Директор муниципальных предприятий присвоил более 100 тысяч рублей
17.10.2013Сергей АРАПОВПравопорядокПсихологи считают: многие воры, присваивая чужое, кроме материальной наживы испытывают удовольствие от успеха в опасном деле. Видимо, именно такое удовольствие получал специалист бюджетного учреждения, присваивая казённые деньги.
В ход пошли подложные чеки.
Испытывал ли такое чувство пятидесятилетний Борис Пестов (здесь и далее имена, фамилии и наименования организаций изменены), систематически залезая в карман руководимых им предприятий, суд не выяснял. Государственный орган больше интересовал механизм совершения этих краж. И он установил его в мельчайших подробностях.
Начались они в ноябре 2011 года. Через три месяца после того, как Б. Пестова приняли сначала на должность директора бюджетного учреждения (БУ) «Чистота», а следом (временно и по совместительству) - на должность директора муниципального унитарного предприятия (МУУП) «Ритуал». Происходило это так. Весной прошлого года Борис Фёдорович дал указание мастеру МУУП «Ритуал» М. Матаниной, чтобы «изобразила» от своего имени заявление на получение 5000 рублей - якобы для приобретения канцелярских и хозяйственных товаров. Как директор он завизировал его и направил мастера в бухгалтерию получать деньги. Естественно, она передала их ему. А Пестов, в свою очередь, пообещал: непременно вернёт всю сумму в кассу предприятия.
Однако возвращать не собирался. Поручил механику «Ритуала» В. Обновину «нарисовать» товарные чеки на эти самые пять тысяч, указав в них конкретные якобы приобретённые запчасти к автотранспорту. А потом передать эти «документы» Матаниной, чтобы отчиталась перед бухгалтерией за полученные на подотчёт денежные средства.
Обновин взял у знакомого предпринимателя использованные кассовые чеки и чистые бланки товарных чеков с печатями. Затем уговорил подчинённого заполнить три из них, указав «купленные» детали на 5056 рублей. Эти подделки В. Обновин передал М. Матониной, а та, не подозревая «липы», отчиталась за ранее полученную на подотчёт сумму.
По накатанной колее.
В целом с ноября 2011 по июнь 2012 года Б. Пестов правдами и неправдами заполучил на подотчёт в МУУП «Ритуал» 55102 рубля, в БУ «Чистота» - 41435 рублей. Долг надо было как-то гасить. И он обратился к накатанной схеме.
В июне 2012 года, используя служебное положение, не желая вносить личные деньги в кассы предприятий, он распорядился, чтобы механик В. Обновин оформил товарные чеки на якобы приобретенные запчасти, составил авансовый отчёт и представил его в бухгалтерию МУУП «Ритуал». Мол, на его основании там выдадут деньги, и он передаст их ему. Обновин тоже не стал изощряться. Снова взял в торговой точке чистые бланки товарных чеков с печатями и попросил всё того же подчинённого заполнить их. Общая сумма составила 114070 рублей. Этими деньгами Б. Пестов и намеревался залатать образовавшуюся финансовую брешь. Но случился облом.
Как рассказала на суде бухгалтер Н. Каргапольцева, у неё возникли сомнения в подлинности товарных чеков, поскольку цены на запчасти были слишком высоки. Да и В. Обновин не получал денег по служебной записке, то есть купил всё на свои кровные. А откуда у него столько «лишних» денег? Она вернула ему чеки и потребовала, чтобы на них поставил подпись кладовщик, то есть подтвердил, что детали поступили на склад. Через несколько дней механик принёс чеки с его подписями. Однако они не развеяли её сомнений, и она сказала В. Обновину, чтобы кладовщик выписал приходный ордер, официально подтверждающий поступление запчастей. В. Обновин этого не сделал. А вскоре Б. Пестова уволили, и все его махинации всплыли.
Не смертная казнь.
Наше государство некоторые юристы называют раем для казнокрадов. И вот почему. Первый и самый главный шаг к легализации казнокрадства был сделан ещё в начале 90-х годов. В ту пору законодатели исключили из Уголовного кодекса страны статью 93.1 - отменили смертную казнь за хищения государственной собственности. А ведь раньше достаточно было украсть 20 тысяч рублей - и поминай как звали. Упразднили и 92-ю статью, которая предусматривала большие сроки за хищения государственного имущества путём злоупотребления служебным положением.
В итоге настолько «гуманизировали» Уголовный кодекс, что в нём вообще не осталось статьи, которая напрямую предусматривала бы санкций за казнокрадство. Одна из последних «гуманизаций» — штрафы для взяточников вместо лишения свободы. И поправки в статью "Мошенничество", которые позволяют обвиняемым избегать заключения в случае полного возмещения ущерба.
Так по какой же статье судили Б. Пестова? По ст. 159 УК РФ. Множество криминальных эпизодов объединили в три мошенничества и одно покушение на мошенничество с использованием служебного положения. Борис Фёдорович виновным себя признал полностью. С исковыми требованиями согласился, но от дачи показаний отказался - в соответствии со ст. 51 Конституции РФ.
Суд констатировал: Б. Пестов совершил тяжкие умышленные злодеяния, но часть похищенного вернул. А это, как и «исключительно положительные характеристики личности подсудимого», существенно снижает степень его общественной опасности. К тому же у него нет судимостей и отягчающих преступления обстоятельств, да ещё и здоровье никудышное. И весь этот «джентльменский» набор позволяет перевоспитать его без изоляции от общества.
Приговор: три с половиной года лишения свободы условно с трехлетним испытательным сроком и взыскание с осуждённого в пользу МУУП «Ритуал» 35305 рублей в счёт возмещения материального ущерба.
Конечно, Борис Фёдорович украл не миллиарды бюджетных рублей, как это теперь бывает в нашей стране. Но всё, как известно, начинается с малого...
Социальные комментарии Cackle