О чём говорили лидеры профсоюзов на встрече с главой округа Виталием ШУВАЛОВЫМ
16.05.2013Валентина КокшароваСоциумВстречи - дело хорошее, если учесть, что в былые времена именно профсоюзы в преддверии таких государственных праздников вместе с парторганизациями выводили на демонстрации народ с призывами и лозунгами. В принципе, что изменилось? Народ как трудился, так и трудится, а роль профсоюзов как борца за трудовые права таковой и осталась. Но в этой самой роли вся собака и зарыта.
И это деловой формат?
О чем хотели поговорить с главой в формате круглого стола профлидеры, что у них накопилось такого, что не позволяет им исполнять свои обязательства перед трудовым людом полно и эффективно? Вопрос не праздный, ибо обычно с главой ищут встречи, когда проблем накопилось много, либо что-то или кто-то мешает их решать.
Беседа проходила за чашкой чая. Уже одно это располагало к разговору доверительному и благостному.
После короткого вступительного слова Александра Лямина, председателя городского координационного комитета профсоюзов, и некоторого скромного замешательства участников круглого стола зачин диалогу сделал глава.
- В поле зрения профсоюзов находится труд, и наша задача - поддерживать вас в вопросах повышения престижа рабочих профессий, роста зарплаты. Что для этого нужно сделать власти, какие формы взаимодействия использовать? - хотел бы услышать от вас.
Но вместо диалога о формах взаимодействия и их обсуждения (для чего в принципе и собрались) получился разговор в формате вопросов и ответов.
Профлидер ООО «ЭТМ-Привод» Николай Черепанов передал главе коллективное письмо рабочих предприятия, недовольных работой перевозчиков: после второй смены люди не знают, как добраться домой, ибо к тому времени автобусы уже стоят на приколе.
Проблема есть, но стоило ли её выносить на круглый стол?
Александр Лямин поставил главу в известность, что намечается 65-летие профсоюзного движения. Мол, губернатор уже издал соответствующее распоряжение, и надо бы подобное издать и главе, чтобы руководители «оказывали помощь профсоюзам и помогли провести День профсоюзного работника».
- Да-да, власть нас поддерживала! - горячо подхватила предкомитета работников образования Зинаида Мальцева. - Спросите у Сергея Александровича (Рихтера - ред.) - он нам оказывал поддержку, и мы очень хорошо проводили эти мероприятия на «Соколе», в «Березке». Грамоты вручали. Не будем традицию нарушать. А так в нашей организации всё стабильно.
Глава вежливо улыбался. Было видно: не к такому разговору о формах взаимодействия с профсоюзами он, идя на встречу, был готов.
Николай Ксенофонтов, не один год возглавляющий горком профсоюза работников госучреждений, ещё не остыл от прежней активной жизни директора ЦЗН. Он хвалил власть за понимание в вопросах занятости, за участие в работе трёхсторонней комиссии, за то, что наболевшие проблемы трудящихся поднимаются на аппаратных совещаниях, и пожелал совместной работы администрации и руководителей предприятий. Закончил неожиданно: «Проблемы были, и они останутся».
Кто виноват - понятно. Что дальше делать?
Глава вежливо улыбался в ожидании разговора об этих самых проблемах. А главная сегодня – уровень зарплаты трудящихся...
Александр Лямин напомнил: не только город, но весь Пермский край далеко отстали в этом плане в целом по России.
- Мы понимаем: глава не может своим распоряжением поднять зарплату. Тем не менее работать в этом направлении надо. Низкая зарплата – низкая покупательная способность. С директорами предприятий мы находим в этом вопросе понимание, но реалии таковы, что бюджет устанавливает собственник. Тут надо бы попробовать поработать совместными усилиями. Но собственники, как правило, порой находятся не только за пределами города, но и за пределами России.
К теме подключилась проф-лидер медиков Александра Минебаева: мол, и кадры в здравоохранении стареют, и зарплата растёт очень медленно, отчего работать приходится на полторы-две ставки. В общем, вещи известные, далеко не оптимистичные, рождающие исконно русские вопросы: кто виноват и что делать?
На теме «кто виноват?» внимание заострять не стали – и так всё понятно. А вот по вопросу «что делать?» программа вроде бы наметилась. О ней столько разговоров в последнее время.
Замглавы по соцвопросам Владимир Костылев напомнил: кадровая программа в здравоохранении принята, по ней работают. Что касается зарплаты, тут проблема в том, что фонд оплаты труда на 2013 год уже определён, поэтому главврачам дано указание средства изыскивать из утвержденного фонда. Как это будет происходить - каждый руководитель будет решать сам. Но задача перед ними поставлена такая: к концу года зарплата младшего персонала должна составлять 12 тысяч рублей, медсестер – 18 тысяч, врачей - 38 тысяч. Понятно, что цифры это средние. Однако где взять деньги на такое повышение, - остаётся вопросом открытым.
Информация, которой делились лидеры профкомов, руководителям города хорошо известна. А вот какие есть реальные инструменты взаимодействия исполнительной власти и профсоюзов, которые могли бы повлиять на рост оплаты труда трудящихся, на кадровую политику, - об этом, похоже, никто не знает.
Поговорили ещё о других стимулах в работе, снова - о кадровом голоде. Спросили у главы и о том, как дела в сельском хозяйстве. Он ответил: сельское хозяйство развивается, но не такими темпами, какими хотелось бы...
Ну и как не задать вопрос: как глава чувствует себя в кресле первого лица округа? На это Виталий Шувалов, вежливо улыбаясь, ответил: проблем - горы, но все они решаемы, мол, впереди у него ещё четыре года, чтобы сделать всё, что запланировали.
Беседа о формах взаимодействия профсоюзов и местной исполнительной власти завершилась распитием чая. Прощаясь, глава поблагодарил профлидеров за встречу и выразил надежду на сотрудничество в общих городских делах и начинаниях.
Довольные общением с руководством города профлидеры покинули зал заседаний. Но спрашивается: зачем собирались? Может, что сказать хотели? Может, рассказать, как отстаивают права трудящихся, как трудно в современных условиях противостоять повсеместному наступлению капитала на права, свободы и интересы широких слоёв населения? Или о том, почему некогда мощная общественная организация утрачивает свою роль в современном обществе? И как власть, напрямую завязанная в своей работе с интересами населения, могла бы стать реальной опорой профсоюзному движению в борьбе за экономические и трудовые права рабочих? А может, рассказать-то и нечего?
Социальные комментарии Cackle