тему «Практика привлечений инвестиций из-за рубежа».
В аудитории лысьвенского филиала Пермского научно-исследовательского политехнического университета лектора ждали представители власти и бизнеса. Ивао Охаси отметил: он был приятно удивлён приглашением побывать в нашем городе. Обычно наработки института Номура более интересны большим городам и крупным корпорациям, налаживающим инвестиционную политику. Интерес к последней в маленьком городе – шаг необычный, но правильный.
Так что же обычно привлекает иностранных инвесторов на территорию? Тут особых секретов нет: во-первых, чёткое понимание региональных и местных властей, в какую именно область производства требуются финансовые вливания. Во-вторых, инвесторам интересен рынок сбыта продукции. В-третьих, рабочая сила и инфраструктура.
Японский эксперт в области привлечения инвестиций посоветовал в первую очередь создать жизнеспособную концепцию развития промышленности с чётким позиционированием того, в каком именно направлении мы хотим развивать территорию. Для этого необходим анализ имеющихся ресурсов, перспектив развития, наличие необходимой инфраструктуры и вспомогательных отраслей производства. Охаси подчеркнул: безусловно, сложно разработать подобную концепцию без федеральной и региональной поддержки, но раз у территории есть такие амбиции, то почему бы в этом начинании не зайти с «низов»?
В качестве примера Ивао Охаси привёл Японию и Китай, которые решили сосредоточить инвестиционные потоки в конкретном регионе, «не распыляясь» на остальные территории. Для этого регион был дополнительно «опутан» сетью железнодорожных и автомобильных дорог, чтобы упростить сбыт. Помимо основного производства, вокруг транспортных путей «вырастают» другие производственные и торговые площадки. То есть появляется целый производственный пояс. Ещё один пример подобной инвестиционной политики – «Промышленный коридор Дели – Мумбаи», развивающий целую производственную инфраструктуру между двумя индийскими городами. Кроме связи между предприятиями, объединёнными подобным «коридором», необходим «портал» на международный рынок сбыта продукции, а также точный прогноз экономического спроса на неё. То есть необходима чётко выстроенная стратегическая ось, которая, по мнению японца, в Пермском крае и Свердловской области выстраивается.
Особого осмысления требует эффективная схема финансирования и софинансирования. Японец посоветовал не забывать о стратегическом брендинге и маркетинге. Примеров брендов создано немало: это так называемые знаки качества на продукции крупных корпораций, известных широкому кругу потребителей.
Инвестировать можно по-разному
После полуторачасовой лекции на гостя посыпались вопросы о клиентах, которые заказывают институту Номура разработку инвестиционных бизнес-планов, об интересах зарубежных инвесторов в области развития информационных технологий, о реальности выхода среднего бизнеса за рубеж, о заинтересованности иностранного бизнеса в российских ресурсах.
- Недавно я проводил опрос среди японских инвесторов: какие из российских городов они знают? Если Москва и Санкт-Петербург известны многим, то уральские и сибирские города знакомы единицам. Думаю, в скором времени ситуация изменится, поскольку интерес у инвесторов к России растёт. Но тут немало зависит и от государственной политики в целом, - добавил Ивао Охаси в конце встречи. - Интересы у всех инвесторов разные: одни готовы вкладывать деньги, другие (к примеру, японцы) готовы внедрять свои технологии и оборудование в российское производство с условием, что поиски финансирования на это внедрение будут вестись совместно. Так что инвестировать в развитие производств можно по-разному.