После запланированного двухнедельного простоя сборочный конвейер Лысьвенского завода бытовой техники вновь заработал. Экономическая программа у завода нынче напряжённая. Поставлена задача – в два раза увеличить объём продаж лысьвенских плит, и она выполнима, если до максимума сконцентрировать все возможности, какими сегодня располагает предприятие.
Пасынок он и есть пасынок
Слухов и сплетен относительно будущего лысьвенской плиты хоть отбавляй: «банкротят», «закрывают», «перепродают», перепрофилируют и т.д. Чтобы развеять домыслы, исполнительный директор Сергей Мишла-нов (на снимке) встретился с корреспондентом «Искры» и откровенно ответил на все, и порой даже не очень удобные, вопросы.
Весной прошлого года в городе заговорили о том, что в «ЛМЗ-ПП» сменился собственник. Актив у группы компании «Инсаюр» приобрёл лысьвенский предприниматель Андрей Тунёв, и это вселило определённые надежды на возрождение некогда большого и довольно весомого для экономики района производства. На экономической карте города появилось предприятие с новым названием – ООО «Лысьвенский завод бытовой техники». Оно стало преемником всех обязательств и долгов прежнего «ЛМЗ-ПП».
Сергей Мишланов откровенно признаётся: когда познакомился с делами, понял, насколько сложным оказалось состояние предприятия. Да и откуда взяться динамике развития, если актив был выставлен на продажу. Прежний собственник ставки на этот бизнес не делал, средства практически не вкладывал, особой помощи не оказывал, и предприятие в свободном плавании выживало как могло. Словом - не родное дитя, а пасынок он и есть пасынок.
Не закрыть, а работать
- Какие задачи поставил перед вами новый собственник?
- Задача была одна: чтобы завод работал и приносил прибыль. Не закрыть, не развалить, а работать. Первое, чем пришлось заниматься, - расшивать узкие места. Есть люди, есть производство, есть рынки. Нужно было наметить план действий для вывода предприятия из сложившейся ситуации. В первую очередь сформировали команду управленцев – пришли новые, остались и прежние - те, кто вместе с заводом переживал эти трудные времена.
Как известно, объёмы продаж плит зависят не только от сезонности, но и от того, насколько стабильно финансовое состояние потребителей, и как растёт в целом благосостояние в стране. Как ни странно это звучит, но на рынок электроплит довольно позитивно повлиял финансовый кризис 2008 года. Каким образом?
В докризисные времена активно начал развиваться строительный рынок жилья. В кризис многие объекты пришлось заморозить, а в 2010-2012 годах строители, оправившись от финансового удара, начали достраивать объекты, и спрос на бытовые электроплиты вырос. Это сыграло на руку производителям.
- Что бы там ни говорили, но бренд плиты «Лысьва» в стране известен, - считает Сергей Иванович. - Конкуренция, конечно, его значительно потеснила, но производителей плит в России не так и много. На Урале три крупных предприятия: в Лысьве, в Чайковском («Дорина») и в Златоусте («Мечта»). И все они ориентированы, прежде всего, на строительный рынок.
Была ёмкость, да «просела»
В былые времена ёмкость рынка лысьвенской плиты на нём составляла более 26%. За годы перестройки и реформ она заметно «просела»: на российский рынок зашли поляки, китайцы, украинцы. Белорусы старались сохранить рынки в России. Прежнее руководство «ЛМЗ-ПП» работало по инерции, ежегодно увеличивая отпускную цену на продукцию, а в целом плита не менялась. Денег в техперевооружение практически не вкладывалось. Самое узкое место плиты «Лысьва» - дизайн. Он остался на прежнем уровне, как 5-7 лет назад, в то время как конкуренты заметно шагнули вперёд.
- Известно, что несколько лет назад велись переговоры с иностранцами относительно и дизайна, и нового оборудования...
- Переговоры шли с итальянской фирмой «Sipama». Она готова была поставить и оборудование, и оснастку для нового дизайна, но это порядка 2 млн евро. Понятно, что таких денег у предприятия не было.
Узкое место – дизайн
- За девять месяцев в должности исполнительного директора вам удалось всё-таки продвинуться по освоению новых рынков сбыта, по проблеме дизайна, по объёмам производства?
- Первая и основная задача была – увеличить объём продаж. Мы работаем только под продажи. Сформировали программу продвижения продукции. Провели комплекс мер, связанных со снижением себестоимости и постоянных затрат. Увеличили норматив по складу в два раза, дав людям возможность работать. Естественно, пришлось пересмотреть ценовую политику, снизив в среднем отпускную цену на электрическую плиту на 8%, на электрогазовую - на 14%, на газовую - на 24%. Эти действия позволили стабилизировать ситуацию и каждый месяц давать прирост.
Второй задачей, по словам директора, стало возвращение прежних покупателей лысьвенской плиты. Менеджеры побывали у всех, с кем раньше торговали, и провели переговоры. Кого-то вернули, например, Киров, Санкт-Петербург. Туда уже пошла отгрузка. В декабре в Монголию отправили контейнер с плитами. Сейчас с нетерпением ждут результатов: придётся ли ко двору плита «Лысьва» монгольским потребителям?
Сегодня есть надежда на потребительский рынок юга России. В Краснодарском крае активно развивается жилищное строительство, квартиры в основном сдаются «под ключ», и спрос на плиту известной лысьвенской марки есть. По словам Сергея Мишланова, 70% продукции завода всё-таки ориентировано на строительный рынок жилья. И Лысьва готова поставлять строителям недорогие и качественные плиты.
В планах этого года серьёзная работа и по изменению дизайна.
- Весь прошлый год мы наращивали объёмы продаж, а вот по дизайну практически ничего не сделали. Эту задачу оставили на текущий год. Обновим дизайн, кое-какие устаревшие модели уже сняли с производства. В том же ценовом диапазоне должна появиться обновлённая плита, - говорит директор.
Настрой на позитив
Нынешняя экономическая программа завода по-настоящему напряжённая. Удвоить объём продаж в условиях жесткой конкуренции – дело непростое. Но у новой команды и коллектива в целом есть позитивный настрой, а это главное.
Мы достаточно подробно говорили с исполнительным директором и о проблемах завода, и его планах, и о его кадровой политике. Кадровая политика сегодня действительно для предприятия очень непростая. Во-первых, мало молодых рабочих. Средний возраст работающих перевалил далеко за сорок. Современная молодёжь вообще к производству не тянется. Многие просто не понимают, что значит работать на предприятии с полным пакетом социальных гарантий, трудовыми отношениями согласно российскому законодательству, с коллективным договором. Всё это не просто сохранено на заводе бытовой техники, но и приняты дополнительные меры.
Сергей Мишланов прекрасно понимает: зарплата пока для молодых не очень привлекательна. Но по сравнению с 2012 годом она выросла. И будет расти по мере увеличения производства и объёма продаж. Нынче в колдоговоре записано повысить её не менее чем на 6%. Запланированы и средства на дотацию питания в заводской столовой для работающих.
- Разные слухи ходят: мол, банкротится предприятие, закрывают его. Слухи они и есть слухи. Хочу сказать, что команда, которая сегодня работает на заводе, настроена поднять его и вернуть ему былую славу. В этом году мы хотим представить потребителю совершенно новую плиту и надеемся, что всё у нас получится, - сказал Сергей Мишланов в заключение разговора.
Социальные комментарии Cackle