«6 мая 2011 года компания «Альтаир» установила в моей квартире окно-стеклопакет. Летом никаких дефектов не обнаружилось, но когда начались холода, стало ясно – от нового окна тепла не будет. Даже цветы на подоконнике стали увядать.
Обратилась в компанию. Пришёл бригадир, что-то подкрутил и сказал: мол, был небольшой дефект, и рама промёрзала. И ушёл. Теплее от его работы не стало. Как только на улице потеплело, я вновь обратилась в компанию. Пришёл тот же мастер, убрал слив у подоконника, выгреб большой мешок мусора, залепил щели и ушёл.
Когда наступила следующая зима, от окна стало ещё холоднее. Два месяца я пыталась наладить контакт с компанией, но безуспешно - телефоны не отвечали. Раньше её офис находился в «Рубине». С большим трудом я узнала новый адрес: ул. Металлистов, 18. Но руководитель Илья Пономарёв решил поиграть со мной в прятки. Четыре раза обещал приехать, но не появился ни разу.
Две зимы у меня с окном бесконечные проблемы. Спрашивается, для чего я копила с пенсии деньги на установку окна? Стобы пользоваться им, как холодильником?
Любовь ТРЕГУБОВА, пенсионерка».
Уже 14 обращений обманутых потребителей
Валентина КОКШАРОВА
Следом за этим письмом в редакцию пришло ещё одно - от Ольги Борисовой - и тоже с жалобой на «Альтаир». Там ситуация была другой: фирма Ильи Пономарёва оформила договор на установку окон, взяла предоплату в сумме 40 тысяч, а работу не выполнила. Мало того, договор с Борисовой был заключен от имени фирмы, к тому времени уже ликвидированной. Автор письма дополнительно сообщила редакции, что таких обманутых заказчиков у «Альтаира» - больше десятка. Они написали заявления в прокуратуру, усмотрев в действиях подрядчика признаки мошенничества.
В телефонном разговоре помощник прокурора Михаил Батуев подтвердил, что действительно в надзорном органе на рассмотрении находятся уже 14 обращений граждан на неправомерные действия предпринимателя И.А. Пономарёва. Общая сумма, уплаченная заказчиками в качестве аванса, составила только по десяти обращениям 256 тысяч рублей.
В начале марта в прокуратуру обратились ещё четверо. История та же: люди внесли предоплату, а окна им не установили. Фирма Ильи Пономарёва, получается, распорядилась средствами по-своему, возможно, залатала деньгами заказчиков какие-то свои финансовые дыры. Сколько в настоящее время составляет её реальная кредиторская задолженность, сказать трудно.
Естественно, разгорелся скандал. Прокуратура начала проверку. Взяли объяснительную с Ильи Пономарёва, материалы для проверки направили в ОВД, сделали запрос в налоговый орган. Понятно, что все эти процедурные действия одной неделей не обойдутся.
Отрицать невозможно - придется платить...
Нам удалось связаться с фигурантом скандального дела. Илья Андреевич появился в редакции вскоре после нашего звонка, чтобы дать объяснения всему происходящему.
Отрицать что-либо было невозможно. Он признался: мол, ситуация сейчас у него довольно сложная - предприятие, по-русски говоря, «село в лужу». Предприниматель попытался объяснить причины своих финансовых проблем:
- Десять лет занимаюсь этим бизнесом, который начинал одним из первых в Лысьве. Спрос на установку окон был огромным. Мы устанавливали до 4-х тысяч окон в год. Сегодня фирм много. Рынок «перегрет». У меня сейчас время сложное, но уезжать никуда не собираюсь и все взятые заказы выполню. Борисовым было предложено установить пока одно окно, но они отказались, требуют вернуть деньги. А всего у нас было порядка 17-ти неисполненных договоров, а с ноября, когда мы не стали принимать заказы, их осталось восемь.
В связи с тем, что сейчас не сезон на установку окон, я с каждым заказчиком переговорил, чтобы подождали. Я ни от кого не скрываюсь. Понимаю людей, которым мы не смогли вовремя установить окна. Повторяю: все, кто авансировал заказ, получат его исполнение или мы вернём деньги.
Зимой мы живём на те средства, что заработали летом, а летом 2012 года сработали плохо. У нас были проигрыши по нескольким аукционам...
На вопрос, как же получилось, что заказы оформлялись от имени уже несуществующей фирмы, предприниматель ответил, мягко говоря, не совсем понятно. Он сослался на менеджеров, которые что-то там не поменяли в программе. Спрашивается, а кто договора-то подписывал? И потом, если проиграли аукционы и появились финансовые сложности, зачем нужно было набирать заказы, да ещё с такой предоплатой?
В прокуратуре пока по сложившейся ситуации тоже одни вопросы. Но в любом случае решение - есть здесь признаки злого умысла или нет - будет приниматься по материалам проверки ОВД. Проще говоря: попадает ли деятельность предпринимателя под статьи УК или фирма объективно попала в финансовые тиски? На практике, как сказали в надзорном органе, собрать доказательную базу этого самого злого умысла весьма непросто. Таковы у нас законы, позволяющие практически безнаказанно ликвидировать фирмы-должники, строить финансовые пирамиды и вообще распоряжаться средствами частных лиц как заблагорассудится.
Предприниматель мечется. В прокуратуре считают, что долг у него не такой и большой: можно взять кредит в банке и рассчитаться с людьми. Почему он не использует эту возможность, нам неведомо.
Что касается письма Любови Трегубовой о качестве исполненных работ, то после разговора в редакции предприниматель лично побывал у неё и дал слово, что, как только на улице потеплеет, брак исправят. Читательница позвонила нам и с радостью сообщила об этом. Ей остаётся только ждать, как и тем людям, которые, доверившись фирме, отдали ей кровно заработанные.
Относительно этой истории хотелось бы сказать одно: предприятий по установке окон в городе много. Лысьва – не Москва. Здесь нетрудно просто навести справки: кто есть кто? Крепких, надёжных, с хорошей бизнес-репутацией фирм немало. Кстати, многие из них рекламируют свои услуги на страницах «Искры». Чтобы не попасть, как говорится, впросак, надо не полениться: поспрашивать, прицениться и сделать правильный выбор. Всего-то.
Некачественный товар? Пишите претензию!
Валентина МИНГАЗЕТДИНОВА, специалист-эксперт Восточного территориального отдела Роспотребнадзора по Пермскому краю
Никто из нас не застрахован от покупки некачественных товаров и услуг или оплаты работы по договору, которая не выполняется в положенный срок. Все эти примеры - нарушение прав потребителей. Но как же покупателю восстановить справедливость?
Можно обратиться с письменной претензией непосредственно к продавцу или исполнителю услуги. Но кому конкретно писать претензию? Продавец согласно букве закона - это не человек у кассы или за прилавком, а конкретное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Полное наименование организации, её юридический адрес (или регистрационные данные ИП) есть как в товарном или кассовом чеках, так и в том месте, где совершалась покупка или оформлялся заказ. Эта информация должна быть размещена на вывеске организации, а также в торговых и клиентских залах на стенах или стендах.
В «шапке» претензии указываются: реквизиты продавца (исполнителя) и данные потребителя (Ф.И.О., адрес, телефон). В тексте излагаются факты: купил вещь такого-то числа, о чём свидетельствует кассовый (товарный) чек, обнаружил недостаток вещи тогда-то, требую в соответствии со статьёй (указывается) Закона РФ «О защите прав потребителей» вернуть деньги (заменить, отремонтировать и т.д.). Написать претензию можно в произвольной форме, но обязательно в двух экземплярах: один вручается продавцу, на втором (вашем экземпляре) лицо, получившее претензию (а им может быть как руководитель, так и работник, уполномоченный принимать претензии и вести переговоры с потребителями) ставит подпись и дату.
Если претензию не берут или не желают делать отметку на втором экземпляре, можно прибегнуть к помощи двух свидетелей, которые письменно подтвердят факт отказа в принятии претензии. Один её экземпляр оставляется руководителю организации или лицу, уполномоченному принимать претензии, в крайнем случае, - работнику, исполняющему обязанности на своём рабочем месте (если руководство уклоняется от встречи с вами). На втором экземпляре претензии пишется, что она вручена в присутствии двух свидетелей (указать, кому и когда вручена), затем свидетели ставят свои подписи, Ф.И.О. и адреса. Если вы решите отстаивать своё нарушенное право в суде, то свидетелей могут вызвать на заседание для дачи показаний.
Можно отправить претензию в адрес продавца (исполнителя) заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление вернётся отправителю и послужит доказательством в суде.
После принятия претензии по качеству товара продавец по закону может провести его проверку, на которой потребитель имеет право присутствовать. В своих письменных претензиях укажите, что вы знаете о своих правах и намерены присутствовать при возможной проверке качества товара или проведении экспертизы. Попросите в претензии, чтобы вас заблаговременно предупредили о месте и времени проведения таких процедур.
Помимо указания своего домашнего адреса, куда может быть выслан ответ на претензию (хотя закон и не обязывает продавца отвечать на неё), укажите контактный телефон, чтобы с вами могли связаться, если продавец решит удовлетворить претензию. Можно вписать и реквизиты банковского счета, если по договоренности сторон деньги будут возвращены не наличными, а перечислением.
На расторжение договора купли-продажи отводится до 10 дней, на замену товара - до 7 дней, на проверку качества товара - до 21 дня (включая 7 дней на замену). В случае, если продавец (исполнитель) в отведённый законом срок не удовлетворит претензию (это может быть выражено устным/письменным отказом либо бездействием), вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.