В своё время классики экономической науки утверждали: нет такого преступления, на которое бы не пошёл капиталист ради трёхкратной наживы. Не будем утверждать, что, изобретая и сооружая аттракцион собственной конструкции (некое подобие тарзанки), предприниматель Дмитрий Морозов видел перед глазами только мешки с деньгами и поэтому о безопасности тех, кто будет на нём забавляться, не думал. Однако в итоге всё получилось как у классиков: его изобретательность оказалась преступной, потому что недешёвое экстремальное удовольствие было опасным для жизни и здоровья развлекающихся. Один их них уже полгода не может оправиться от полученных травм.
Непосвящённым объясним вкратце суть забавы. В её названии явно слышится имя Тарзан. А он, как известно, перемещался в джунглях чаще всего на лианах. Лианы в наше время заменили прорезиненными эластичными веревками. На них и сигают - кто с мостов, кто с подъёмных кранов, а кто со специальных вышек. Их и называют тарзанками. Но не только их. Есть еще так называемая «флайнг-роуп» - верёвка для полёта. Её, скорее всего, и взял Д. Морозов за основу аттракциона для своей базы отдыха, которая расположена на выезде из города неподалеку от поста ГИБДД. В итоге получился скоростной спуск с высоты 14 метров по натянутому тросу длиной 140 метров.
Разумеется, свое ноу-хау Дмитрий Михайлович специалистам из технадзора не показывал, потому что со всей очевидностью понимал: они от его конструкции камня на камне, вернее, верёвки на верёвке не оставят. Да ещё и накажут за такую самодеятельность. Другими словами, он наперёд знал, что на самостоятельно спроектированном и смонтированном аттракционе оказывает развлекательные услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Кроме того, вопреки требованиям ст. 1097 Гражданского кодекса РФ, не предупреждает их об этом.
В конце концов случилось то, что и должно было случиться. Прошлогодней осенью в его заведении расслаблялась компания. Острую выпивку мужчины решили закусить не менее острым экстримом. И попросили прокатить их на тарзанке. Пятеро достигли земли благополучно. Шестому не повезло.
Он оказался настолько крупного телосложения, что ему не хватило страховочного ремня. Чтобы не терять клиента и его деньги, Морозов тут же удлинил ремень каким-то попавшимся под руки шнуром и отправил клиента вниз. Хотя спуск был недолгим, узел шнура успел развязаться, и мужчина рухнул на землю. При падении получил тупую сочетанную травму головы, сотрясение головного мозга, ушиб и кровоизлияние грудной клетки, открытый оскольчатый перелом левого бедра и другие повреждения. Судебные медики квалифицировали их как тяжкий вред здоровью со значительной и стойкой утратой общей трудоспособности.
Действия самого Д. Морозова суд квалифицировал по ст. 238 УК РФ как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, которые повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пострадавшего. При ознакомлении с материалами уголовного дела Дмитрий Михайлович ходатайствовал о постановлении приговора в отношении него без проведения судебного разбирательства в связи с тем, что согласен с предъявленным обвинением. Защитник, потерпевший и государственный обвинитель против этого не возражали. Ходатайство было удовлетворено.
При назначении наказания суд учёл, что Д. Морозов совершил преступление впервые, по месту работы характеризуется положительно, к административной ответственности не привлекался, вину признал и раскаялся, имеет малолетних детей, частично возместил потерпевшему моральный и материальный вред, потерпевший на его строгом наказании не настаивает. Суд постановил: назначить ему два с половиной года лишения свободы и сто тысяч рублей штрафа. В силу ст. 73 УК РФ наказание в виде лишения свободы считать условным, с испытательным сроком такой же длительности.
Комментирует старший помощник прокурора, младший советник юстиции Лариса Гориченко:
- Потенциально опасной при падении считается высота выше трёх метров. А в целом аттракционы являются самым опасным видом развлечений. Поэтому все они должны иметь специальный паспорт и обязательно изготовляться на заводе. По оценкам экспертов, в России катание на качелях-каруселях заканчивается летальным исходом в 5-10 раз чаще, чем за рубежом. По вине самих отдыхающих происходит только 10% несчастных случаев. Остальные - по вине неквалифицированных операторов, из-за «возраста» аттракциона или его плохого обслуживания.
В нашем случае Д.М. Морозов нарушил требования национального стандарта Российской Федерации по безопасности аттракционов и общие принципы её обеспечения. Нарушений установлено более десятка. Хотя об этом можно было и не говорить – использование самодельных аттракционов вообще запрещено. Ведь чаще всего при их эксплуатации никто не отвечает за надежность приспособлений, не обеспечивает страховку, не учит правильной технике прыжка, не информирует «прыгунов» о возможных последствиях, В связи с тем, что случилось в Лысьве, хочется предупредить население города и района: во избежание трагедий, прежде чем воспользоваться тем или иным аттракционом, убедитесь, что он надёжен. А для этого потребуйте у оператора или владельца документы, разрешающие его безопасную эксплуатацию.