Французский философ и просветитель Дени Дидро считал: люди перестают мыслить, когда перестают читать. Когда-то наша страна признавалась самой читающей в мире. Картина уже давно совсем не та – в рейтинге самых читающих стран мы лишь седьмые. Низкий рейтинг – это полбеды. Настоящая беда в том, что новые поколения россиян вообще не питают особой любви к книге. Как привить лысьвенским школьникам любовь к чтению – на такой вопрос пытались ответить участники конференции «Формирование читательской компетентности учащихся», прошедшей незадолго до нового года в центре научно-методического обеспечения.
Интересных методик - масса, знай пользуйся!
Если перевести с официального на русский тему конференции, то разговор шёл о том, как сделать так, чтобы дети начали читать книги? В залах ЦНМО собрались школьные библиотекари, преподаватели начальных классов, русского языка, истории, воспитатели детских садов. Участники разделились на три секции, работавшие по разным темам, но имевшие общую цель: пробудить интерес детей к книге. Были сделаны десятки докладов, основанных на собственном опыте. Педагоги рассказывали коллегам о том, как наладить взаимодействие семьи и библиотеки, как усилить роль периодической печати и уроков внеклассного чтения в привитии любви к книге. Не обошли стороной и современные технологии: электронные книги были признаны верными помощниками в формировании интереса к чтению.
После каждого выступления проходило его обсуждение, нередко бурное, возникали и споры. Но в одном учительское сообщество было единодушным: проблема остра и решать её надо быстро. Вот мнения некоторых участников конференции.
Юлия Магафурова, учитель начальных классов школы № 16:
- Ситуация пока, конечно, не катастрофическая, её можно выправить. Какими способами этого добиться? Во-первых, необходимо вновь обратить детей в «библиотечную веру» - наладить взаимодействие библиотеки и семьи. Нужна положительная мотивация: мы должны увлечь ребёнка интересной книгой, чтобы не оттолкнуть его от чтения. Наша задача с младых ногтей прививать любовь к этому процессу. Я, например, плотно работаю с журналом «Мурзилка», мы его читаем всем классом.
Галина Хардина, методист ЦНМО:
- В образовательных стандартах нового поколения много внимания уделяется смысловому чтению. Дети стали читать весьма поверхностно, а формирование читательской компетентности учит вдумчивому чтению. Это поможет, кстати, при сдаче ЕГЭ и ГИА. Мониторинг показывает: дети невнимательно читают задания и потому допускают ошибки.
Татьяна Григорьева, учитель начальных классов (Чусовой):
- Над решением проблемы я работаю не первый год. Например, мне удалось проследить связь между успеваемостью ученика и его техникой чтения. Я озвучила результаты своего исследования, и над этим задумались и родители, и сами дети. Ребята начали самостоятельно выбирать книги, активнее ходить в библиотеку. На лето я предложила будущим четвероклассникам прочесть книгу объёмом не менее 120 страниц. Родители с восторгом включились в работу, радостно докладывали мне, сколько книг прочли их чада.
Среди множества озвученных участниками конференции методик, наиболее любопытной мне показалась одна. Историк и обществовед школы № 7 Евгений Кузнецов поделился с коллегами собственными наработками в применении технологии продуктивного чтения на уроках. Вот как Евгений Константинович объяснил ее суть:
- Эта методика предусматривает обдуманное понимание текста. Вместо объявления автора и пояснения сути текста, детям предлагается спрогнозировать содержание текста по заголовку. Ребята с интересом высказывают предположения, повышается их мотивация к чтению. Можно прервать чтение и, допустим, спросить: что же будет дальше? Существует много различных приёмов, позволяющих сделать так, чтобы ребёнок не просто прочитал сказку или рассказ, но сделал это с интересом, запомнил содержание прочитанного.
Область применения этой технологии обширна: история, литература, география, чтение… Можно воспользоваться ею и при повторении пройденного, и при изучении нового материала. Я применяю разные приёмы: пометки на полях, оценка текста, составление заданий по тексту. Результаты впечатляют! Дети охотно учатся самостоятельно и главное! - учатся осмысленно прочитывать любой текст - от учебника до документов.
Что читают чиновники?
В свете проблемы, прозвучавшей на конференции, мне показалось уместным провести небольшое собственное социологическое исследование. Вот, к примеру, какие ответы я получил на вопрос - какие три книги, по вашему мнению, должны обязательно быть в семейной библиотеке? - от известных в нашем городе людей.
Виталий ШУВАЛОВ, глава Лысьвы:
- Разным периодам жизни, безусловно, соответствуют разные литературные пристрастия. В школьные годы запоем прочёл роман «Пётр Первый» Алексея Толстого. Позже, в зрелый период, в сознании оставила сильный след «Трилогия желания» Теодора Драйзера (романы «Финансист», «Титан», «Стоик» - Ф.П.) - серьёзная вещь о человеке и обществе. Пожалуй, эти три книги я бы пожелал всем иметь в своей библиотеке. Последнее, что прочёл из художественной литературы, – "Географ глобус пропил" Алексея Иванова. Сейчас жду выхода фильма, дабы сравнить ощущения от прочитанного с киновариантом.
Наталья АНАНЬИНА, заместитель начальника управления образования:
- Конкретных литературных пристрастий не имею. В школе, например, зачитывалась произведениями Аркадия Гайдара и Валентины Осеевой, прозой Пушкина. Сегодня предпочитаю детективы. Любимые авторы этого жанра – Агата Кристи, Артур Конан Дойл и Татьяна Устинова. Не так давно открыла для себя современного автора Елену Михалкову, прочла уже несколько её книг.
Ирина КУЧУМОВА, начальник управления культуры:
- Сложный вопрос... В детстве на меня произвела неизгладимое впечатление «Повесть о Зое и Шуре» Любови Космодемьянской. Это книга о силе духа, она способна воспитать в маленьком человеке волевые качества. Много лет назад она сформировала у меня особое отношение к ветеранам, людям, пережившим Великую Отечественную войну. Долгое время моей настольной книгой были «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Хороший юмор и жизненность ситуаций – вот чем меня привлекают эти произведения. Кстати, этой книге я обязана поступлению в институт. Сейчас читаю внукам детские книги.
Что читают педагоги, чем интересуются дети?
Следующим этапом моего исследования было анкетирование учителей и учащихся школы № 3.
Среди книг, прочитанных учащимися, безусловным лидером стали книги школьной программы: «Отцы и дети» Тургенева (прочли 11 человек), «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Гроза» Островского. Из внеклассной литературы в списке значатся книги о Гарри Поттере, произведения японского писателя Харуки Мураками и бразильского автора Паоло Коэльо. Два человека указали в анкете «Белую перчатку» Майн Рида. Далее в список попал военный боевик Александра Тамонникова «Подлежит ликвидации», история ясновидящего юноши – «Мёртвая зона» Стивена Кинга и мистический «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Есть у ребят интерес и к историческому роману. Среди указанных произведений значатся «Нечистая сила» Валентина Пикуля и «Князь Серебряный» Алексея Толстого. Не чужды школьникам и ставшие классическими «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса. Не то в шутку, не то всерьёз кто-то из старшеклассников указал Николая Носова и журнал «Мурзилка».
Из 23 опрошенных учителей школы № 3 двенадцать ответили, что последний раз читали вчера, четверо – на прошлой неделе. Двое педагогов признались, что в последний раз держали в руках книгу в августе, двое коротко ответили «давно», один из преподавателей читал год назад, один вообще не смог вспомнить, когда это было...
Среди недавно прочтённых педагогами книг лидирующие позиции занимают детективы современных российских авторов. Ненамного отстают от них дамские романы. В списке значатся имена Джудит Макнот, Сесилии Ахерн и Екатерины Вильмонт, ну и, конечно, классика жанра – «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу. Среди прочих указаны и книги, ориентированные, скорее, на специалистов, чем на широкую аудиторию. Например, учебник по макроэкономике, книга по маркетингу «МcDonalds. Сарафанное радио», настольная книга многих психологов «Люди, которые играют в игры» Эрика Берна. Short Stories O’Henry, по видимому, осваивает кто-то из учителей английского. Не обходят учителя стороной и историю: в анкетах встретились историко-публицистический роман «Литва» и авторская интерпретация развития событий в годы гражданской войны Михаила Веллера. Из хрестоматийных произведений мне встретились «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова, «Мы» Евгения Замятина, рассказы Чехова и «Золотая роза» Константина Паустовского. Из числа современных литераторов был назван Иосиф Гольман с романом «Хранитель реки».
Вместо заключения
Что ж, если судить по итогам конференции и по результатам моего мини-исследования, можно сделать вывод: и все россияне в целом, и лысьвенцы в частности, книги читают. Да, в меньшем объёме, чем в прежние годы. Но до истинной катастрофы ещё далеко. Не стоит забывать также о том, что выводы об объёме прочитанных книг интернет-социологи нередко основывают на данных о продажах книжных магазинов и количестве посетителей библиотек. Однако многие сейчас читают электронные версии книг, а за справочной информацией обращаются к Интернету.
Между тем не стоит отрицать и того, что нечитающее поколение не стремится привить тягу к книжному слову своим детям. Таких, попавших в рабство телеящика и развлекательных интернет-порталов, с каждым днём становится всё больше. Могу привести примеры из жизни. Помнится, пришёл в мебельный магазин - приобрести книжный шкаф. Девушка-продавец искренне не поняла, для чего мне такой нужен. «У вас что, столько дома книг? А зачем вам они?» - недоумённо вопрошала она. А одна моя знакомая поразила своим безапелляционным высказыванием: «Откуда у меня дома книги? Я школу давным-давно закончила!».
Им обеим, по видимому, любовь к чтению так и не привилась. Будем надеяться, нынешним поколениям школяров различные современные технологии читательского воспитания помогут это сделать. Дело спасения нации от «бескнижия» - в ваших руках, вдумчивые, читающие родители и увлеченные, преданные профессии педагоги!
Социальные комментарии Cackle