7
Января
2025
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Сельхозкооператор Светлана ОБОРИНА: «Исчезнет импорт – есть будет нечего!»

19.01.2013Елена КожевниковаЗнай наших!

Расхожая фраза: «Дорогой, у нас будет ребёнок» в семье ОБОРИНЫХ – владельцев личного подсобного хозяйства – 13 лет назад звучала несколько иначе: «Дорогая, у нас будут поросята!». Именно она положила начало семейному делу, которое получило столь необычное в наши дни развитие: супруги стали инициаторами создания первого в Лысьве сельскохозяйственного потребительского кооператива.

«Пернатый» бизнес

Справедливости ради скажу: откорм свиней был первым (любительским) увлечением Светланы и Максима. Переехав в частный дом в посёлке Свердлова, они решили: на столе всегда должно быть мясо, и желательно – только своё. Хранительница очага, вняв наставлениям благоверного, отправилась в библиотеку за ценной информацией по выращиванию хрюшек. Тогда с сельскохозяйственной деятельностью она ничего общего не имела (трудилась в эмальцехе ЛМЗ упаковщицей). Однако через пару месяцев уже досконально изучила нравы своих новых «детей», их потребности в пище. А ещё через некоторое время поросят сменили куры.

- Мы с сыном яйцееды, - не скрывает своих кулинарных пристрастий Светлана. - Неподалёку от нашего дома стоял киоск, где торговали яйцами. И вот в очередной раз, купив решётку, сказала мужу: «Нам нужны свои куры, хватит в магазин бегать!».

Сказано - сделано. Купили десять домашних птиц и бытовой инкубатор. Потом ещё два. Постепенно любовь к продукту «куриного производства» переросла в маленький семейный бизнес. Одно время численность птичника Обориных доходила до 300 голов. За день скапливалась не одна решётка яиц. За свежим и безопасным (в отличие от магазинного) «урожаем» стали наведываться соседи. Раскупали яйца стремительно, бывало, что хозяевам ничего не оставалось. Охотно брали цыплят на вырост, нахваливая: дескать, оборинские хохлатки лучше несутся.

Со своей основной работой Светлана рассталась с лёгкостью. Признаётся: никогда и не мечтала о заводе - так судьба сложилась. А когда супруг в домашних условиях начал конструировать небольшой промышленный инкубатор (с системой поворота и автоматическим температурным режимом), решила окончательно встать на стезю сельского бизнеса. Оформила свидетельство индивидуального предпринимателя и вступила в программу самозанятости при поддержке ЦЗН. Правда, быстро поняла: программа эта (цитирую дословно) «смешная».

- Разве можно начать дело «с нуля» на 60 тысяч рублей? - сомневается птичница. - Меня всегда удивляет, когда люди с такими деньгами хотят горы свернуть. Я только кормов на 30 тысяч закупала, не говоря уже о налоговой нагрузке. Когда оформлялась, нужно было ежегодно отчислять 11 тысяч рублей. Через год эта сумма выросла до 13-ти, потом до 16-ти, а сегодня она составляет уже 34 тысячи рублей...

Эти удивительные «курозаменители»

Неудивительно, что Светлана, как и многие начинающие предприниматели, сдала свидетельство ИП. Теперь её статус - владелица личного подсобного хозяйства. Кур в свою очередь вытеснили их более компактные и деликатесные собратья – перепела.

Светлана и Максим искали в Интернете удобные варианты конструкции клеток, а наткнулись... на информацию о перепелах. Почитали – удивились. Их яйца - экологически чистый продукт, птицы не болеют сальмонеллёзом (у них температура тела 42 градуса, все микробы погибают). Оказалось, что этим «курозаменителям» даже отапливаемое помещение не нужно, они сами, как грелки, за считанные минуты нагревают «атмосферу».

Первых породистых перепелов Светлана привезла из Пермского зоопарка. Однако экзотические бройлеры-фараоны показали свою экономическую несостоятельность. Тёзки египетских царей съедали столько кормов, что себестоимость одного деликатеса получалась запредельной. Тогда решили прикупить менее прожорливых «японцев». Довольно быстро птичник заполнился новыми жильцами. Излишки яиц Оборины стали предлагать знакомым и друзьям. Но, к их удивлению, о вкусовых и питательных свойствах перепелиных яиц почти никто ничего не знал. Распространяли информацию посредствам буклетов, черпая сведения из Интернета. Много раз выходили семейным подрядом на рынок, нарабатывая клиентуру. Наконец, «за-ра-бо-та-ло!».

Набравшись опыта, пообщавшись с коллегами по цеху, Светлана поняла:

- Люди хотели бы развиваться в этой сфере, но преградой становятся две серьёзные проблемы: закупка кормов и сбыт продукции. Тогда и появилась идея объединить новичков в этом бизнесе, создав сельхозкооператив. Почти два года нам потребовалось, чтобы собрать все необходимые бумаги, разработать устав, найти пайщиков. Пока в нашем кооперативе семь человек. Это садоводы, владельцы личных подсобных хозяйств, занимающиеся разведением уток, индюков, кур, кроликов. Среди членов некоммерческой организации – один ассоциированный пайщик (человек, не имеющий отношения к сельскому хозяйству, но готовый вкладывать средства в развитие кооператива - ред.). Хотя сегодня мало кто всерьез рассчитывает на дивиденды в этой отрасли.

В планах - даже семеноводство

И всё-таки родительница нового (или хорошо забытого старого) детища уверена: дивиденды будут. У кооператоров больше возможностей, чем у частника или даже фермера. Эта некоммерческая организация, имеющая статус юридической, автоматически уравнивается в правах с крупными сельхозпроизводителями. То есть кооператив имеет право участвовать в местных, краевых и федеральных программах. Владельцам десяти подворий гораздо легче собрать сумму, которая, как правило, бывает обязательной для участия в крупном проекте.

В кооператив могут объединиться как индивидуальные предприниматели, работающие в области сельского хозяйства, так и фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств, садоводы. Всем вместе легче развиваться, решать проблемы, к примеру, с теми же кормами, которые год от года дорожают. Оборины считают: в Лысьве просто необходим кормоцех. Смеси и комбикорма, которые продаются на наших базах и в магазинах, оставляют желать лучшего. Светлана заметила: очень часто приходится слышать от людей, что куры перестают нестись из-за некачественных кормов. В итоге многие отказываются от содержания птицы даже для семейного стола.

В планах у кооператоров Обориных - обеспечить местных садоводов качественными и недорогими семенами. Даже подумывают создать рабочие места для инвалидов. Но главный проект – организация фермерского рынка, о котором так долго и много в последнее время говорят.

- За последние двадцать лет нас научили, что в сфере производства главное - конкурентная борьба, - делится мыслями хозяйка подворья. - Плановая экономика вспоминается как что-то уже отжившее. А я считаю: сельское хозяйство должно быть плановым! Раньше экономисты просчитывали, сколько тому или иному району нужно овощей, мяса, молока на месяц, на год с учётом прироста населения. А сейчас мы зависим от случайных обстоятельств: привезут нам предприниматели в магазин продукты или нет, и по каким ценам? вырастет ли гречка в цене или нет? Представьте, что лысьвенцы проснутся завтра, а с прилавков исчез весь импорт. Чем питаться будем? Что могут предложить местные фермеры и хозяйства?

Беда под названием «тракторист запил»

Благо, Максиму и Светлане Обориным есть что предложить лысьвенцам. Сегодня в их птичнике более двух тысяч перепелов и кур. А главное – небольшое тепличное хозяйство, где Оборины круглый год выращивают зелёный лук и огурцы (и всё это, заметьте, на шести сотках!). Максим работает на металлургическом заводе, а в свободное время мастерит клетки, строит дом. Капитальную теплицу с подогревом грядок и бактерицидными лампами тоже соорудил сам. Средства на это владельцы подворья позаимствовали в «Россельхозбанке». Признались: государство помогает лишь гасить часть процентов по кредиту. На большее с его стороны рассчитывать не приходится.

- Когда всерьёз начинаешь задумываться о продовольственной безопасности страны, становится страшно, - говорит Светлана. - Франция, Германия, Финляндия... Там сельхозпроизводителей поддерживают так, что нам и не снилось! Ну скажите, как американские окорочка, привезённые из-за океана с такой стоимостью транспортировки и «растаможки», могут быть дешевле наших платошинских кур? Получается, фермеров в Штатах так дотируют, что им выгодно производить: лишь бы сбыть! Мне перед Новым годом знакомые ребята из деревни привозили индюков, попросили: мол, продай по 400 рублей. Захожу в магазин и вижу: там лежит индейка из Польши за 295 рублей. Уже обработанная, со всеми торговыми накрутками, она и то дешевле на 100 рублей!

- Неудивительно, что деревни спиваются. Конечно! Людей просто отучили от работы, – добавляет Максим. - А почему бы нашим хозяйствам не выращивать ту же фуражную пшеницу на корма не только для себя, но и для частников? Ведь у нас реально можно заниматься производством молока, мяса, зерна, овощей даже несмотря на то, что район считается не сельскохозяйственным. Пару лет назад в одном из хозяйств мы покупали пшеницу. Отличная! На следующий год звоним, отвечают: мол, нынче не посеяли - тракторист запил...

Инициатива + УФ - это вам не уф-ф-ф!

Очень часто лысьвенские заводчики перепелов, обращаясь за помощью, слышали: мол, птица – это не сельское хозяйство, это бизнес. Поэтому они быстро научились самостоятельно решать свои проблемы и думать, из чего можно сделать деньги. Оказалось, даже из того, что находится под ногами – из помёта. В Интернете нашли эффективное средство для переработки птичьих отходов в удобрение - ускоритель ферментации (УФ). В основе препарата, как и у небезызвестного садоводам «Байкала-М», - лучистый грибок. Пригласили в гости специалиста из Казани, научились пользоваться «УФом», обработали пробную партию и сдали на анализ в лабораторию. Результаты удивили: удобрение и вправду получилось отменное. Большая куча, образовавшаяся во дворе за годы ухода за птицей, разошлась мгновенно, едва о чудодейственном птичьем навозе прослышали знакомые. Первое время Оборины фасовали продукт в пакеты. Потом клиенты пошли валом: приезжали на машинах и увозили удобрение мешками.

Привезённый Светланой на Платошинскую птицефабрику образец удобрения (его внешний вид, отсутствие специфического запаха) привели руководство в восторг. А через неделю ей написал один из руководителей: «Не знаю, с чьей подачи, но из Перми звонил «дядечка» из московской фирмы. Он готов организовывать и финансировать переработку помёта для продажи за рубеж. Цена переработанного помёта - 897 долларов за тонну. Вот такие «золотые» перспективы»...

- И на переработке отходов можно заработать, - подтверждает Максим. – Но многие этого не знают. Мы хотим, чтобы люди поняли: пришло время работать сообща, делиться опытом, помогать друг другу. Да, сельское хозяйство – трудный хлеб. Но мы, однажды выбрав эту стезю, вырваться не можем...

Наверное, уже и не вырвутся. Даже свой кооператив они, как первопроходцы, организуют в качестве подсказки для всех остальных, как руководство к действию. Особенно для сельских жителей, которым зарабатывать на собственном подворье в одиночку гораздо сложнее.

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

16 апреля губернатор края Дмитрий Махонин выступил с ежегодным посланием об итогах и планах социально-экономического развития региона
Не упустите возможность воспользоваться господдержкой, чтобы подарить детям незабываемые каникулы
задал Президент в послании к Федеральному Собранию
Яндекс.Метрика